ЖИЛЬЦЫ МОГУТ УВОЛИТЬ УПРАВЛЯЮЩУЮ КОМПАНИЮ

С 1 сентября вступил закон о лицензировании управляющих компаний. Это важнейший нормативный акт, дающий разрешение после 1 мая следующего года работать в жилых домах. Сейчас начинается формирование квалификационных комиссий, которые будут состоять из членов профессионального сообщества. Жилищные органы исполнительной власти ответственны за ее формирование. Именно по настоянию Татарстана в федеральный закон были включены требования об обязательном присутствии общественников в составе этих комиссий. Они будут смотреть за соответствием управляющей компании квалификационным требованиям. Учитываться будет все, начиная от наличия или отсутствия судимостей у руководства организации до того, насколько полно компания раскрывает информацию о своей деятельности. Чтобы в роли УК выступала не «пустышка» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Наличие лицензии — это определенный знак качества, которым государство наделяет субъекта хозяйствования. Это гарантия того, что у управляющей компании есть квалифицированные сантехники, электрики и те, кто следит за благоустройством двора. Чтобы не было таких случаев, какой произошел несколько лет назад в Казани, когда девочку убило током от домофона. Это все следствие ненадлежащего исполнения управляющими компаниями своих обязанностей.

Кстати, наличие лицензии не является 100-процентной гарантией для управляющей компании, что она сможет работать в доме. Жильцы могут отказать УК, если она их по каким-то причинам не устраивает. По новым правилам, если жилинспекция зафиксировала два нарушения, по которым есть решение суда о привлечении к административной ответственности руководителя управляющей компании или самой компании, такая организация покидает дом. Эти меры должны повысить ответственность управдомов по отношению к жильцам и к своим обязанностям.

http://www.kremlin.ru/

РАНЬШЕ ЖДАЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТОРОВ, ТЕПЕРЬ СОЗДАЕМ УСЛОВИЯ ДЛЯ СВОИХ

Хотя за последнее время ситуация в отрасли все же стала меняться к лучшему. Конечно, количество жалоб на ЖКХ меньше не стало, но изменился их характер. На это обратил внимание и министр строительства Татарстана Ирек Файзуллин, выступая на всероссийском форуме ЖКХ, который проходил 6 июня в Челябинске при участии Дмитрия Медведева.

По словам министра, если раньше людей тревожили протекающие крыши и холод в квартирах, то сейчас это больше вопросы благоустройства двора.

По сути, отраслью с 90-х годов особо никто не занимался и реальные подвижки начались в 2007 году, когда создали фонд содействия реформированию ЖКХ. Наша республика первая включилась в эту программу. Мы смогли отремонтировать более 11 тысяч домов и получили на эти цели от федерального бюджета огромные деньги. Казани помогло проведение Универсиады, в городе многие многоквартирные дома привели в порядок. Но в республике, как впрочем и по всей России, резко стоит вопрос о состоянии коммуникаций. Здесь мы должны задействовать механизм государственно частного партнерства. В ближайшее время мы с коллегами-депутатами внесем поправки в закон о государственном частном партнерстве именно в сфере ЖКХ. Если раньше мы ждали, что в эту отрасль придут международные инвесторы, то сейчас на это рассчитывать не приходится. Отечественных финансистов ждут в теплоэнергетике, теплогенерации... Там, где у нас действительно есть проблемы с рентабельностью. В муниципальных районах у нас во многих домах установлены двухфазные котлы и проблема решена. Но нужно снимать вопросы с большими генерационными мощностями в крупных городах Татарстана. По большому счету тарифы растут от того, что ресурсоснабжающие организации не могут выстроить процесс четкой работы.

Ирек Файзуллин и Александр Сидякин на всероссийском форуме ЖКХ
Ирек Файзуллин и Александр Сидякин на всероссийском форуме ЖКХ

Недавно мы отправили на имя председателя правительства России Дмитрия Медведева записку о том, какие меры следует предпринять в развитии государственного частного партнерства в сфере ЖКХ. Я сам являюсь активным членом этой рабочей группы, сейчас мы заканчиваем проработку вопросов в этой сфере и, скорее всего, я выступлю автором законодательной инициативы. В самое ближайшее время будут созданы понятные правила входа инвесторов в этот рынок и выхода из него.

ПОЛИЦИЯ НЕ ВИДЕЛА НИКАКОГО МОШЕННИЧЕСТВА

Летом, перед самым отпуском, перед окончанием весенней сессии в Государственной думе мне удалось внести несколько законопроектов, связанных с отраслью ЖКХ. Это «уголовная ответственность за подделку протоколов общих собраний жильцов в многоквартирных домах» и «ответственность за срыв отопительного сезона». Так же я был одним из инициаторов изменений в жилищный кодекс РФ, который касается платежной дисциплины в системе ЖКХ. Все эти изменения Государственная дума РФ планирует рассмотреть в ходе осенней парламентской сессии.

Считаю крайне важным внесение в Уголовный кодекс ответственности за фальсификации протокола общих собраний. К сожалению, это не единичные случаи, и в Казани такие истории случались, когда заинтересованные лица подделывали документы собрания жильцов. А сами обитатели дома и не знали о том, что собрание проходило. А потом выясняется, что они на этом заседании не просто присутствовали, но и голосовали по важным для дома вопросам и расписывались в протоколах.

Фактически это самостоятельный вид уголовного преступления, который характеризуется совершенно четкой общественной опасностью для правоотношений, которые возникают в сфере пользования жилых помещений. Человек владеет не только своей квартирой в доме, у него есть право на общедомовое имущество. А режим управления этим имуществом предполагает проведение общих собраний по большинству вопросов. Это выбор управляющей компании, распределением денег, собранных за капремонт и множество других проблем.

