СТРАНА ИЛИ БРЕНД?

Одна из последних дискуссий на международном экономическом форуме в Сочи была посвящена проблеме национального брендинга. Модерировал панель председатель совета директоров группы компаний Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович. Он предложил всем присутствующим ответить на вопрос, что же является локомотивом — бренд или государство.

Куснирович напомнил, что в современном мире успешное экономическое развитие страны зависит от ее позиции на мировой арене, рейтинга и имиджа. Первым начал исследовать тематику национального брендинга Саймон Анхольт. В рейтинге The Anholt-GfK Roper Nation Brands Index за 2013 год Россия заняла 25-е место из 50. Из стран «Большой восьмерки» только у России нет стратегии развития национальных брендов. Вопрос стал еще более актуальным после вступления в ВТО, в результате чего конкуренция российских производителей с зарубежными лишь обострилась.

Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров высказал свое мнение первым: «Мне кажется, это единый взаимодополняющий друг друга подход — это и продвижение бренда является продвижением относительно страны, и страна для какого-то образца продукции является также движителем, это и качество продукции также является движителем. Это неразрывный процесс, элементы которого самодополняют друг друга и делают его непрерывным».

По его заверениям, сегодня у потребителей складывается положительное отношение к российскому продукту — собственно, министр другого сказать и не мог. Однако вечно это длиться не может, этим надо заниматься, поддерживать. «Никто никогда не будет покупать некачественное, поэтому надо всегда обеспечивать производственное качество. Надо думать о том, чтобы твоя продукция соответствовала потребительским качествам, потребительским свойствам, которые есть на рынке внутреннем, на рынке внешнем», — считает министр. Он подчеркнул, что на сегодняшний день в России тоже не сидят сложа руки, а активно занимаются как обеспечением поддержанием качества производимой продукции, так и собственно продвижением. «Мы сегодня разработали достаточно широкий инструментарий, который позволяет продвигать активно свою продукцию как внутреннем, так и на внешнем рынке», — рассказал Мантуров. По его словам, к таковому относятся выставочно-ярмарочная деятельность, проведение специальных сессий на выставках, форумах, продвижение через рекламу, дни российского производителя.

«Мы считаем, что важно разрабатывать в России, важно производить в России то, что мы можем производить. Того, что у нас где-то отсутствуют какие-то компетенции производства, не надо бояться, можно пока покупать и использовать лучшее, но при этом иметь комплексный инжиниринг именно в России», — заключил он.

СТРОИТЬ ИЛИ ПОКУПАТЬ БРЕНДЫ

Куснирович начал размышлять о тонкой грани локаций. Привел в качестве примера костюм от Армани, который вроде бы от итальянского дизайнера и представляет собой итальянский бренд, вот только шьют его вовсе не в Италии. При этом совсем другое дело — шампанское, которое, по идее, может быть произведено в провинции Шампань. «Точно так же, как вологодское масло может быть только в Вологде, нет других шансов, верно ведь? Безусловно, здесь 100-процентное покрытие «сделано в России, — сравнил Куснирович. — Но вот что касается дизайнеров, то прибавочная стоимость создается мозгами, локация бывает разной степени».

В итоге своих размышлений он придумал, как унифицировать понятия: «Поэтому слово «сделано» я мог бы заменить на слово «создано», потому что «создано в России» имеет более глубинную, более свободную трактовку. Несомненно, бренд «Аэрофлот» российский, но компоненты планетарные».

Что же в таком случае делать России? «Мы любим смотреть на себя в зеркало, и что скажет княгиня Марья Алексеевна или что скажет заграница, нам важно, тем более у них есть опыт», — таким образом Куснирович передал слово гендиректору, основателю Bloom Consulting Жозе Торресу. Тот привел два противоположных примера — Португалию и Испанию. Первая страна в свое время отказалась от производства своих брендов и переключилась на производство чужих. Затем попытка сформировать собственный бренд страны потерпела поражение. По мнению Торреса, это случилось из-за того, что это не было основным приоритетом правительства, а также отсутствовала согласованность с компаниями — португальские предприниматели не понимали брендинга, его ценности. Совсем иначе произошло в Испании, где те же бренды Mango и Zara зарекомендовали себя и стали известны во всем мире. «В России есть два варианта — строить или покупать. Или вы строите, развиваете свои бренды, укрепляете их и ставите их в приоритетную повестку дня, это должно быть в повестке дня президента и премьер-министра. Именно так это делается. Или купите их», — рекомендовал Торрес.

