ОТ ОФИСА ОСТАЛИСЬ ЛИШЬ ПАКЕТЫ С ДОКУМЕНТАМИ И СТОЛ

Сегодня из офиса казанского филиала туркомпании «Южный крест трэвел» была вывезена вся мебель, одна часть сотрудников сидела в буквальном смысле на полу, другая — собирала оставшиеся вещи и складывала бумаги. Такую картину увидел корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав утром в офисе компании, находящемся в ТЦ «Свита Холл». В полупустом офисе повсюду лежали пакеты, коробки и стоял единственный стол с компьютером, через который сотрудники держали связь с головным офисом в Москве.

На просьбу корреспондента «БИЗНЕС Online» предоставить допинформацию по выплатам клиентам сотрудники офиса отреагировали сдержанно негативно, попросив выйти. «Давайте не будем усугублять наше непростое положение и накалять еще больше напряженную ситуацию», — ответил генеральный директор казанского офиса Айрат Зарипов.

По всей видимости, закрытие офиса для его команды стало неожиданным. Согласно информации на его странице в соцсети «ВКонтакте», еще 26 августа туроператор предлагал участвовать в акции, главным призом которой была поездка в Италию в сентябре на двоих. За комментариями Зарипов посоветовал обращаться в Москву, подчеркнув, что казанский филиал ответственности за центральный офис не несет.

«Вся информация есть на сайте туроператора, либо звоните, либо езжайте в Москву. Больше мы ничем помочь не можем», — заявил он, плотно закрыв дверь офиса.

О том, что один из крупнейших игроков на своем рынке компания «Южный крест», входящая в десятку крупнейших туроператоров России и помимо Казани работающая еще в 15 городах России, приостановила свою деятельность, стало известно вчера поздно вечером. На сайте компании появилось сообщение о «невозможности исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам реализации туристского продукта ООО «Южный крест трэвел».

На сайте компании появилось сообщение о «невозможности исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам реализации туристского продукта ООО «Южный крест трэвел»
тобы загрузить картинку, нажмите на нее)

«ВОТ И СЪЕЗДИЛИ ОТДОХНУТЬ!»

Сколько татарстанцев-клиентов «Южного креста» в настоящее время находятся за границей, точно сказать нельзя, однако менее 100 человек, сообщила газете «БИЗНЕС Online» Екатерина Барабанова — заместитель председателя государственного комитета РТ по туризму. Еще до тысячи клиентов «Южного креста» из Татарстана купили путевки до марта. Она призвала оказавшихся сейчас за границей туристов обращаться в «Турпомощь», чтобы вернуться в Россию.

К казанскому офису первые клиенты компании начали подтягиваться к 8 утра. Двое молодых людей, дежурившие у дверей «Южного креста», рассказали, что отдых у них должен был начаться через пару дней. «Мы ждем ответа, но ничего конкретного никто нам не говорит. Нам также посоветовали обращаться в Москву», — с сожалением рассказал «БИЗНЕС Online» историю своего неудачного отдыха Илья. Они с другом должны были лететь в Грецию, стоимость одной путевки составила около 50 тыс. рублей, тур был полностью оплачен.

«Конечно, мы планируем получить компенсацию полностью. Ведь по телевизору обещали, что выплаты будут почти стопроцентные», — с надеждой сказал он.

Постепенно к офису стали подходить другие клиенты. С документами в руках они обращались к сотрудникам казанского филиала, однако спустя 7 - 10 минут выходили в коридор торгового центра, обреченно сообщая по телефону, что поездка действительно не состоится. «Вот и съездили мы отдохнуть! А что они могут сказать, говорят «обращайтесь в Москву», сами ничего не знают, потому что напрямую зависят от них. Сейчас надо будет все документы собирать, чтобы хотя бы страховку получить», — печально рассказывала кому-то девушка с тремя паспортами в руках.

По данным единого федерального реестра туроператоров, договор страхования гражданской ответственности ООО «Южный крест трэвел» заключен с ОСАО «РЕСО-Гарантия». Сумма финансового обеспечения составляет 100 млн. рублей, срок действия — до 11 марта 2015 года. Клиентам предложено звонить в страховую компанию по телефонам в Москве.

