«ПРОТЕКАЛА КРЫША, БЫЛ РЕМОНТ КРОВЛИ»

Концерт популярной группы «Ночные снайперы» в Казани в КРК «Пирамида» 5 октября не состоится. Об этом стало известно после того, как лидер группы Диана Арбенина опубликовала на своем официальном сайте видеообращение, в котором заявила: отмена концертов в Твери, Курске, Белгороде, Орле, Волгограде, Казани, Костроме и Нижнем Новгороде произошла по политическим мотивам.

«Причины, по которым это случилось, очень разные. Протекала крыша, был ремонт в кровле, площадку внезапно забирали под другие городские нужды. И все это, конечно же, вранье», — заявила Арбенина.

Концертный тур по городам России должен был начаться с 20 сентября. Концерты в Воронеже, Самаре, Иванове и Владимире «удалось отстоять». Арбенина при этом призвала своих поклонников дождаться ее приезда.

«Мы делаем все, чтобы ситуация стала нормальной, чтобы те политические бредни, которые вешают мне на голову, закончились и, наконец, наступила нормальная, спокойная, взвешенная оценка событий», — сказала она.

Пресс-атташе группы «Ночные снайперы» Константин Филиппов в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» предположил, что концерт в Казани может состояться на другой площадке, сейчас это «вопрос открытый». «Как именно мотивировала казанская сторона отказ от проведения концерта, я не знаю, нас просто поставили перед фактом», — отметил он. Кто является организатором концерта, он не знает. Личный менеджер Арбениной и концертный менеджер группы Асет Гайрабекова также не стала раскрывать «БИЗНЕС Online» информацию об организаторах концерта.

Дозвониться до руководства КРК «Пирамида» журналистам «БИЗНЕС Online» не удалось. Но в кассе развлекательного комплекса не стали скрывать, что концерт был отменен «по политическим мотивам» — именно такую мотивировку высказала сотрудница кассы по телефону.

Что касается билетов (а послушать Арбенину вживую можно было, выложив от 600 до 2,5 тыс. рублей), то их можно приносить и сдавать уже сегодня. «Если в день концерта, то билеты обмениваются без паспорта. Если придете в кассу сейчас, то необходим паспорт. Пишете заявление и получаете деньги в течение недели», — пояснила она. Сколько человек успели приобрести билеты, в кассе затруднились сказать. При этом тур должен был стать юбилейным, на концерте ожидался аншлаг. Концертный вариант зала КРК «Пирамида» вместе с балконами имеет 1130 зрительских мест. При проведении дискотек количество мест в зале можно увеличить до 2 тыс., убрав кресла.

Менеджер концертного зала «Пирамида», не представившись, в телефонном разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» лишь подтвердила, что концерт отменен, однако о причинах распространяться не стала. «Никаких комментариев по поводу «Ночных снайперов» организаторы давать не будут. Эта информация не разглашается», — сообщила она и положила трубку.

АРБЕНИНА ПОПРОСИЛА ПРОЩЕНИЯ У КИЕВЛЯН ЗА СВОИХ КОЛЛЕГ ПО РОК-Н-РОЛЛЬНОМУ ЦЕХУ

Проблемы популярного исполнителя в жанре «русский рок» начались в середине лета, после того как в довольно плотном гастрольном графике «Ночных снайперов» нашлось место для двух июльских концертов на Украине — в Киеве и Одессе. По иронии судьбы между двумя этими июльскими выступлениями Арбенина успела съездить на главный отечественный летний open-air «Нашествие», который в последнее время начал принимать ярко выраженную патриотическую окраску с обязательными показательными полетами истребителей и едва ли не уроками строевой подготовки для всех желающих. Но это не спасло популярную артистку от довольно агрессивной общественной реакции после того, как была опубликована видеозапись киевского концерта, на котором фронтвумен «Ночных снайперов» высказалась вокруг конфликтной ситуации между двумя нашими странами. Ничего криминального в ее словах не было, Арбенина под бурные аплодисменты публики заявила, что по-прежнему любит украинский народ и хочет поддержать его в столь сложное время, а также выразила надежду, что братские народы сохранят свои отношения несмотря на сложившуюся ситуацию. Пожалуй, самый резкий пассаж в ее минутном пламенном выступлении адресовался коллегам по цеху: «Я бы хотела, меня никто об этом не просил, но мне кажется, что это будет очень правильно перед лицом Всевышнего попросить прощения за своих коллег, за тех, которые играют рок-н-ролл. И которые вас до сих пор не поддержали в страшное для Украины время».

С этого момента на фоне того, как эмоционально в России реагировали на происходящее в соседней стране, Арбенина прочно попала в ряды «пятой колонны». Хотя ее менеджеры не раз заявляли СМИ, что их подопечная никогда не высказывалась на какие-то политические темы, не говоря уже о приписываемых ей в сети выражениях о поддержке бомбежек украинских городов и пресловутого «Правого сектора». Все это не помешало попаданию певицы в число «13 друзей хунты» — документальный фильм канала НТВ, где среди присутствующих там авторов и исполнителей крупнее, чем Арбенина, только сам Андрей Макаревич. И вот теперь «санкции» против «Ночных снайперов» приняли уже вполне себе формальный характер.

Арбенина и ее группа были частыми гостями в Казани, столица Татарстана практически всегда стояла в гастрольном туре артистов, которые приезжали сюда ежегодно. А в ноябре 2013-го певица выступила с сольной акустической программой в нашем городе на непривычной для рок-музыканта, но очень престижной площадке — на сцене оперного театра.

