66569-INNERRESIZED600-600-image123.jpg

АРАБСКУЮ НАКИДКУ — ШЕФУ КРЕМЛЕВСКОГО АППАРАТА

Сегодня в Казань прибыла делегация во главе с министром вакфов и исламских дел Сирии Мухаммадом Ассайдом Абдуссатаром. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», гости приехали в Казань из Уфы, где навестили председателя Центрального духовного управления мусульман муфтия Талгата Таджуддина. «Мы давно приглашали уважаемых в Татарстане ученых и в Болгар, и на Мавлид, они обещали приехать при первой возможности, и вот этот момент настал», — пояснили «БИЗНЕС Online» в ДУМ РТ. Правда, поскольку визит стал неожиданным, гости не смогли встретиться с первыми лицами республики. Так, президент РТ Рустам Минниханов оказался в отъезде в Самаре, а премьер-министр РТ Ильдар Халиков — в Челябинске. Поэтому традиционная фотосессия на память прошла с главой аппарата президента РТ Асгатом Сафаровым. Его сирийцы облачили в традиционную арабскую накидку — джуббу.

Также в мечети «Кул Шариф» ДУМ РТ и Сирией был подписан договор о сотрудничестве в религиозной сфере, обмене опытом между республиками. По словам сирийского министра, основные направления, в которых предполагается взаимодействие, — это обмен опытом между религиозными организациями Сирии и ДУМ РТ в области изучения и развития арабского языка, подготовки чтецов Корана. Договором также предусмотрен обмен опытом в области правильного выстраивания богословской мысли, «противостояния нетерпению и терроризму, которые распространяются под лозунгами и флагами ислама». Также предполагается обмен студентами, преподавателями и учеными. Правда, сами представители ДУМ РТ говорят, что пока об отправке татарстанских студентов речи не идет — Казань в первую очередь надеется, что сюда будут ездить сирийские богословы.

ИСПЫТАНИЕ НА ВЕРНОСТЬ

Отметим, сирийцы в России давно тесно сотрудничают с уфимским муфтием Таджуддином и на протяжении последних трех лет участвуют в мероприятиях муфтиата. Нередкий гость в Уфе и Верховный муфтий Сирийской Арабской Республики шейх Ахмед Бадр-эд-дин Хасун. Последний входит в ближайшее окружение сирийского президента Башара Асада. А, как известно, в условиях войны преданность зачастую подвергается очень серьезным испытаниям: Хасуну — одной из идеологических опор местной власти — неоднократно угрожали, но он не оставил семью Асадов даже после убийства его сына. Что интересно, внешних наблюдателей удивлял феномен сплоченности сирийской элиты, которая в условиях трехлетней гражданской войны сумела выстоять и не расколоться.

DSCN1248.jpg

С похожими испытаниями столкнулась и семья богословов Аль-Бути (Буты). В Казани ее представлял Мухаммад Тауфик Рамазан аль-Бути (Буты). Он, кстати, не впервые в Казани. Это сын известного богослова, курда по происхождению, Мухаммада Саида Рамадана аль-Бути, которого хорошо знают в России в кругах традиционного духовенства. Он выступал оппонентом так называемому салафитскому исламу (для обозначения также часто используют определение «ваххабизм»), несколько его работ были переведены на русский. Семья Бути еще до начала гражданской войны всегда поддерживала правящую элиту, за что ее много критиковали как оппозиция, так и представители радикальных движений. Аль-Бути-старший погиб (вместе с внуком) 21 марта 2013 года в дамасской мечети «Аль-Иман» во время проповеди — террорист-смертник привел в действие взрывное устройство. Тогда погибло около 50 человек. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» переводчик делегации, организаторы теракта были задержаны.

Поэтому тема гражданской войны в Сирии чаще всего звучала и во время пресс-конференции, которая прошла сегодня в мечети «Кул Шариф». Приведем выступление гостей тезисно. При этом следует понимать, что Сирия на протяжении многих лет — союзник России на Ближнем Востоке, и во многом именно позиция нашей страны сделала невозможной интервенцию внешних сил в это государство. Правящая элита прекрасно это осознает, а потому любые контакты с официальными представителями Сирии имеют серьезную политическую окраску.