Из офиса казанского филиала «Южный крест трэвел» была вывезена вся мебель, собраны документы

6 ТЫСЯЧ ТУРИСТОВ ЗА ГРАНИЦЕЙ

В настоящее время, по официальным данным ассоциации туроператоров России (АТОР), за границей находятся около 5,8 тыс. клиентов туроператора «Южный крест». «Кроме того, туроператор продал примерно 12 тысяч туров», — говорится в сообщении АТОР.

Туроператор «Южный крест» работает на российском рынке c 1998 года. По данным АТОР, входит в десятку крупнейших туроператоров. Бизнес представлен двумя компаниями: основным юрлицом ООО «Южный крест трэвел» и ООО «Романов Клуб» (Romanov Club Luxury Travel, основные направления туроператора: Греция, Индонезия, Доминикана, Куба, ОАЭ, Таиланд).

Офисы туроператора «Южный крест» расположены в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Екатеринбурге, Владивостоке, Иванове, Казани, Кемерове, Перми, Сургуте, Тюмени, Хабаровске, Ханты-Мансийске, Новoсибирске, Самаре, Уфе и Ялте.

Гендиректором компании «Южный крест трэвел» с 2013 года является Дмитрий Фесик. До 2012 года основными акционерами компании являлись Андрей Кузнецов и Марина Борисовская — президент и вице-президент группы компаний «Южный крест».

ТУРКОМПАНИИ: ЖАРКОЕ ЛЕТО 2014 ГОДА

Напомним, что за последние три месяца в России о приостановке своей деятельности заявило 10 туроператоров. Первой о своей несостоятельности сообщила турфирма «Нева» — 16 июля, тогда, по данным Ростуризма, за границей находились 6 - 6,5 тыс. клиентов, не смогли улететь на отдых 17 тыс. человек. Затем 25 июля о прекращении деятельности объявила «Роза ветров. Мир», за границей на тот момент находились 134 человека, не смогли улететь на отдых 700 человек. Потом, 30 июля, «Экспо-тур» — тогда пострадавших насчитывалось более 17 тыс. человек, из них за границей находились около 16 человек. «Идеал-тур» объявил о своем закрытии 1 августа, вылететь в Россию вовремя не смогли 27 тыс. туристов. Еще одним громким закрытием стало закрытие туроператора «Лабиринт», который объявил о своей несостоятельности 2 августа. За границей на тот момент находились 27 тыс. клиентов «Лабиринта», еще около 20 тыс. туристов не смогли улететь на отдых. По версии Ростуризма, число купивших путевки в «Лабиринте» могло достигать 40 тыс. человек. 5 августа прекратили свою деятельность «ИнтАэр» и «Авиачартер», а 6 августа — «Нордик Стар». 14 августа о прекращении работы объявил «Ветер странствий», 8 сентября — «Солвекс-турне» и, наконец, 10 сентября — «Южный крест».

ВСЕ БУДЕТ БОЛЕЕ ОПТИМИСТИЧНО?

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», назвали основные факторы банкротства туркомпаний и рассказали о работе «Южного креста» в Казани.

Ильдар Ахметвалиев — учредитель и генеральный директор ЗАО «Интурцентр»:

— «Южный крест» — довольно известная компания, которая работала на туристическом рынке и была на нем достаточно широко представлена. Но в связи с событиями с «Лабиринтом» я своим менеджерам сказал, что мы должны пересмотреть всех партнеров. Так что на «Южный крест» мы практически сразу перестали бронировать билеты. У нас остались за рубежом туристы только по трем-четырем заявкам. К сожалению, наших туристов в Пекине, которые уже 14 сентября должны вылететь обратно, заставили заплатить за проживание в отеле второй раз. Мы попросили их собрать все документы, которые у них есть, чтобы предоставить их в страховую компанию. Если страховая компания не до конца оплатит сумму ущерба, то мы постараемся этот вопрос решить с туристами сами. Есть еще туристы и в Италии, но там их, кажется, из отеля не выселяют. Потому что итальянцы только начали работать с «Южным крестом» и поэтому работали по полной предоплате. Поэтому там проблем, думаю, не будет.

Как показывает практика, ассоциация «Турпомощь» реагирует достаточно оперативно. Под страховой случай могут не попасть только те туристы, которые покупали только билеты на чартеры «Южного креста». Хотя в «Трансаэро» вроде бы сказали, что они вывезут тех туристов, у которых есть билеты на самолеты этой компании. Я думаю, что такой ситуации, как это произошло с «Лабиринтом», не будет. Все будет более оптимистично.