Дмитрий Медведев
Дмитрий Медведев

«СУХОЙ» КАК БРЕНД

— Мы что должны покупать или создавать? У нас есть что производить, — тут же вступил в разговор Мантуров. Министр указал на сидящего в первом ряду президента ОАК Михаила Погосяна.

— Все знают самолет «Сухой». «Сухой»-истребитель, «Сухой»-бомбардировщик, «Сухой»-региональный самолет. Я думаю, что на этом линейка не остановится. Это Миг, это «Туполев», это «Илюшин». Мы занимаем первое место в мире по объему производства самолетов. Это бренд? — обратился он Куснировичу.

— «Сухой» военный самолет — это, безусловно, лидирующий бренд, — моментально ответил тот. Он напомнил, что Погосян еще 8 лет назад мечтал построить бренд пассажирского самолета.

— Военный самолет Су и пассажирский Sukhoi Superjet-100 — это две большие разницы. Потому что историзм успешного эксплуатируемого состояния в разных международных авиакомпаниях мира пассажирского самолета Sukhoi Superjet-100 — это необходимое, но недостаточное условие для создания бренда, — пришел к выводу председатель совета директоров Bosco.

— Мы из военного бренда, всем известного, попытались его использовать создать бренд. Это сработало или нет? — не унимался Мантуров.

— Главная прелесть — самолет существует и летает. Это вы сделали правильно», — уклончиво ответил Куснирович. Однако он тут же заявил, что SSJ-100 пока не является успешным состоявшимся брендом. «Это все имеющиеся потенциалы для того, чтобы это случилось», — добавил он.

«МЫ НЕ ДОЛЖНЫ СТРЕМИТЬСЯ 100 ПРОЦЕНТОВ ПРОИЗВЕСТИ В РОССИИ»

В этот момент в зал вошел премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Все приветствовали его стоя. Именно ради выступления главы правительства в зал пришло даже больше человек, чем он мог вместить.

— Я куда попал? — пошутил Медведев.

— Вы находитесь на Родине, — ответил Куснирович. — Мы озабочены тем, как бы краше была на Родине наша жизнь и что для этого надо сделать. Рассматриваем пример птицефабрики — что первично: курица или яйцо, что первично: бренд, на сегодняшний момент актуальный, либо это «сделано в России» зонтичным потоком положительной направленной энергии?

— И к каким выводам пришли? — буднично спросил премьер-министр.

— Эээ.. Ждали вас, — нашелся Куснирович. В зале раздался смех.

— Молодец. Правильное политкорректное заявление, — похвалил Медведев и решил послушать дискуссию, а потом уже дать свой комментарий по теме.

Куснирович вновь вернулся к самолету «Сухой». На сцену вышел Погосян. По его словам, авиастроение — консервативная отрасль, так как новые бренды самолетов появляются редко. «Нам удалось в области военной авиации сохранить те позиции, и экспорт военной авиационной техники является устойчивым сегментом нашего экспорта. Бренд «Сухого» по-прежнему признается во всем мире», — заметил президент ОАК. Он с сожалением констатировал, что в рамках гражданской авиации России все же не удалось сохранить свои позиции на мировом рынке. «Бренды «Туполев» и «Илюшин», которыми мы гордились в советское время, в последнее время не произвели новых продуктов, потому что поддержание бренда требует постоянного создания новых продуктов, постоянного укрепления своих позиций в мире», — объяснил он. Что касается SSJ-100, то Погосян считает бренд состоявшимся. «Это бренд, который объединяет широкую международную кооперацию. Для меня важно не только физическое производство. Мы не должны стремиться 100 процентов произвести в России. Мы должны ключевыми технологиями владеть и развивать. Мы должны создавать продукт, который будет признан в мире», — заключил президент ОАК.

«МЫ НЕ УМЕЕМ ЗАЩИЩАТЬ НАШИ БРЕНДЫ»

— Дмитрий Анатольевич, вот прежде чем вы перейдете к своему выступлению... У меня есть две шапочки, кепочки, на обеих «Россия», — Куснирович достал две бейсболки. — Одна из них с брендом, не буду его называть, вы знаете...

— Да, знаю, знаю, — отмахнулся Медведев, зная, что Куснирович намекает на Bosco.