Вообще, случаи отмены концертов в Казани по политическим и подобным мотивам очень редки, пожалуй, самый яркий подобный пример случился осенью 2011-го, когда ГБКЗ им. Сайдашева отказался проводить ранее запланированный творческий вечер еще одного нынешнего «друга хунты» Виктора Шендеровича, объяснив это тем, что концерт писателя и оппозиционера не вписывается в формат площадки. Еще можно вспомнить эпизод с группой ДДТ. Во время одного из фестивалей «Сотворение мира» ТНВ вырезал во время трансляции строчку из песни Юрия Шевчука: «Когда закончится нефть, наш президент умрет».

«ПРЕДСТАВИТЕЛИ КРЕАТИВНОГО КЛАССА ПРОСТО РАССТАВЯТ ПРИОРИТЕТЫ, НА КАКУЮ ИЗ СТОРОН ЛУЧШЕ РАБОТАТЬ»

Эксперты прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» отмену концерта Арбениной.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— На самом деле ситуация достаточно типична для мировой практики, потому что когда действия мастеров культуры идут вразрез с действиями власти, которая контролирует основные потоки материальных ресурсов, то всегда следует санкция. В государстве, где не очень развито культурное манипулирование, эти санкции носят прямой характер, то есть их начинают преследовать, как в советское время, допустим, Синявского и Даниэля, и делают из них мучеников. Таким образом власть начинает работать против себя. А есть более продвинутая схема воздействия на представителей креативного класса. Как известно, самый прочный металл — это золото, потому и цепи из него самые прочные. Когда, скажем, начинается не прямое преследование, а когда представителей креативного класса, которые привыкли хорошо жить и хорошо зарабатывать, отрезают от источников дохода, это приносит свой эффект. Это опробовано не впервые сейчас и далеко не в России, а в тех же США и Европе. Поэтому я думаю, что подобного рода действия российской власти, понятно, что это происходит с ведома федеральных властей, принесут свой эффект, и другие представители креативного класса просто подумают и расставят приоритеты, где они денег больше зарабатывают и на какую из сторон лучше работать.

«ТЫ ВЫРАЗИЛ СВОЕ МНЕНИЕ — ЖИВИ ДАЛЬШЕ, НО И У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ЕСТЬ СВОЕ МНЕНИЕ»

Денис Валеев — промоутер, организатор концертов, директор ООО «МедиаПро»:

— Арбенину, насколько мне известно, привозят не казанские промоутеры. У нее отменились концерты сразу в нескольких городах, где возникли проблемы организационного характера. Здесь нет открытого неприятия, в России она не запрещена — пожалуйста, есть Самара, Воронеж, где она будет выступать. Просто где-то организаторы сочли невозможным проведение концерта. Это не как в советское время, когда артиста запрещали по всей стране. Ты выразил свое мнение — живи дальше, но и у других людей есть свое мнение и право его придерживаться. Поэтому времена сегодняшнего дня и времена СССР отличаются принципиально.

Стоит ли организаторам оценивать политические взгляды артистов? Ситуация, которую мы наблюдаем, уникальная. История с Украиной непредсказуема. Было бы, конечно, проще, если бы музыканты держались вне политики. Потому что каждый по-своему прав, и с той, и с другой стороны звучат гуманные ценности, все вроде за мир. Как говорится, «и тут пошла такая война за мир, что камня на камне не осталось». А в итоге ответственность нести приходится не только музыкантам, но и их организаторам. Кроме возврата стоимости билетов есть еще расходы на рекламу концерта — и здесь все будет так, как организатор договорится с артистом. Это условия их договоренностей: либо идет возмещение со стороны артиста, либо это будет производиться в ходе последующих мероприятий. Это двусторонний вопрос.

Хотя это, безусловно, этическая проблема. Нельзя оставаться равнодушным ни к каким вопросам. И это бывало, например, после выступления в Казани Стинг посчитал невозможным выступать в Казахстане в связи с применением насилия при подавлении беспорядков казахских шахтеров. Сказать артисту «не выступай, не выражай своего мнения» невозможно, и выражение своего мнения, скорее, мировая практика.

Если говорить о популярности Арбениной, у нее есть свои поклонники, есть, будем говорить так, свои «ультрас» — фанаты, которые ее обожествляют. Но есть люди, которые просто любят хорошую музыку. Она одна из тех артистов, которые долгие годы держат высокую планку музыкального продукта на уровне интеллектуального рока. Это больше чем рок, там есть и фолк, и romance — это непростая музыка, не «дискотечные попрыгунчики». Это очень русский продукт, высококачественный и современный, это питерская школа. И люди, которые ее слушают, тоже многое понимают.

Леонид Барышев — директор концертного агентства «АртОтдел»:

— Организаторы концертов никогда не застрахованы от ситуации, сложившейся с отменой концерта Арбениной. Договариваются о концерте задолго до того, как происходят те или иные события. И организатор в этой ситуации остается просто крайним. В этом-то вся и проблема: в конечном итоге организатор, получается, отвечает за то, что делает и говорит артист.

Организатор запускает концерт: оплачивает аренду зала, тратится на рекламу, на логистику и так далее. Обычно приходится выходить из положения за счет договоренностей с артистом. Но вообще, все риски, вся ответственность перед публикой у организатора. Схема возврата средств за билеты стандартная, зрители получат деньги обратно. Но организатору все равно надо заплатить за работу промоутеров, распространителей билетов, билетным агентствам — они же качественно выполнили свою работу, и для них не имеет значения, по каким причинам отменен концерт.

Не берусь оценить в цифрах, сколько зрителей могли прийти на концерт Дианы Арбениной в Казани. Я делал несколько раз ее выступления в Казани — в этот раз организаторы другие. И всегда было по-разному. Но альбом — это 20 лет на сцене, юбилей. Понятно, что программа готовилась не один день, это не очередной концерт, это некое событие, и народу должно было быть достаточно.