DSCN1221.jpg

«У НАС ПРОИСХОДИТ ТОЖЕ САМОЕ, ЧТО И НА УКРАИНЕ»

Мухаммад Ассайд Абдуссатар отметил: «Есть такое понятие, как искажение начальной, правильной, благой исламской мысли. И под влиянием этого искажения мы находимся. И то, что произошло в нашей стране, — последствия этого искажения. Мы сейчас находимся в состоянии, в котором убивают большое количество людей, исламских ученых, сжигают мечети, уничтожают инфраструктуру. И все это проходит под девизом ислама. Америка развивает ислам ровно так, как ей это удобно для своих целей. Америка взрастила определенные группы мусульман, вооружила их и направила в разыне регионы, в том числе в Сирию, отличавшуюся толерантностью, спокойствием и дружелюбными отношениями с представителями других конфессий... То есть примерно то же самое, что сейчас происходит на Украине. Когда Америка вмешалась со стороны под лживыми девизами, это привело к плачевному, разрушительному состоянию Украины. Такая же работа ей была проведена в Сирии... Они начинали с Туниса, потом был Египет, дошло время до Сирии. Это так называемая «арабская весна»... Их целью было разрушить культурный пласт, накопленный за сотни лет».

Он также прокомментировал вхождение муфтия Татарстана во всемирный совет мусульманских ученых: «К сожалению, некоторые богословы данного объединения, а именно шейх Юсуф аль-Кардави, выдавали фетвы, которые подтверждали и усиливали «арабскую весну» в этих странах. На основании именно его фетвы проливалась кровь, во время урока был убит наш великий ученый, имам, защитник чистого ислама шейх Саид Рамадан аль-Бути. Учитывая эту фетву, мы не нуждаемся в объединении ученых. В действительности, еще до этого давно существовало объединение ученых Шама, в которое входят страны Ближнего Востока — Ливан, Иордания, Палестина, Сирия, и сейчас Ирак присоединился. У этих стран есть свое объединение ученых. Его возглавлял шейх Саид Рамадан аль-Бути, после смерти которого объединение возглавляет его сын Тауфик Рамадан аль-Буты».

Тауфик Рамазан аль-Буты сказал: «Нет никаких проблем между организациями. Есть конкретные проблемы с отдельными личностями. В той организации, о которой вы спросили, есть друзья — люди, которые мыслят по-другому, например Ибнбейя. Мы же говорим о личности Кардавы, на основании фетв которого около трети сирийцев пострадали. Это преступление, а не фетва».

Мухаммад Ассайд Абдуссатар поделился мнением о возможных переговорах между Сирией и США:

«Америка — она и есть та страна, которая создала все эти террористические организации. Она же и спонсор этих организаций. Все это случилось потому, что у Америки нет достойного понимания дел данного региона. И все это — результат того, что Америка никак не хотела слушать советы и рекомендации России по данному вопросу. «Аль-Каида» и «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ — радикальная вооруженная организацияавт.) — организации, созданные специальными службами Америки. Высказываясь по поводу того, как можно решить эту проблему, я с уверенностью говорю о том, что эту проблему нужно решать при помощи России. Потому что Россия понимает регион лучше, чем Америка. Россия охраняет статусность и правомощность каждого государства, следит за интересами других государств, а Америка выступает только за свои интересы.

Студентов мы уже готовы принять уже сегодня. Как только муфтий скажет, что такая группа студентов подготовлена, мы готовы их принять. В Дамаске нет никаких проблем, мирно, спокойно. Осталось несколько горячих точек — они очень отдаленные, это больше деревни, отдаленные точки».