— А вторая сегодня с утра на набережной куплена. Есть разница в цене. Эта подороже, — он выставил вперед кепку своей компании. — А эта подешевле. Здесь честно указано, что она сделана в дружественной Китайской Народной Республике, здесь ничего не написано, но, думаю, тоже сделано в Сочи, — пошутил Куснирович. Он предложил Медведеву выбрать «на ощупь и на все остальное». Тот, лишь мельком взглянув на них, заявил, развеселив всех: «У меня уже есть такие».

Тут же, приняв более серьезное выражение лица, премьер-министр перешел к сути вопроса. «Конечно, мы бы хотели, чтобы наши бренды котировались, чтобы они воспринимались адекватно нашему представлению о своей стране. От чего зависит восприятие бренда, торговой марки?» — задал он вопрос как бы в зал. И тут же на него сам ответил: «Первое — от качества товара, вне всякого сомнения, и второе — репутация самой страны».

Медведев предложил вспомнить, как еще 15 лет назад воспринималось made in Chine. «Как правило, это было ощущение, что товар не вполне качественен. Сейчас этого уже нет, — сказал он. — Что произошло? Китайская экономика стала очень сильной, подтянула качество своих товаров, и теперь надпись «сделано в Китае» уже никого не пугает. Наоборот, привлекает, потому что это хорошее соотношение между ценой и качеством».

Премьер-министр уверен, что Россия должна идти по тому же пути. «Нам надо сделать то же самое с нашими брендами. Тогда «сделано в России» или «создано в России» будет восприниматься адекватно», — предложил он. По мнению Медведева, в России есть уникальные группы товаров, по которым уже сейчас можно составить достойную конкуренцию на мировом рынке. «Да те же самолеты на самом деле, — как бы между делом заметил он. — В мире найдется только до пяти стран, которые производят самолеты, и мы в том числе. Здорово это? Прекрасно». В том, что будущее у SSJ-100 есть, премьер не подвергает сомнению. «Но за это надо биться, — тут же заметил он. — Потому конкуренция есть конкуренция — будут ограничивать, будут вредить».

А отсюда Медведев сделал вывод: «Мы многое умеем делать, а многого не умеем. Но что мы точно не умеем делать — мы не умеем защищать наши бренды», — глава правительства определил больную точку. Он призвал всех заниматься патентованием, заниматься регистрацией интеллектуальной собственности. «Чем лучше мы будем работать, тем сильнее будет бренд «сделано в России». Сильная страна — сильные бренды — это абсолютно точная взаимосвязь», — подытожил Медведев.

— Мы приходим на такой общепланетарный круглый стол, и вы с гордостью выставляете от лица нашей страны бренды. «Сухой»... Эээ, — замялся Куснирович.

— Мокрый, — нашелся Медведев.

— Ну... «Русский стандарт» вы имеете в виду.

— Я ничего не рекламирую, — с улыбкой кивнул Медведев.

— Какую-то когорту брендов, которыми бы хотелось гордиться на бытовом уровне, на моральном уровне... — продолжил тему Куснирович. — Нельзя ли дать импульс на создание брендов? Чем гордиться будем?

— Чем гордиться будем? Естественно, своей страной и тем, чем богаты, что называется. Что производим, главное — чтобы это качественно было, — ответил премьер-министр. — А импульс уже дан. Во-первых, мы с вами сейчас сидим и этот импульс излучаем. А во-вторых, в условиях всяких разных санкций, ограничений мы поневоле должны были дать импульсы для развития своих брендов. Но, наверное, не это главное. Всякие санкции рано или поздно заканчиваются, — Медведев вновь повторил фразу из своего главного выступления на форуме. — А нам надо постараться за этот период сделать рывок вперед, причем рывок не за счет отграничения от основной части поставщиков, от всего мирового рынка. Нам не нужна советская экономика, нам не нужна закрытая экономика. Нам нужна открытая экономика, но в то же время мы должны использовать эту ситуацию для развития собственного рынка. И пусть на наш рынок приходят товары конкурентов. Только в этом случае наши товары, а стало быть их бренды, будут конкурентоспособными.

— Тоже политкорректный ответ, — подвел итог выступлению Медведва Куснирович. — В любом случае будем гордиться своей страной.

Премьер-министр пожелал удачи всем, в том числе в создании брендов, и спешно покинул зал. Следом за ним постепенно начали выходить и остальные слушатели, показав тем самым, что интересна им вовсе не тема про бренды, а Медведев, который, получается, сам как бренд...