Сергей Пасечник — генеральный директор фирмы «Компаньон СП»:

— Мы работали с «Южным крестом», но последние два года перестали работать, когда стало ясно, что они очень широко шагают — очень быстро наращивали направления. Они взялись за Мексику, стали осуществлять регулярные рейсы в Грецию, Доминиканскую республику... То есть брались за регулярные перелеты, которые нелегко заполняются. На мой взгляд, это были достаточно рискованные шаги. Но тогда их поддерживала авиакомпания «Трансаэро», которая помогала заполнять их самолеты. Однако всему есть свои финансовые обоснования, и этой деятельности настал предел. К сожалению, «Южный крест» тоже объявил о приостановке своей деятельности.

Я думаю, что всех туристов, которые из-за ситуации с «Южным крестом» остались за границей, вывезут по графику. Главное для турагентств — вовремя подать всю информацию в ассоциацию «Турпомощь». Практика налажена, мы ежегодно платим взносы в «Турпомощь», и там, наверное, уже много накопилось денег для таких операций. Действительно, год сложный для выездного туризма, особенно для тех, кто предпринимал очень широкие шаги. Но я уверен, что туристов вывезут, все будет в порядке.

«ДА, СТОИТ ОЖИДАТЬ БАНКРОТСТВ ДРУГИХ ТУРОПЕРАТОРОВ. РАЗВЕ ЧТО-НИБУДЬ ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Владимир Канторович — первый вице-президент ассоциации туроператоров России:

— Вывозить туристов будут как обычно: «Турпомощь» на деньги других операторов будет заказывать самолеты. Никаких тут новостей по этому поводу нет.

К сожалению, да, стоит ожидать банкротств других туроператоров. Разве что-нибудь изменилось? Очень много есть негативных факторов. Прежде всего надо начинать с экономической ситуации — снижение покупательского, потребительского спроса. Люди в этом году начали меньше отдыхать. Первое: экономический фактор. Для нас, россиян, поездки за рубеж стали сильно дороже из-за падения рубля, уже процентов на 20 рубль опустился от евро. Это первый фактор, который привел к сокращению спроса.

Второй фактор: появился запрет для военнослужащих ездить отдыхать за границу и ограничения для многих чиновников — не запретили, но рекомендовали. А все-таки надо понимать, что всяческого рода чиновники и военнослужащие — далеко не самая бедная часть нашего населения. Поэтому это тоже привело к падению спроса.

Дальше, после первого банкротства турфирмы «Нева» началось падение доверия потребителя к туроператорам. Это, в свою очередь, подхлестнуло падение спроса. А уже банкротство «Лабиринта» просто это доверие опустило ниже плинтуса. Поэтому клиентов гораздо меньше, чем туроператоры рассчитывали, а самолетов и гостиниц заказали на большее количество туристов, чем есть, но все равно надо оплачивать — и все это усугубило проблемы, тем более что у многих туроператоров они были и раньше — долги за прошлые годы покрывались, потому что спрос постоянно рос. А когда спрос начал падать, то ситуация для многих стала очень тяжелой, а для кого-то невыносимой.

Банкротство туроператоров, как и любой другой компании, — вещь неизбежная в рыночной экономике. Это абсолютно нормально, а ненормально то, что такие тяжелые последствия от этих банкротств, такое количество людей оказывается брошенным за границей. Эту ситуацию вполне можно было бы изменить уже давно. Надо только подправить законодательство. Неделю назад наша ассоциация писала открытое письмо министру транспорта относительно того, что надо запретить авиакомпаниям летать в долг, потому что она летает в долг по своему собственному выбору, а потом ей надоедает это делать, и она решает, что хватит. Сейчас 6 тысяч оказались за границей, а если бы они переставали летать после первого неоплаченного самолета, то за границей остались бы 400 человек. Очень многие меры, которые могло бы принять государство, к сожалению, не принимаются — полный паралич туристической администрации. Почему-то назначили руководить Ростуризмом человека совершенно некомпетентного, ни одного дня в туриндустрии не проработавшего. Не то, что все, что он делает, но то, что он не делает, на мой взгляд, приводит к тому, что пострадали на несколько тысяч туристов больше, чем могли бы пострадать, если бы руководил Ростуризмом человек компетентный, понимающий хоть что-то в туризме, а желательно много. Поэтому это тоже большая проблема.