НАСТОЯЩИЙ «ТАТАРСИС»

Идея проекта «Казанский кремль» родилась случайно. В 2012 году кино- и телепродюсер Рушан Тимербаев и музыкант Радик Салимов водили своих гостей из других городов по Казани и решили забрести в Казанский кремль. Неожиданно для себя они услышали звуки симфонической музыки. Сначала тихие, потом по мере продвижения по Кремлю более отчетливые. Когда компания вышла к мечети «Кул-Шариф», музыка в это время достигла своего апогея, вступил хор. Впечатление от уникального сочетания необыкновенной красоты панорамы города, открывающегося с этой точки с великолепным звучанием хора и симфонического оркестра было абсолютно мистическим. «Катарсис», вырвалось у кого-то вслух. «Что? Татарсис?» — переспросил другой, чем вызвал взрыв смеха всей компании. Разгадка оказалось банальной: симфонический оркестр и хор казанской консерватории были приглашены для выступления в Казанский кремль и музицировали на Пушечном дворе.

Тогда и появилась идея каждому зданию древнего памятника сделать музыкальное оформление. Однако реализовывать ее в формате аудиогида, когда турист получает аудиоплеер с записанной кассетой и может следовать только по заданному маршруту, не хотелось. Тогда решили попробовать создать программное обеспечение для мобильных устройств с использованием технологии спутниковой навигации GPS.

ЧЕМ ДАЛЬШЕ В КРЕМЛЬ, ТЕМ ГРОМЧЕ ИНСТРУМЕНТЫ

«При наличии у туриста гаджета на платформе IOS или Android он легко может зайти в виртуальный магазин и скачать себе приложение «Казанский кремль», — говорит автор музыкального сопровождения данной программы Салимов. У каждого здания свое звуковое звучание. Спутник определяет ваше местоположение на территории памятника, и в соответствии с этим приложение выдает необходимую мелодию. При этом чем ближе вы к какому-то зданию, тем интенсивнее начинает звучать мелодия. К примеру, на подходе к Спасской башне начинает звучать скрипка, потом добавляется альт, чуть ближе — ударные, и непосредственно у самого памятника вы слышите оркестр целиком. То есть гуляя по Кремлю, человек совершает музыкальное путешествие».

147852.jpg

При отходе от Спасской башни звук мелодии постепенно снижается, и на его место плавно вливается музыкальное сопровождение, присущее следующему зданию. По словам разработчиков программы, сложнее всего было добиться отсутствия какофонии во время маршрута и сделать так, чтобы ни в одном месте Кремля не возникало «глухих» пауз и человека постоянно сопровождала музыка и различные звуки. За счет того, что каждый гаджет по-своему определяет спутник, то и музыкальное сопровождение даже у двигающихся радом людей будет разным. Это дает ощущение полной индивидуальности в экскурсии. 3 ноября появится и голосовая экскурсия, у пользователей появится выбор: слушать ее с музыкой или без. Необходимый текст так же будет включаться в зависимости от местоположения туриста. И если проект поддержит мэрия Казани, то к озвучке текста могут пригласить знаменитых татарских актеров. Вполне возможно, что ими могут стать и Марат Башаров, и Чулпан Хаматова или другие известные татары...

121212.jpg
Радик Салимов и Рушан Тимербаев

«В работе над проектом у нас появилось словосочетание «музыкальная археология», — говорит Салимов. — Взять территорию присутственных мест за Спасской башней. Там запрещены какие-либо раскопки, потому что Кремль должен сохранить тот образ, какой есть у него сегодня. Но с помощью звуков и музыки мы можем создать атмосферу времен казанского ханства. То есть у туриста сразу возникают определенные образы. Я сам татарин, и у меня постоянно присутствует желание показать настоящую татарскую музыку, а не тот ужасный мейнстрим, который звучит из ларьков. Показать все ее жанровое многообразие. И не обязательно ограничиваться только Казанским кремлем. Представляете, если вся Казань превратится в музыкальную партитуру, где у каждого здания будет свое музыкальное оформление? При этом ты не зависишь от работы экскурсионных бюро, где можно арендовать аудиогид. В любое время можешь запустить приложение на телефоне, будь то раннее утро или поздний вечер, и наслаждаться моментом».

По словам авторов приложения, в городской администрации уже заинтересовались данным проектом и вполне возможно, что подобная услуга для мобильных устройств появится для улицы Баумана и парка Горького. Тимербаев мечтает подобным образом озвучить Болгар и Свияжск. Говорит, что в Татарстане много исторических мест, над которыми можно было бы поработать. В планах у автора проекта выйти на Москву. Но уже сейчас есть заинтересованность в идее, которую, кстати, он успел запатентовать, со стороны губернатора Волгоградской области. Пока приложение доступно владельцам продукции Apрle, но в ближайшие дни оно появится и для пользователей гаджетов с операционной системой Android. Запуск и разработка проекта обошлась организаторам ориентировочно в 600 тыс. рублей. Кстати, работает это приложение только на территории Кремля.