«...ПОКА НЕ НАЧАЛАСЬ ЭТА БОЛЬШАЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ИГРА»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов прокомментировать визит сирийской делегации:

Рустам Батров — первый заместитель муфтия ДУМ РТ:

— Заключение этого соглашения — одна из значимых побед нашего муфтия на международной арене. В Сирии испокон веков была очень сильная богословская школа традиционного ислама. Их опыт и знания могут быть у нас востребованы. В Сирии тоже много христиан. Там жили в мире и согласии до тех пор, пока не началась эта большая геополитическая игра, которой сложно противостоять. В стране всегда были мир и согласие между разными конфессиями: христиане и мусульмане ходили друг к другу на свадьбы, соседи дружили семьями... В связи с сегодняшней разрухой в Сирии, когда многие деятели страны остаются не у дел, очень разумно и правильно их привлекать к сотрудничеству с тем, чтобы усиливать нашу собственную богословскую школу. Не секрет, что за 70 лет воинствующего атеизма мы утратили многие религиозные традиции. Каноническое ядро ислама едино для мусульман всего мира. Конечно, у мусульман могут быть какие-то свои национальные, самобытные отличия, но каноническое ядро едино: везде намаз, Коран и мусульманский пост.

Что касается обмена студентами, думаю, что это просто стандартные формулировки договора. Мы больше заинтересованы в том, чтобы их преподаватели приезжали к нам. Обычно в соглашениях пишут об обоюдном обмене, но, думаю, речь идет в первую очередь о приглашении сирийских богословов в Татарстан. Сирия — это традиционный, классический ислам. Это не страны Персидского залива, это исконно богословские традиции... Контакты Татарстана и Сирии были и раньше. Наши преподаватели ездили туда и проходили курсы повышения квалификации, сирийские преподаватели приезжали к нам на конференции. Прежде наработанные контакты сейчас выходят на новый качественный уровень. Речь сейчас идет уже о системном взаимодействии и работе.

Азат Ахунов — доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:

— Проблема Сирии отошла на второй план на фоне событий, которые происходят на Украине и в Ираке, где активизировалась группировка «Исламское государство Ирака и Леванта». Тем не менее эта проблема не решилась. Противостояние идет, хотя и не в такой активной фазе, как было раньше. В последние два года резко и часто меняется геополитическая ситуация, основные игроки меняют свои позиции в этом регионе. Например, Саудовская Аравия сейчас уже полностью по-другому относится к вопросам поддержки сирийских повстанцев — на официальном уровне запрещено их спонсировать, направлять оружие. Отношения Саудовской Аравии и Катара также изменились... Возможно, на фоне других мировых проблем появляется какая-то надежда урегулировать конфликт в Сирии, вернуться в мирное русло. Руководство Сирии предпринимает различные шаги, чтобы наладить жизнь у себя в стране, — совершаются визиты в разные страны. Поэтому не вижу ничего удивительного в визите сирийской делегации. Россия изначально поддерживала Сирию. Этих взаимных визитов было очень много. Религиозные деятели дают знать, что продолжают поддерживать друг друга, несмотря ни на что. Я бы назвал это визитом вежливости. Кроме того, сына шейха Саида Рамадана аль-Бути воспринимают как продолжателя дела отца. В какой-то мере он находится в свете лучей славы своего отца. Чаще всего его приглашают Российско-исламский институт и Духовное управление мусульман. Визит — в том числе почтение его покойному отцу.

Те протокольные моменты, которые были освещены в договоре, — это стандартный набор фраз, который принято писать в международных договорах. На самом деле, говорить о каком-то тесном сотрудничестве, которое было раньше, и обмене студентами пока рано. Этот договор заключен с учетом перспективы. Сирия находится в состоянии войны. Пока ситуация не успокоится, официально туда отправлять никого не будут. Кроме того, экономическое состояние страны очень сложное. Проблемы с электричеством, обеспечением продуктами питания. Трудно гарантировать, что наши студенты будут обеспечены хотя бы предметами первой необходимости, чтобы там жить и учиться. Что касается студентов со стороны Сирии, то для них было бы предпочтительнее в период волнений получить образование в стране со спокойной обстановкой.