«Я У ВАС УЖЕ В ПЯТЫЙ РАЗ...»

В шесть вечера вдоль красной дорожки (а точнее, длинного ковра с восточными орнаментами) собрались страждущие посмотреть на гостей фестиваля. Преобладали среди них бабушки в странных головных уборах, можно было увидеть подростков, рассчитывавших взять автографы. Брать, впрочем, было почти не у кого — среди тех, чье имя было знакомо широкой публике, на закрытие прибыли актрисы Алена Бабенко, Ирина Алферова, режиссеры Алла Сурикова, Егор Кончаловский и Александр Гордон.

Гордон, больше знакомый нам в качестве телевизионного деятеля, вместе с актрисой Тинчуринского театра Резедой Салаховой, вел церемонию. Салахова говорила в основном по-татарски, а режиссер и телеведущий ее не дублировал, а, напротив, легко и бодро продолжал и развивал мысль, и наоборот. Когда, скажем, актриса говорила о значимости женских ролей в кино, Гордон начинал: «Ну я о том и говорю!» На фестивале вещали еще и на английском (включая заместителя председателя Государственного Совета РТ Римму Ратникову, которая спокойно переходила с двух официальных языков на самый распространенный), арабском и, кажется, персидском. А переводчики с энтузиазмом транслировали не только разговорную речь, но и стихи, и афоризмы. Поэтому им говорили спасибо чаще всего, в итоге даже назвали «героями фестиваля», а ведущий Гордон отметил их высокий класс.

Сам он приехал в Казань уже в пятый раз. Да и другие гости фестиваля отмечали, что в который раз уже оказываются в столице республики. Так что можно сделать вывод, что звезд фестивалю подбирали по принципу знакомства. Скажем, Кончаловскому-младшему, чей отец недавно получил престижный приз на Венецианском фестивале, напомнили на встрече со зрителями, что еще два года назад он говорил о съемках картины в Казани. Режиссер ответил, что у него есть на примете два проекта и один из них связан со сценарием члена жюри нынешнего МКФМК Мансура Гилязова о бурлаках, везущих хлеб в Казань после крупного пожара, а другой — это просто лиричный фильм, действие которого происходит в Казани.

Возвращаясь к Гордону, отметим, что сюда он приезжал, и чтобы играть в театральных постановках, причем с Алферовой. Сама легендарная «Констанция» из телевизионного фильма по роману Александра Дюма прочитала в «Пирамиде» «Шестое чувство» Николая Гумилева и сказала спасибо операторам, которые «делали ее симпатичной». Дальше пошла актриса Бабенко, которая решила спеть «Черного кота», невпопад ей подпевал и Гордон. Кроме того, ведущий «Закрытого показа» (на котором, оказывается, уже показали одну из лент фестиваля, фильм «Бабу» Андрея Гребенкина, просто на него не находится эфира) цитировал Микеланджело Антониони, наезжал на слишком говорливых призеров («У нас нет лимита, нет регламента, просто имейте совесть») и восхищался ансамблем танца «Казань». Помимо них на церемонии выступила певица Малика, дуэт Ольги Федяниной и Павла Логинова, вокальный ансамбль «Мультяшки» и ансамбль фольклорной музыки РТ.

ТАТАРСТАН В ФАВОРЕ

Сетовать на кинодеятелей было отчего — из-за их речей церемония продлилась на час больше. Отличился афганский режиссер Сойхела Мохеби, который даже выдал афоризм: «Я открываю широко глаза, хотя рот мой закрыт». На что Гордон заметил: «Теперь вы видите, чем полный метр отличается от короткого». Проявивший себя на открытии глава жюри Ходжакули Нарлиев и здесь продолжил выполнять роль тамады: рассказал и притчу о том, за что Бог не любит ученых, вспомнил анекдот про водителя, который чувствовал себя некомфортно, потому что сидел к беседующим спиной.

Что касается результатов фестиваля, то удивило, безусловно, количество победителей от Татарстана. Самый громкий проект, фильм Салавата Юзеева «Курбан-роман», получил два приза: от мэрии (и это понятно, учитывая, что столица в картине показана очень выразительно) и за лучшую мужскую роль, отдав награду Даниилу Шигапову, жюри мягко обошло вопрос о художественном уровне самой ленты, которую эксперты оценивали весьма критически. Кроме того, «Лучшим анимационным фильмом» стали «Зилантовы сказки» Сергея Киатрова, творческого паровоза «Татармультфильма». И безусловной удачей стало получение приза гильдии киноведов и кинокритиков России Алексеем Барыкиным за короткометражку по рассказу также казанского автора Дениса Осокина «Сухая река», причем для самих кинематографистов подобная награда в иерархии стоит едва ли не выше, чем решения официального жюри.

