«ФИННЫ» ИЗ ЕКАТЕРИНБУРГА

Как стало известно «БИЗНЕС Online», начало сезона по продаже верхней меховой одежды Казань встретила без одного из известных участников этого рынка — магазина «Лапландия». Гипермаркет на улице Чистопольской открыл свои двери для казанских покупателей в 2011 году. Однако в самом преддверии нынешнего сезона меховых покупок — в августе — он вдруг закрылся. Федеральная сеть, позаимствовавшая себе название у родины Санта-Клауса, запомнилась в том числе и массированным продвижением на телевидении — в частности, активно использовались рекламные ролики, в которых героиня разговаривала с заметным финским акцентом. Но к Финляндии компания имела отношение постольку-поскольку — фирма основана в Екатеринбурге. Согласно информации в свободном доступе, первый магазин сети был открыт в августе 2005 года именно в этом городе. На сегодня у «Лапландии» — шесть торговых точек: три в Екатеринбурге и по одной в Нижнем Тагиле, Тюмени, Сургуте. В сентябре планируется и рост — анонсировано открытие нового магазина в Тюмени.

Изначально отличительной особенностью сети называлась собственная дизайн-студия. Судя по всему, от нее не отказались до сих пор. По крайней мере на сайте компании говорится о том, что все коллекции бренда Laplandia Сollection отшиваются на крупнейших европейских и азиатских фабриках под пристальным контролем технологов екатеринбургской сети. Это меховые жакеты и пиджаки, плащи, куртки, пальто, пуховики, а также шубы из норки, енота, каракуля, сурка, лисы, козлика, кролика и дубленки. В интернете можно встретить разные отзывы о продукции компании. Владельцем компании-оператора «Лапландии» — ООО «Финделивери» — является предпринимательница с привычной уху каждого татарстанца фамилией Губайдуллина.

КАЗАНЬ «ПРОВИСАЛА» ПО ПРИБЫЛИ

Почему же магазин «Лапландия» свернул работу в Казани?

Заместитель управляющего сети «Лапландия» Елена Петухова сообщила «БИЗНЕС Online», что это произошло «из-за низких продаж»: «Может быть, место было не очень удачное. Во всех магазинах сети были достаточно высокие продажи, а казанский магазин по прибыли «провисал». Окончательно ли екатеринбургские «финны» исключили татарстанскую столицу из числа мест своего присутствия? «Трудно сказать: планы меняются поминутно», — ответила замуправляющего. Петухова сообщила, что закрытие магазина никак не связано с проблемами с арендодателем: «Торговые площади были у нас в собственности».

Безимени-1.jpg

Cеть «Лапландия» закрыла свой магазин в Казани из-за низких продаж

Как выяснилось, купить верхнюю одежду под брендом «Лапландия» в Казани все-таки можно, если прибегнуть к услугам интернет-магазина. Более того, под виртуальных клиентов уже открыли пункт выдачи интернет-покупок. Технологию работы интернет-магазина охотно объясняют всем желающим по телефону горячей линии: «Можно заказать примерку — она будет бесплатной. Понравившуюся модель отправят вам по почте. Курьер доставит заказ клиенту домой. Если выбранная вещь нравится, вы ее приобретаете. Если нет, отдаете назад».

МЕХА — ЭТО ОСОБАЯ ТЕМА

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у участников рынка, что они думают по поводу переформатирования магазина «Лапландия».

Леонид Рахимов — директор гипермаркета одежды «Модный размер»:

— Года два назад представители этой екатеринбургской сети вели со мной переговоры — хотели открывать в XL второй магазин, а потом пропали... Я удивлен тем, что «Лапландия» закрылась. У компании все было хорошо. Место на улице Чистопольской просто для них создано. У них была прекрасная позиция, замечательная реклама, грамотно выстроенное ценообразование, менеджмент один из лучших. Уже начиная с октября они предоставляли 20-процентные скидки. Финальные же скидки в марте доходили до 70 процентов. «Лапландия» великолепно конкурировала с «Мехаманией»... Интернет — великая вещь, но он не дает возможности примерить шубку, походить в ней. Поэтому купить норковое манто посредством сети, на мой взгляд, нереально. Интернет хорош, когда речь идет о приобретении артикулярного товара, у которого четкое наименование и характеристики. В большей степени это касается электроники и каких-то специальных вещей.