МАШИНЫ ПРИХОДЯТ НА СМЕНУ ЧЕМУ-ТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ

Мы поинтересовались у экспертов «БИЗНЕС Online», насколько это приложение полезно городу, и будет ли оно востребовано среди туристов.

Сергей Никитин — российский историк, культуролог, действительный член Русского географического общества, доцент кафедры теории и истории культуры в РУДН, основатель проектов «Москультпрог» и «Московская архитектурная велоночь» (весной этого года в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Сергей оговорился, что хотел бы создать в Казани аудиогид по трамвайному маршруту №5. Дело в том, что в апреле в Москве заработало приложение для смартфонов и планшетов «Гранд Букашка». Любой человек может сесть в троллейбус маршрута Б, запустить приложение, GPS определяет его местоположение и запускает экскурсию по музыкальной Москве. Правда, в отличие от казанского проекта музыка там из архивов фирмы «Мелодия» — прим. ред.):

— Мы еще не завершили все работы по «Велоночи» в Казани, которая прошла 1 июня. По этому мероприятию остались неразрешенные вопросы. Поэтому пока новые проекты в Казани мы придумывать и реализовывать не будем. Что же касается «кремлевского приложения», то я думаю, что всем нашим российским городам не хватает авторской современной интонации. И если приложение сделано качественно, оно будет востребовано. Я в этом уверен. Сколько будет у него пользователей, тысячи или десятки тысяч, все зависит от маркетинга. «Букашка» оказалась востребованной туристами Москвы, больше распространения получила версия для IOS, нежели для Android. Насколько пострадают экскурсоводы от подобных новшеств — пока сказать трудно. Сейчас наблюдается глобальная тенденция в плане автоматизации многих процессов. Во многих отраслях машины приходят на смену чему-то индивидуальному, сделанному с теплом человеческих рук. Массовый туризм так же, как и общественное питание, переживает непростой момент. Все меняется. Пока сложно сказать, каков результат будет от внедрения новых технологий в эту отрасль.

Евгения Лодвигова — председатель комитета внешних связей и туризма исполкома Казани:

Мы знали, что такой проект разрабатывается, и попросили авторов идеи помимо музыкального сопровождения сделать еще и экскурсионную часть. Если этот проект будет признан удачным, то вполне возможно, что его можно будет включить в программу развития туризма в городе. А это уже позволит расширить экскурсионную территорию и привлечь к озвучке известных татарских актеров и музыкантов. Само приложение привлекло нас нестандартным подходом. Если аудиоэкскурсию можно услышать во многих туристических местах, то авторскую музыку, которая посвящена непосредственно историческим объектам и объектам культурного наследия, я нигде не встречала. Я рекомендую пройтись по Кремлю с этим приложением. Это удивительное развлечение.

Светлана Пименова директор туристической компании «Итиль-тур», работающей на рынке внутреннего туризма:

Это, конечно, больше будет интересно для индивидуальных туристов. Сейчас очень модны различные приложения в этой сфере, особенно среди молодежи. Но по экскурсоводам, я думаю, это новшество не ударит. Потому что достаточно много людей, которые хотят ездить по городам организованно. Никакой гаджет не может заменить живое общение, тут даже не стоит сравнивать. Для многих именно личный контакт с человеком, который им повествует об истории Кремля, очень важен, всегда можно задать уточняющий вопрос. В случае с приложением этого уже не сделаешь. Другое дело, что это может привлечь в Кремль больше молодежи, которая действительно больше путешествует самостоятельно и не хочет тратить деньги на экскурсовода. Хотя молодежь вообще ничем сейчас не интересуется...

Антон Райхштат заместитель директора музея-заповедника «Казанский Кремль» по развитию выставочной деятельности, общественными организаторами и СМИ:

Это очень необычный формат. Мы всегда знали, что архитектура — это музыка, застывшая в камне. А тут музыка оживает в прямом и переносном смысле. Конечно, это привлекает дополнительное количество туристов, кто не хочет путешествовать группами и кто хочет самостоятельно погулять по историческому месту столько, сколько сам пожелает, не быть ограниченным временем экскурсии. Сам Кремль представлен пока в одном приложении — это аудиогид «Маугри», который тоже можно скачать на смартфон и планшет. Плюс ко всему во многих местах есть QR коды, на которые достаточно навести гаджет, и на экране появится информация о памятнике при наличии определенного программного обеспечения. В музее естественной истории в скором времени можно будет проделать индивидуальную экскурсию с помощью этих кодов. Все новшества, связанные с гаджетами, активно используются нашими посетителями, так что и музыкальноэкскурсионное приложение может прийтись по вкусу.