Лучшим же полнометражным игровым фильмом жюри выбрало «Путь Халимы» Арсена Антона Остойича. Отметим, что картину хорватского режиссера выделял в своем обзоре и «БИЗНЕС Online». Получая приз, режиссер из бывшей Югославии сказал: «No wars, please», — намекая на события в Украине. Об этом рассуждал и Гордон: «То, что идея этого фестиваля возникла именно в Татарстане, говорит о том, что здесь как-то понимают, как людям разных национальностей, разных конфессий жить в мире, согласии и почти в порядке». Сам фильм-победитель рассказывает историю о том, как боснийская крестьянка ищет в братских могилах останки родных, расстрелянных сербскими военными. Чтобы получить тело сына, ей нужно сдать кровь для анализа ДНК. Но вдова не хочет этого делать, ведь на самом деле это сын ее сестры — Сафия зачала его от серба, и ей пришлось уйти из дому. Но и она не хочет давать кровь, потому что ее может осудить муж Славомир, за которого она все-таки вышла замуж. Так война, окончившаяся пять лет назад, бьет по семье уже в третий раз, и она раскалывается вновь. Фильм на фестивале показали, как водится, единожды, видимо, стоит его теперь продемонстрировать еще раз с учетом паблисити.

«ЕСЛИ БЫ Я ФИЛЬМЫ ОЦЕНИВАЛ ДУШОЙ...»

Ходжакули Нарлиев — режиссер, председатель жюри КМФМК (Туркменистан):

— Чтобы понять, почему мы дали приз картине «Путь Халимы», нужно фильм посмотреть. Посмотрите, поймете, если разбираетесь в кино. Он достоин по всем правилам. Конечно, все фильмы там достойны, потому они попали к жюри. И я смотрел этот фильм как зритель. И потому мы ему приз и дали, потому что он самый интересный для зрителя.

Мансур Гилязов — член жюри КМФМК:

— «Путь Халимы» на 100 процентов соответствует идее, требованиям фестиваля. Он наиболее художественный. Он актуальный. Он зрительский. Он со всех точек зрения соотвествует требованиям, которые предъявляются фильму, в художественном плане, к игре актеров, режиссеру, музыке. Что касается татарстанских фильмов, то у меня сын, ему 8 лет, его любимый фильм — «Брелок» Ильдара Ягафарова. Хотя на самом деле фильм Ягафарова не является лучшим в мире. Но для моего сына он лучший. Конечно, все наши фильмы мне ближе по духу. Они мне понятны. Я знаю, как они создавались. А скажем, афганский фильм не так сильно трогает меня, я там кое-что не понимаю. Поэтому мы старались фильмы оценить головой, холодным разумом, чтобы принять объективное решение. Если я бы фильмы оценивал душой, я бы все призы отдал нашим.

Алексей Барыкин — режиссер, лауреат КМФМК:

— Для меня главным событием кинофестиваля стало участие в программе наших студентов Алисы Галиевой, Рустама Рашитова и, конечно же, Марселя Гайнуллина с его очень зрелым фильмом «Цветы запоздалые». В этих молодых ребятах все будущее татарстанского кино, и это очень хорошее будущее. Честное слово, хотя мне очень приятно получить награду этого кинофестиваля, мне очень бы хотелось, чтобы награду получили они. Рустам, Алиса, Марсель, вы казанская новая волна, и я с вами! Для меня награда от гильдии киноведов и кинокритиков особенно важна. Пожалуй, я порадовался ей больше, чем порадовался бы основному призу в номинации. Потому что приз гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» — это официальное признание профессионалов российского кино, эта награда шире, нежели награда одного конкретного кинофестиваля, даже такого серьезного, как КМФМК. Для меня эта награда имеет такой же смысл, какой имел бы диплом ВГИКа или удостоверение союза кинематографистов (ни того, ни другого у меня нет), эта награда подтверждает, что я официально признан на самом высоком профессиональном уровне. Она подтверждает мое право называться кинематографистом и снимать фильмы. Хотя у меня есть призы различных кинофестивалей, я уже давно мечтал начать коллекционировать «слоников». И вот, первый белый слоник в коллекцию получен! Я очень благодарен всем, кто поддержал мой фильм и оказал ему такую честь. И я очень надеюсь, что наш полнометражный проект с Денисом Осокиным однажды состоится.