Раис Гумеров — генеральный директор ОАО «Мелита»:

— Меня не удивляет то, что магазин «Лапландия» закрылся. Сейчас на потребительском рынке теплой долговременной одежды происходит существенный спад. Это характерно не только для Казани — в целом для России. Покупательная способность населения снижается. Как следствие, сейчас могут выжить только те продавцы меховых изделий, кто каким-то образом отличается от других. «Лапландия» в основе своей продавала пуховики, хотя в их ассортименте были, конечно, и меховые изделия. То есть она предлагала то, что и все остальные, отличаясь от других разве что ценой. А таким компаниям все сложнее выжить... Я общаюсь со многими коллегами по России. У меховщиков ситуация очень тяжелая. Изделия из меха — это далеко не вещь первой необходимости, поэтому у многих из них продажи упали в два-три раза по сравнению с предыдущими годами.

У нас спада нет. Причина в том, что у «Мелиты» есть свое лицо. Наши изделия воспринимаются покупателями как брендовая одежда высокого качества. Так оно и есть. Плюс к тому вблизи нашего салона мы открыли еще и крупнейшую на сегодня сеть «Меховой квартал»: 30 магазинов. Туда приходят действительно много людей. Они заходят в наш салон, потом идут в «Меховой квартал» — сравнить ассортимент и цены. У нас продукция более высокого качества, но и цены выше, а в «Меховом квартале» есть товары любого уровня. В итоге каждый находит для себя эксклюзивные вещи. Вместе с «Меховым кварталом» «Мелита», безусловно, основной игрок: у нас четверть казанского рынка. Мы отчасти замкнули вокруг себя покупательский поток и тем самым ухудшили ситуацию для всех других игроков на этом рынке в Казани, в том числе и для «Лапландии».

Интеренет-продажами мы активно занимаемся уже пять лет. Но меха — это особая тема. Изделия из меха надо потрогать и пощупать. То есть важна органолептика — ощущения. А этого нельзя почувствовать по интернету, даже если размер совпадает.

Евгения Овчинникова — менеджер по продажам салона кожи и меха «Мондиал»:

Думаю, причина закрытия магазина «Лапландия» связана с общей ситуацией на рынке, которая характеризуется падением продаж. В нашей компании, к счастью, продажи с прошлого года не снизились. «Мондиал» — а мы федеральная сеть — крупный игрок на рынке меховых изделий Казани, уже 18 лет присутствуем в городе. Результат — огромное количество постоянных покупателей, которые доверяют нашему качеству. В свою очередь, мы стараемся соответствовать потребностям людей по новизне коллекций, их ассортименту, обслуживанию. Поэтому многие клиенты возвращаются к нам вновь и вновь. К тому же в нашем городе очень хорошо действует сарафанное радио. Кроме того, приносит свои плоды лояльная политика в отношении покупателей — это всевозможные акции. Также есть сервис — открыта мастерская, где мы обслуживаем наши изделия после покупки.

Магазин «Лапландия» в Казани вроде бы находился в удачном месте, можно сказать, на стыке трех районов: Ново-Савиновского, Кировского и Московского. В то же время больший плюс имеют те салоны по продаже меховой одежды, которые располагаются в крупных торговых центрах. Там намного больше трафик покупателей. У «Лапландии» же было отдельно стоящее здание с отдельным входом. Возможно, это тоже сыграло свою роль. Отрицательно могло сказаться и нахождение вблизи других торговых точек по продаже мехов — огромное количество таких магазинов в торговых центрах XL и «Тандем». Иначе говоря, на данном участке довольно высокая конкуренция. На мой взгляд, «Лапландия» была одним из самых честных конкурентов: при обслуживании клиентов менеджеры ссылались на свои преимущества, а не на недостатки других продавцов.