БОЛЕЕ ВСЕГО ИНОСТРАНЦЕВ В РТ «ВЕРБУЮТ» КОМПАНИИ СТРОИТЕЛЬНОГО СЕКТОРА, ТРАНСПОРТНИКИ, СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯ

В Татарстане пересматривают квоты для иностранной рабочей силы: ожидания того, что после Универсиады потребности республиканского бизнеса в гастарбайтерах упадут, не оправдались. По данным министерства труда, занятости и социальной защиты населения, первоначальная квота на иностранных рабочих РТ в нынешнем году составляла чуть более 8 тыс. человек. В течение года она скорректировалась в сторону увеличения в 2 раза — до 16,4 тысячи. Однако и этого оказалось мало. Недавно около 100 предприятий республики запросили дополнительные квоты. А между тем сам бизнес объясняет свое желание нанять иностранцев их трудолюбием, ответственностью и честностью.

460.jpg
Клара Тазетдинова

НУЖНО НАЛАЖИВАТЬ СИСТЕМУ ОТБОРА МИГРАНТОВ

В год проведения Универсиады Татарстану федеральный центр утвердил квоту на привлечение иностранной рабочей силы в 24 тыс. человек. В правительстве РТ посчитали, что на 2014 год столько гастарбайтеров не понадобится, и направили заявку в российский минтруд на 8 тыс. иностранных рабочих. Однако впоследствии оказалось, что расчет оказался неверным: предприятия республики по-прежнему испытывают дефицит в иностранной рабочей силе.

«Мы решили, что Универсиада закончилась и такой потребности в иностранной рабочей силе не будет, и сократили свои предложения до 8 тысяч человек. Оставили только инвестпроекты, хотели посмотреть, что произойдет на рынке, — поделилась с «БИЗНЕС Online» заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Клара Тазетдинова. — Но потом в связи с тем, что обращались много работодателей, мы увеличили квоту до 16 тысяч».

Отметим, что квота на привлечение иностранцев формируется исходя из запроса республиканских предприятий и утверждается на заседании межведомственной рабочей группы, которую возглавляет первый вице-премьер Алексей Песошин. Далее предложения Татарстана отправляются в минтруд России, где аналогичная межведомственная группа (только на федеральном уровне) рассматривает заявки регионов. Окончательно квоты утверждаются решением правительства РФ, корректировка ее возможна в течение года.

По словам замминистра, в минувший четверг на заседании рабочей межведомственной группы были рассмотрены заявки порядка 100 предприятий республики, которые запросили дополнительно более 5 тыс. квот для иностранцев. Однако удовлетворено было только 300 заявок, что обусловлено завершением сезона в строительстве и аграрном секторе. Однако проблема остается на поверхности, и ее предстоит учесть при формировании квот на следующий год: местный бизнес остро нуждается в рабочих кадрах, а преимущество нередко отдает именно иностранцам.

«Конечно, иностранцев чаще всего привлекают на рабочие места, не требующие квалификации и которые долгое время не комплектуются местными трудовыми ресурсами, — сообщила Тазетдинова. — Учитывая достаточно высокий образовательный уровень нашего населения, высокую социальную защищенность рынка труда, местные кадры не готовы выполнять такого рода работы даже при высокой оплате труда». И это реалии рынка труда. Другое дело, что процесс отбора мигрантов должен быть регулируемый, полагает замминистра: «Ведь сегодня чаще как бывает, не работодатель заранее отбирает и приглашает людей на работу, а скорее играет роль сарафанное радио: один поработал, на следующий год из своей деревни привез еще пять человек. Для систематизации этой работы наше министерство подписало соглашение с национально-культурной автономией узбекской диаспоры, предусматривающей взаимодействие по вопросам трудоустройства. Во внимание было принято прежде всего то, что граждане Узбекистана наиболее массово представлены на рынке труда». Как отметила замминистра, более всего иностранцев «вербуют» предприятия строительного сектора, транспортники, сельхозпредприятия. Отчасти проблему нехватки рабочих кадров можно объяснить сложной демографической ситуацией в стране, реальной нехваткой людей. Часть работодателей, несмотря на бюрократические сложности оформления приезжих и обязательные издержки, которые приходится нести в связи с трудоустройством и обустройством в России иностранцев, вынуждены это делать. Хотя в целом по экономике доля мигрантов в числе занятых составляет 1,5%.

«Работодатели мотивируют необходимость выдачи квоты тем, что они исчерпали возможности комплектования местными трудовыми ресурсами, — пояснила Тазетдинова, — а главное, по их мнению, трудовые мигранты более мотивированы к эффективному труду».

«НАШИ ВСЕГДА НАЙДУТ, ЧТО УНЕСТИ С ОБЪЕКТА»

Мы поинтересовались у самих работодателей причинами заинтересованности в иностранной рабочей силе на фоне присутствия на рынке труда местных рабочих кадров. Аргументов несколько: у россиян порой завышенные требования в отношении заработной платы, некоторые уносят, что плохо лежит, и ходят на работу по своему «графику»: «Хочу – приду, не захочу – не приду». А для иностранного рабочего безалаберность — непозволительная роскошь, а угроза потери работы сродни вселенской трагедии.

