Представители четырех стран — Венгрии, Чехии, Польши и Словакии рекламировали свои направления, рассказывая о достопримечательностях

ТУРЦИЯ ТОЖЕ ЧЛЕН НАТО...

Сегодня в Казани собрались обсудить свои проблемы с местными турагентствами представители стран «Вышеградской четверки» — Венгрии, Чехии, Польши и Словакии (мероприятие поддержал госкомитет РТ по туризму). «Визит важен, потому что мы знаем особенности общения с европейскими странами, — сообщила на открытии встречи заместитель председателя комитета Екатерина Барабанова. — Люди перестают ездить. Сейчас спад достигает 30 процентов. Благодаря таким встречам можем увеличить активность туристов».

Представители четырех стран, по сути, рекламировали свои направления, рассказывая о достопримечательностях. По словам Шандора Фабиана — советника по туризму бюро посольства Венгрии, в вышеградских странах можно найти событийный туризм, объекты ЮНЕСКО, курорты SPA и так далее. В Венгрии, по его словам, более 1,3 тыс. минеральных источников. «Так много, потому что много бурили, — пошутил он. — Искали нефть, газ, но нашли только источники». Фабиан подчеркнул невысокую цену на недвижимость: «Смешные цены по сравнению с российскими...» Представитель Словакии Любица Алюсицова отметила, что эту страну россияне любят за горнолыжный отдых, а также за комфорт конгресс-туризма. За год страну в год посещают почти 7 млн. туристов.

Туроператоры Венгрии настроены оптимистично (на фото — представитель Robinson Tours Юлиана Ульса)

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовала с гостями о том, что они думают о спаде потока туристов из России, а также о прогнозах на ближайшее будущее.

«Надеемся, что ситуация с нехваткой доверия со стороны туристов к турбизнесу скоро закончится, — считает Анджей Сераковски, директор польской туристической организации Polska (Москва). — О денежных убытках сложно сказать. Приезжают туристы из разных стран. И увидим, что покажет четвертый квартал. Через пару дней я встречусь с турфирмами в Калининграде, будем обсуждать, что делать. Мы не волшебники». По его словам, турпоток снизился только из России, а из других стран наблюдается рост. «Из России было самое большое уменьшение за последние годы, — отметил Сераковски. — Дать прогноз на конец года сложно. После двух кварталов этого года турпоток из России увеличился — на 10,5 процентов — по пересечению границы. Но это не все туристы. Турист — это тот, кто живет 24 часа в сутки в стране. В прошлом году калининградцы пересекали границу в один конец — они хорошо знают Польшу, хорошо ездят. В прошлом году всего к нам приезжали 15 миллионов туристов. Российских туристов было около 700 тысяч — это очень много. Номер один по популярности — Краков и регион вокруг него».

На вопрос о политической ситуации с Украиной он ответил, что «везде есть политика». «После запрета польских яблок прошла акция, что надо есть свои яблоки, — отметил Сераковски. — В скольки ресторанах стояли коробки с надписью «Ешь яблоки назло Путину»? В одном или двух. Никто из нас не говорит о санкциях. Все думают о своем бизнесе. Например, если вы работник «Ашана», то вы за санкции или против них? Конечно, я против них. Все мы залезли в этом году в политику, но она никогда не была против туризма. Заграничные выезды не стали чем-то особо специальным для обычного российского жителя. Почему-то некоторые теперь предпочитают ездить в Турцию — дешево и тепло, но ведь эта страна тоже член НАТО. Все принимают россиян с удовольствием. Думаю, мы справимся с политикой, привыкнем к курсу рубля и евро. Но единственное, чего я боюсь, — это доверие к российским турфирмам. Если уж рухнули такие крупные туроператоры... Это очень плохо. Говорят, что это пирамида, никто не знает, правда ли это на самом деле». Сераковски также сообщил, что в Польше любят российских туристов. На вопрос почему он ответил, что российский турист покупает много экскурсий. Кроме того, поляки и россияне похожи в поведении за границей — любят тратить деньги.

