ГРИНЯ ЗАДЕРЖАН С НАРКОТИКАМИ

В Подмосковье, в Раменском районе, был задержан 54-летний вор в законе — легендарный Гриня Казанский, он же Рафис Габсалямов, сообщает «Интерфакс». В последний раз он был осужден в 2010 году за перевозку и хранение наркотиков. Изначально ему инкриминировалась попытка наладить сбыт героина и марихуаны, но суд переквалифицировал обвинение. Габсалямова приговорили к пяти годам колонии. Свою вину он не признал и заявил, что наркотики ему подбросили сотрудники милиции. Летом Гриня снова вышел из мест лишения свободы — на одном из сайтов криминальные элементы радушно поздравляют его с очередным освобождением. И вот спустя несколько месяцев Габсалямов вновь попал в поле зрения правоохранительных органов.

При водителе Габсалямова было обнаружено 5 граммов героина. В настоящий момент в отношении водителя возбуждено уголовное деле по ст. 228 УК РФ («Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств). В настоящее время Габсалямов задержан по ст 91 УПК РФ и вскоре ему будет назначена мера пресечения, если Гриню снова осудят, то для него это будет уже 7-я по счету «ходка».

Известно также, что в оперативных мероприятиях в Подмосковье принимали участие сотрудники республиканского МВД. Заместитель руководителя отдела информации МВД РФ по РТ Максим Костромин сообщил «БИЗНЕС Online» о том, что официальный комментарий силовое ведомство предоставит позже.

ШЕСТЬ «ХОДОК» ГРИНИ

По данным республиканского МВД, Гриня был «коронован» в 1994 году в Москве армянскими ворами. В начале 1990-х годов он стал одним из организаторов альметьевской банды «Жулики». 30 мая 1993 года в ходе борьбы за сферу влияния она и другая банда «Чекисты» устроили перестрелку, в результате которой были убиты четыре человека. В 1995 году Габсалямова задерживали в Москве за незаконное хранение оружия, но вскоре дали один год условного срока.

Аналогичное наказание он понес в 2001 году в подмосковном Одинцове, но уже за наркотики. В феврале 2005 года Гриня был задержан на воровской сходке в оренбургском кафе «Амнезия». Вместе с ним находились местные «законники» Тимоха и Рашид. При личном досмотре у заезжего гостя было обнаружено 5,5 граммов героина. Однако в июле того же года Гриня был оправдан приговором Центрального суда Оренбурга и освобожден из-под стражи.

В нулевые Габсалямов чаще всего проживал в Москве, в Альметьевск приезжал редко, чтобы навестить родителей.

В 2010 году пресс-служба МВД по РТ распространила информацию под заголовком «Последний вор в законе». В нем сообщалось, что 29 июля 2009 года автомобиль, в котором находился Габсалямов, направлявшийся из Альметьевска в Бугульму, был остановлен сотрудниками милиции на 306-м км автодороги Казань — Оренбург. В ходе личного досмотра у него были обнаружены наркотические средства в особо крупном размере, которые он хранил в карманах своей одежды. По оперативной информации, Габсалямов по кличке Гриня Казанский является последним вором в законе в Татарстане, о чем якобы свидетельствуют отсутствие постоянного места жительства, семьи, работы, наличие 6 судимостей за хулиганство, побои, грабеж, разбой, за незаконное приобретение, передачу, сбыт и хранение оружия.

«Он никогда в своей жизни не работал и не занимался ничем полезным. Вел преступную деятельность и отбывал за это наказания, — говорит заместитель начальника ОРЧ-6 МВД РТ Сергей Прокофьев. — За плечами у него 6 судимостей за хулиганство, побои, грабеж, разбой, незаконное приобретение, передачу, сбыт и хранение оружия (первая судимость была получена еще в 1977 году). Одним из канонов воровского закона является запрет употреблять наркотики, также нельзя заниматься их сбытом. Но, как говорится, времена меняются и нравы тоже».

«ЭТИ ЛЮДИ ВЫШЛИ ИЗ БОЛЬШОЙ ЭКОНОМИКИ, НО РЕНЕССАНС ВОЗМОЖЕН...»

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— О Габсалямове я, конечно, слышал. Разумеется, сам по себе статус вора в законе, который имеет Гриня Казанский, подразумевает определенное влияние на криминальные структуры. В любом регионе страны. Во-вторых, необходимо сказать, что люди такого образа жизни являются «передовиками социалистического производства» в своей сфере. Понятно, что их деятельность происходит в теневых сферах нашей экономики. А раз есть эти моменты, значит, они занимаются каким-то бизнесом в этих сферах. А вот насколько, это вам правоохранительные органы должны сказать. Тут ведь важно понимать, что вор в законе может быть и не из Татарстана или не жить здесь, он все равно может иметь такое влияние, что весь криминалитет республики будет под ним ходить.

Я бы еще хотел отметить, что сегодня быть вором в законе — это не обязательно до конца своей жизни совершать какие-либо правонарушения или преступления. Он мог получить в свое время этот статус, а сейчас быть вполне добропорядочным гражданином. Но раз, как вы говорите, его задерживают правоохранительные органы, значит, у них есть какие-то подозрения в отношении его...

Нельзя не отметить, что у нас в республике в свое время была проведена довольно большая чистка криминалитета, где отметились и экс-министр МВД Татарстана Асгат Сафаров, и бывший прокурор республики Кафиль Амиров. Поэтому в Татарстане обстановка более спокойная, чем в других регионах. Я как адвокат замечаю, что в последнее время у нас нет громких дел. Есть скандальные дела, но они не связаны с лидерами преступного мира.

Ильдус Янышев — депутат Казгордумы, директор по связям с госорганами и международными организациями компании «Дельта»:

— Я думаю, что предыдущий министр МВД Татарстана Асгат Сафаров влияние так называемых воров в законе свел у нас в республике практически к нулю. Эти люди вышли из сферы большой экономики. Но нельзя забывать, что ренессанс возможен. Это возможно в любом обществе, где ослабевают регулирующие механизмы и эффективность работы правоохранительных органов. Когда наступают кризисные моменты, эпоха перемен, перестроек... В результате изменения экономических и идеологических укладов криминалитет, как всегда, поднимает голову. Ни одно общество от этого не застраховано, это возможно и в Австрии, и в Германии, если создадутся соответствующие условия.

Что должны делать правоохранительные органы, чтобы не допустить повторения 90-х? Они должны иметь профессионалов в своих рядах и искоренять коррупцию. Оргпреступность всегда идет рука об руку с коррупцией в органах внутренних дел и органах власти. Это близнецы-братья, две стороны одной медали. Не будет коррумпированной власти — не будет и оргпреступности.