Гульнара Идиятуллина — исполнительный директор ООО «Овощевод», Зеленодольский район:

– Наше предприятие находится недалеко от города, рядом с цивилизацией, поэтому люди предпочитают работать в Зеленодольске. Более-менее хорошие кадры устраиваются в магазины, на автомойки, заправки, в салоны. А к нам порядочные работники не идут, приходят в основном антисоциальные элементы. Да, работа в сельскохозяйственном секторе тяжелая. Вот у нас, к примеру, тысяча голов скота с молодняком, из них 400 дойных коров, наше предприятие занимается производством молока, и надои у нас по району одни из лучших. Единственная проблема — людей не хватает, те, кто работал годами, сейчас уже пенсионеры, а молодежь не идет, не хотят связываться с тяжелым трудом. Хотя у нас зарплата стабильная и по сельским меркам неплохая — 15 - 20 тысяч рублей. Сейчас планируем построить многоквартирный дом для того, чтобы привлечь кадры. Но люди все равно не идут. Недавно написали заявку на квоту, будем рады, если приедут хотя бы человек 10. У нас уже был опыт работы с иностранными гражданами, и впечатления от них остались только самые положительные, они работы не боятся. С удовольствием приняли бы семейные пары.

Марина Буяльская — начальник отдела кадров ООО АСТ Групп, Казань:

– Мы привлекаем иностранцев из Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории. Специализируемся на этих странах, так как качество работников очень высокое. Знаете, мы постоянно обращаемся в центры занятости, но специалистов хороших у нас нет. А приглашали от начальников стройки и прорабов до плотников и арматурщиков. И кто приходил? Либо люди вообще без образования, либо те безработные, которые решили, что можно на стройке пошабашить. Но нам такие «специалисты» не нужны. А когда к нам приезжают люди из-за рубежа, мало того, что у них есть диплом, опыт работы на серьезных объектах, так они еще у нас здесь в учебных комбинатах подтверждают свои дипломы. И они демонстрирую действительно отменное качество работы. Не в обиду будет сказано в адрес наших учебных заведений, но, к примеру, специалист, пришедший с дипломом местного строительного института, — вообще полный ноль. А иностранцы приходят и сразу же начинают читать чертежи, они сразу же в теме. Поэтому нам нужны иностранные специалисты, и ИТР, и рабочие кадры, и чем больше, тем лучше. Сейчас у нас работают 50 иностранцев, среди них есть несколько представителей Узбекистана, мы впервые взяли граждан из ближнего зарубежья. Но они могут трудиться только на подсобных работах, хотя плюсы есть: они никогда ничего не унесут со стройки и очень трудолюбивы. Наших мы тоже брали на подсобные работы, но они часто живут по принципу «хочу работаю, хочу не работаю». Поэтому мы готовы нести дополнительные расходы по привлечению иностранцев, готовы проходить все бюрократические проволочки. Даже несмотря на дополнительные расходы, поверьте, иностранцев брать лучше, вы придите на какой-нибудь объект и посмотрите, как они работают. Это же высочайший класс! По квотам хотелось бы высказать предложение: квоты выбирают не все, кто на них заявлялся. А вот у нас получилась ситуация, что и объектов множество, и сроки сдачи поджимают, а людей не хватает. Может, в связи с этим какое-то положение бы разработали, что если предприятие не выбрало квоты, их отдать другим. Мы даже готовы купить эту квоту, но чтобы у нас были люди.

Денис Джуринский — директор филиала ООО«Первая экспедиционная компания», Поволжье:

– Сложно на рынке найти рабочую силу, поэтому привлекаем иностранную: грузчиков, плотников, рабочих погрузо-разгрузочных работ. Местные поработают чуть-чуть и уходят, не хотят работать, плюс ко всему воровство процветает среди грузчиков, а мы несем материальную ответственность нашей компании за перевозимые грузы. А иностранцы приезжают сюда зарабатывать деньги, им нужно каждый месяц посылать их в семью, и для них потеря работы сравни трагедии, значит, семья в Таджикистане, Узбекистане денег не получит. Потерять работу для них страшно, и ведут они себя соответственно. И мы готовы нести расходы по оформлению документов, проходить все бюрократические проволочки, лишь бы эти люди у нас работали. Во-первых, они не украдут, во-вторых, мы знаем, что гарантированно выйдут на работу завтра. Дефицит рабочих будет всегда, я считаю, потому что люди хотят ничего не делать, но больше зарабатывать, а бизнес сейчас стремится к тому, что каждую копейку нужно по полной отрабатывать.

Эльвира Муссалямова — ведущий инженер отдела кадров МУП ПАТП-2, Казань:

– Наше предприятие обслуживает 17 городских маршрутов, а это более 300 автобусов. Из 521 работающих, россиян – 338, иностранцев – 183. Мы просили квоту на 400 иностранцев, но, к сожалению, получили только 200. Вы знаете, дефицит водителей очень острый. И мы просто не можем восполнить его местными кадрами, хотя люди к нам идут, работают и казанцы, и жители из других регионов республики, все же зарплата у нас неплохая: от 30 тысяч рублей. Но все равно кадров катастрофически не хватает. Зарплата россиян устраивает, приходят много, но и много увольняется, все же любой человек ищет, где лучше. И если бы нам дали необходимую квоту, мы бы без проблем набрали иностранцев.

Подготовлено при содействии министерства труда, занятости и социальной защиты РТ