Шандор Фабиан
Шандор Фабиан: «У нас есть планы на Татарстан»

ПОПАДАЕМ ПОД САНКЦИИ?

Фабиан рассказал «БИЗНЕС Online», что в их стране с потоком туристов все отлично: «В этом году у нас дела обстоят очень хорошо, просто прекрасно. По нашей статистике, рост в этом году (статистика до июня) составляет 11 процентов, а по статистике Росстата — 48 процентов. Я не знаю, как Росстат нашел такую цифру, но это опубликовано официально. Статистика у нас идет не по количеству приехавших человек, а по количеству проведенных ночей, то есть тех людей, которые не транзитом проезжают, а останавливаются. И по ночам рост у нас 11 процентов. В Чехию уже давно все летают, все видели, привыкли к ней, и это уже раскрученный продукт. А Венгрия не особо раскручена и растет постепенно. У нас много потенциала. Хотя 11 процентов — тоже спад, потому что у нас были годы, когда рост составлял до 30 процентов. Рост есть, но прирост немного упал. К концу года ожидаем рост до 15 процентов. Кстати, у Финляндии — минус 65 процентов в этом году. Думаю, мало у кого хорошая ситуация. У Чехии — спад, то же самое — у Словакии, у Польши. У нас пока ситуация лучше всех». Прокомментировал он и вопрос о санкциях: «Санкции негативно влияют на нас. Венгрия — сельскохозяйственная страна. То, что мы попадаем под санкции, — угроза нашим экспортерам. Венгрия — маленькая страна, и то, что мы не делаем диких высказываний, положительно влияет на туристическую отрасль. Люди видят, что мы спокойны, — сказал Фабиан и сообщил, что у страны есть планы на Татарстан. — У нас есть планы на Татарстан. Запланировано много мероприятий, которые пройдут в Казани: выставки, презентация. На политическом уровне, насколько я знаю, личные отношения между руководителями наших регионов хорошие. Мы очень хотели бы, чтобы были прямые перелеты из Казани в Венгрию, но мы не знаем, кто может взять на себя такой риск. Авиакомпании теперь уже особо не хотят брать на себя риск, туроператоры тоже боятся... Думаю, ситуация с туроператорами стабилизируется в январе... Этот год — много банкротств! — был ужасным для туризма в России». Что касается количества приезжающих из России туристов, то 80 процентов едет через туроператоров, 20 — самостоятельно.

Роберт Новотны — директор представительства национального туристического управления Чешской Республики (Москва), рассказал, что за первое полугодие 2014-го спад потока туристов из России составил 6%. «К концу года, наверное, будет минус 6 процентов, — предположил он. — В первом квартале еще был рост, но во втором он прекратился. Мы думаем, что причины — падение рубля и политическая обстановка. Кроме того, рухнуло много туроператоров. Думаю, что проблемы у туроператоров возникли из-за курса рубля, а рубль упал из-за политической ситуации. Мы должны быть против санкций, потому что это убивает туристический бизнес. Наши поездки должны помочь увеличить поток туристов, но, конечно, нельзя ждать, что это будет большая цифра».

Представитель туроператора «1000 дорог» Алина Воликова рассказала «БИЗНЕС Online», что в этом году есть небольшой спад потока туристов: «Причины — и рост евро, и санкции. Вообще мы ненамного просели, потому что мы венгерская фирма, но у нас финансово стабильное положение, свой автопарк, свой собственный отель, свои гиды. Больше страдает Россия. Прогнозы дать не могу, сами ждем. Надеемся, скоро все исправится».

Представитель венгерского отеля «Европа Фит» (курорт Хевиз, Венгрия) Екатерина Каадар заверила, что дела идут хорошо: «Средняя заполняемость нашего отеля — 80 процентов, и это очень много. Учтите сложную политическую и экономическую ситуацию в мире. Туристы уже бронируют номера на рождественские и новогодние праздники».

Эксперты считают, что ситуация с туроператорами в России стабилизируется в январе

«ЧУВСТВУЕТСЯ ПАДЕНИЕ ПРОДАЖ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить актуальность европейского направления.

