ПАРАД — ВСЕГДА ПАРАД

Каждый праздник — это прежде всего определенный набор ритуалов, который люди с ним связывают. Если ритуал соблюден, то праздник есть. Например, на Новый Год принято наряжать елку. И тут уж не так важно, украшен ваш дом живой елью, пластиковым деревцем или просто еловой веткой, поскольку в случае с ритуалом факт всегда важнее масштаба. Если вы поставили в гостиной нечто, хотя бы отдаленно напоминающее любое хвойное дерево, то Новый Год автоматически начался. Кинофестиваль — это тоже праздник, и важной составляющей этого праздника является церемония открытия. Кто-то должен пройти по ковровой дорожке, попить на камеру шампанское и произнести пару торжественных речей. Казанский кинофестиваль мусульманского кино — благо что существует уже 10 лет — это фестиваль относительно небольшой, но и он не обходится без ковровой дорожки.

Все как у людей. В положенный срок к дорожке подъезжают автобусы с гостями попроще и белые лимузины с гостями посолидней. Среди гостей (почти как в ковчеге у Ноя): пара именитых режиссеров, пара известных актеров, пара кинокритиков, а также большое количество различных чиновников от культуры и людей, так или иначе имеющих отношение к кино. Каждый выход сопровождается ликованием собравшихся, но кажется, что их не столько радуют фигуры гостей, сколько сам факт участия во всеобщем торжестве. Была бы дорожка, а кто по ней пойдет — не так уж и важно. К тому же, количество звезд, приехавших на X юбилейный кинофорум было резко ограниченно. Зрители с нетерпением всматривались в очередной подъехавший ко входу лимузин в надежде увидеть ну хоть какого-нибудь кумира, однако называлась фамилия и из машины выходила малоизвестная в широких кругах личность. Зато певца Альберта Асадуллина, который стал почетным гостем фестиваля, публика встретила самыми бурными овациями. Многие не ожидали увидеть заслуженного артиста России в таком месте. Лимузины задерживаются, их приходится ждать, но это даже и хорошо — звезды по дорожке даются на сладкое, а сладкого всегда приятно подождать.

Альберт Асадуллин
Альберт Асадуллин

ГЛУБОКО НРАВСТВЕННЫЕ КАРТИНЫ ОТ РАВИЛЯ ГАЙНУТДИНА

Но наконец все прибыли, гости поднялись по ступенькам, а публика, минуя буфет, устремилась в зал, где хор 10-летних детей исполняет песню на русском, татарском и английском языках, а в перерывах между рассказами о номинациях показывают ролики о включении памятников Булгара в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Бесконечный концерт продолжается несколько часов, прерываясь лишь на пространные речи официальных лиц, включая адрес министра культуры РФ Владимира Мединского и краткое перечисление фильмов конкурсной программы. Кcтати, к X фестивалю чиновники смогли определить цель, для чего нужен фестиваль Казани — для развития татарстанского кино. В этом году республиканские картины заявлены практически во всех конкурсных программах. Об этом говорилось в письме президента Татарстана Рустама Минниханова, которое зачитал спикер парламента Фарид Мухаметшин, который и сам придерживался аналогичного мнения: «Понятно, что в середине 90-х возможностей снимать татарстанское кино было не так много, поэтому его развитие замедлилось. Зато сейчас, на кануне 90-летия со дня рождения татарстанского кинематографа, у нас появились даже полнометражные игровые картины. Я думаю, что наши фильмы займут достойное место не только на телевидении, но и в кинотеатрах, во всех сельских домах культуры. Это будет самое ценное, чего мы добьемся через проведение таких международных фестивалей». Затем Мухаметшин неожиданно признался: «Сейчас и в России, и в Татарстане проходит год культуры. Я хожу и переживаю, как же все-таки почувствовать его на себе, какие критерии для оценки? Один из художественных руководителей татарстанских театров как-то сказал недавно: «Если я увижу, что ни один из зрителей, пришедших на спектакль, не жует жвачку, тогда точно, мы сделали шаг вперед. А если никто прикреплять эту жвачку к подлокотнику кресла не будет, то я бы отметил, что мы добились в развитии культуры самого желанного».

Фарид Мухаметшин
Фарид Мухаметшин

Президент фестиваля, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин на протяжении 10 минут доносил до зрителя мысль, что на казанском фестивале представлены глубоко нравственные картины, без наличия порока. Довольное смелое заявление, к тому же вряд ли Гайнутдин видел все фильмы, которые будут показаны в столице Татарстана в конкурсной и во внеконкурсной программах.

МУСУЛЬМАНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ СТАРТОВАЛ С ПОМЕЩИЧЬЕЙ РОССИИ

Все остальное время было отдано многочисленным ансамблям народной музыки, хорам и оперным дивам. Обилие музыкальных номеров поражает воображение, и наблюдая за ним почти забываешь о том, что казанский кинофестиваль сумел обойтись даже без обычного в таких ситуациях фильма-открытия. Правда, публике продемонстрировали «фильм-приветствие», но сделали это днем и в другом месте. В роли «фильма-приветствия» выступила картина Веры Глаголевой «Две женщины» — изящная виньетка из старой помещичьей жизни на тему «Месяца в деревне» Тургенева, которая уже побывала на отечественных кинофорумах, успела открыть «Золотого Феникса» в Смоленске и закрыть «Окно в Европу» в Выборге. Но даже если засчитать картину Глаголевой за фильм открытия (почему бы и нет, собственно?), сценки из жизни помещичьей России, с ее бокалом шампанского и хрустом французской булки, с таким трепетом воспроизведенные на экране — это не совсем то, чего сторонний зритель ожидает от фестиваля мусульманского кино.

Все это может показаться странным. Однако в обилии национальных песен и плясок, в русских барах в качестве киноприветствия, в той радости, с которой все это встречают зрители, видны отличительные особенности казанского кинофестиваля. Дело в том, что казанский кинофестиваль — это прежде всего локальное событие, праздник для жителей Татарстана, а уже потом торжество кино. И тут уж чем больше музыкальных номеров, тем лучше, ведь делается это не столько для заезжих гостей, сколько для себя, а у нас любое важное событие — от Дня народного единства до Дня медицинского работника — принято отмечать концертом. Форма понятная и всеми любимая, без нее и праздник — не праздник.

Во-вторых, и это также связано с особенностями Татарстана, в котором с давних пор взаимодействуют русская и татарская культуры, главной идеей фестиваля является не столько мусульманское кино, сколько встреча Востока и Запада, попытка к диалогу, к обнаружению неких общих ценностей. И в этом отношении фильм Глаголевой оказывается вполне удачным вариантом.

Попытка обозначить диалог между Востоком и Западом (насколько эти понятия вообще существуют в реальности) чувствуется и в фильмах, отобранных для фестивальных программ и ретроспектив. Здесь фильмы итальянки Азии Ардженто и голландца Йоса Стеллинга соседствуют с турком Нури Бильге Джеланом, а французское и бразильское кино — с фильмами из Ливана или Азербайджана.

ВЕЛИКИЙ РЕЖИССЕР ИЗ ТАТАРСТАНА

Впрочем, если рассматривать казанский кинофестиваль прежде всего как локальное явление, стоит упомянуть еще об одной его функции — едва ли не самой важной, вспоминаем приветственное письмо президента РТ. Региональный кинофестиваль всегда превращается в своеобразный смотр достижений местной кинематографии, давая возможность молодым режиссерам показать свои работы публике, а также почувствовать себя частью некой единой мировой кинотрадиции. С этой задачей казанский кинофестиваль справляется великолепно.

Уже в первый день во внеконкурсной программе были продемонстрированы несколько короткометражных фильмов, снятых выпускниками местной киношколы. И хотя большинство из них являются вполне традиционными студенческими работами, на некоторых авторов уже сейчас хочется обратить внимание. Например, Рустам Рашитов, чья работа «Все говорят прощай» настойчиво напоминает кукольную эстетику Уэса Андерсона или Брайана Фуллера времен «Мертвых до востребования» (хотя сам Рашитов уверяет, что вдохновлялся фильмами Жан-Пьера Жене). В том, как лихо Рашитов управляется с формой, чувствуется потенциально интересный мастер. Кроме того, благодаря нарочито западной эстетике, Рашитову почти удается превратить Казань в условное англо-саксонское пространство, которое могло бы находиться в любой точке западного мира, что вполне соответствует духу фестиваля.

Казанский фестиваль помогает молодым режиссерам вроде Рашитова показывать свое кино зрителям и способствует оживлению кинематографической жизни в республике. Этого вполне достаточно, чтобы искренне надеяться на его долголетие. Что же до церемоний открытия — действительно, не так важно, кто идет по ковровой дорожке. Главное, чтобы на кинофестивале люди имели возможность смотреть кино. А парад — это всегда парад.

И последнее. Еще одной звездой церемонии открытия, помимо руководителя Госсовета Татарстана последнего созыва Мухаметшина, стал председатель жюри нынешнего фестиваля туркменский кинорежиссер Ходжакули Нарлиев, удививший публику следующим спичем: «В Татарстане живет великий сценарист и великолепный режиссер. Он создал свое великое произведение, но в мире для такой работы не придумали приза. Он создал великое творение — новый Татарстан. Я имею ввиду Минтимера Шаймиева. Мне кажется, главной наградой за такую деятельность должна стать всенародная любовь. Так и на фестивале, давайте те картины, кому не достанется призов, искупаем их во всенародном признании». Показалась, что такую глубоко нравственную, без порока речь мог произнести только туркменский режиссер. С сегодняшнего дня фестивальные показы идут с режиме нон-стоп сразу на нескольких площадках, главными из которых являются кинотеатры «Родина» и «Мир».

Максим Семенов, Олег Платонов