Рустем Тарзиманов — директор по продажам «Салават Lufthansa City Center»:

— Судя по тому, какие разговоры идут на рынке, в этом году очень сильно просела Чехия. Любимые россиянами Карловы Вары просели очень сильно. Возможно, Венгрия не заметила сильного спада, потому что эта страна — штучный товар. Туда едут не так часто, как в Чехию. И одно дело, предположим, 100 тысяч туристов в год в Венгрию (а в этом году — 90 тысяч), и другое дело — под миллион туристов в Чехии (а в этом — 700 тысяч)... Много факторов сыграло свою роль: и курс евро, и санкции, и запрет выезда за границу целому ряду сотрудников (МВД, МЧС, судейский корпус). Рост евро сказывается очень сильно. Когда люди выбирают, куда поехать, они смотрят, где есть море, а это Турция, Греция, ведь считается, что надо обязательно раз в год съездить на море. И если стоит выбор — поехать на море или взять экскурсионку, то чаще выбирается море. А те, кто может позволить себе дважды в год съездить на море и экскурсионку, сейчас уже задумываются и едут только на море. Наверное, такая логика сыграла свою роль, падение продаж чувствуется... Прямых вылетов в Прагу больше нет — вылеты должны были стартовать с 4 октября, но несколько недель назад стало известно об отмене рейсов. Прямых рейсов больше нет. Мы общались с туроператорами, и они говорили, что ближайшие рейсы были хорошо загружены. Это был чартерный рейс, заказчиком был оператор «Веди Тур Групп», а авиакомпанией должна была быть авиакомпания «Уральские авиалинии». Видимо, решили не рисковать.

Любимые россиянами Карловы Вары просели в сезон очень сильно

Эдуард Замалиев — директор турагентства «1001 Тур Казань»:

— Спад продаж в Чехию был. По России — 30 - 40 процентов, а из Казани — еще выше, потому что нет прямых вылетов. По Венгрии может быть и увеличение продаж — процентов на 15 - 20. Но, например, если в прошлом году из Казани в Венгрии отдохнули 20 человек, а в этом году 25, то сразу есть большой рост в процентах. Это не массовый туризм. Словакия и Польша не пользуются сильным спросом. Летом, конечно, Словакия интересна, но зимой там нет ничего примечательного. Это штучный товар. Из всех этих стран можно сказать, что массово представлена только Чехия. Карловы Вары можно даже назвать российским оздоровительным курортом... Спад в этом году был по всем европейским направлениям. Более-менее себя чувствуют пляжные направления: Испания, Греция, Италия. По всем остальным направлениям продажи падают второй год подряд. Для восстановления нужны год-полтора... От подобных презентаций в городах России польза, конечно, есть. Не каждое агентство может позволить себе отправить менеджера в рекламно-информационный тур в немассовое направление. Когда рассказчик взахлеб рассказывает о направлении, продажи вырастают даже на 40 процентов — были такие случаи... Минус для Чехии — отмена прямых вылетов. Будем надеяться, что весной кто-то предложит прямые вылеты.

Ирина Маштакова — представитель компании «Туртранс-Вояж»:

— Горящие путевки останутся как явление. Что касается Европы, то они могут быть только для тех, у кого уже есть шенгенская виза... Пока ни одна из тех мер, которые мы придумаем со своей стороны, не является особенно эффективной в том, что касается краха туроператоров. Но мы стараемся успокоить наших клиентов в своей надежности — представляем заключение аудиторов о нашей финансовой состоятельности, планируем давать ссылку на сайты партнеров, чтобы можно было проверить агентства. Многое, конечно, зависит от доверия. Нам доверяют. Для клиентов сейчас достаточно сложная ситуация. Многие вещи, которые заявляют туроператоры, невозможно полновесно проверить... В рамках общего падения с весны есть небольшой спад. Вряд ли хоть кто-то из игроков отрасли может сказать, что он не упал. Причины — рост евро, ситуация на Украине, крах туроператоров.