И, к сожалению, статистика, которую мы имеем, говорит о том, что полиция, а именно она уполномочена проводить дознания и предварительные оперативные мероприятия по статьям «мошенничество» и «подделка документов», в случае, когда мы ведем речь о протоколах общих собраний, отказывает в возбуждении уголовных дел, мотивируя это отсутствием состава преступления. Их логика в следующем: «ничего не похищено, умысла на хищение нет. Только избрали орган управления, но пока деньги никто не расхитил. Пока даже нет оснований, что есть покушение на мошенничество». Ну, а подделкой документов считается фальсификация официальных бланков, печатей, штампов, а тут этого нет. Данная статья в этом случае тоже не применяется.

Важно было конкретизировать все эти моменты. В зависимости от содеянного в качестве наказания мы предложили либо штраф до 500 рублей, либо исправительные работы сроком до пяти лет, либо лишение свободы на такой же срок. Эта инициатива продиктована большим количеством обращений со стороны граждан. В том числе и из Казани. Будем надеяться, что эта инициатива будет поддержана депутатами уже на осенней сессии.

ПОД УГОЛОВНУЮ СТАТЬЮ ГРИПП И АНГИНУ НЕ ПОДВЕДЕШЬ

Проблемы с отопительным сезоном у нас возникают каждый октябрь и ноябрь. Часто чиновники не с полной ответственностью, а иногда и вовсе неадекватно себя ведут в рамках подготовки к сезону. Летом должны проходить все профилактические работы и все мероприятия по подготовке к зиме. Но на практике мы видим, что органы местного самоуправления, а иногда и исполнительной власти, игнорируют свои должностные обязанности.

Ведь если это не повлекло порчу имущества, это не состав уголовного преступления. Люди-то мерзнут от их халатности. Под уголовную статью грипп и ангину не подведешь, даже если у больного возникли осложнения. Доказать причинно-следственную связь между тем, что в квартире нет тепла и именно поэтому возникли проблемы со здоровьем, невозможно. Поэтому по статье «Халатность» чиновники уходят от ответственности.

Мы решили исправить эту ситуацию и возложить персональную административную ответственность с большими штрафами для чиновников, по вине которых будет сорван отопительный сезон. Это касается в том числе и руководства тех предприятий, кто совершает поставку ресурсов: тепла, газа, воды и электричества в момент подготовки к сезону. Если ты не выполнил определенный перечень работ, который утвержден на уровне правительства, его игнорирование влечет административную ответственность.

ВОРОВАТЬ У ГОСУДАРСТВА ЖИЛЬЦАМ СТАНЕТ НЕВЫГОДНО

В осеннюю сессию Госдума РФ планирует рассматривать поправки, связанные с неплатильщиками за услуги ЖКХ. У нас в республике 98% собираемость средств, это хорошая цифра. Оставшуюся задолжность некоторые управляющие компании вынуждены перекладывать на добросовестных плательщиков. Это неправильно. Поэтому мы с коллегами из фракции внесли поправки, которые будут рассматривать различные меры воздействия на неплательщиков. Это и повышение пенни, вместо 8, как сейчас, мы предлагаем увеличить до 15%. Это запрет регистрации сделок с недвижимостью, по которой есть задолженность по коммунальным платежам. Это возможность покупки управляющими компаниями энергоресурсов с дисконтом, чтобы в рамках предоставленной скидки в случае необходимости компенсировать издержки, образовавшиеся от задолжености, а не перекладывать их на плечи законопослушных жильцов.

В законопроекте есть и ряд других более мелких мер, направленных на то, чтобы справиться с должниками. Мы анализировали, составляли портрет неплательщика. Это не всегда человек, у которого нет денег. Малоимущие и пенсионеры как раз платят исправно, потому что имеют право на получение субсидии. Конечно, есть маргинальные элементы, ни одна страна мира не придумала рецепт борьбы с такими людьми. Но есть люди, которые не платят принципиально, несмотря на наличие возможности. Именно с этой категорией надо бороться.

Так же мы планируем усиление ответственности за воровство ресурсов. За врезку в счетчики и использование приборов, которые позволяют уменьшить показания. В Татарстане сегодня принято решение, что между теми квартирами, где не установлены счетчики на определенные виды ресурсов, будет распределяться расходы на общедомовые нужды. У нас во многих районах Татарстана оприборивание домов доходит до 100%.

Мы неоднократно заявляли, что наличие счетчиков избавит жильцов от возможных переплат, связанных с ОДН.

А усилить наказание против тех, кто подделывает результаты счетчиков решили потому, что в России слишком малые и неэффективные штрафы за эти нарушения. Суммой штрафа в 500 рублей сегодня никого не испугаешь. Если человек сознательно идет на «подкрутку», которая, скажем, сэкономит ему как минимум тысячу рублей по газу или на электрический счетчик ставит магнитик, который позволяет сэкономить 600 рублей в месяц, то существующие штрафные санкции, которые могут быть и не наложены, являются малоэффективными. Поэтому для повышения дисциплины в этом вопросе мы предлагаем значительно увеличить административную ответственность.

ШКОЛА ГРАМОТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

В ближайшее время в России заработает «Школа грамотного потребителя». Этот проект инициировала «Единая Россия» и сейчас должен поддержать минстрой РФ. Очень часто собственникам квартир и председателям совета многоквартирных домов не хватает знаний, сколько важного в отрасли ЖКХ делается сегодня и как этими новшествами пользоваться. Не все понимают, как важно отстаивать свои права и возможности, которые дает законодательство. Долго думали о форме, как донести эти знания. У меня в дни приема граждан 98% людей приходят с вопросами по ЖКХ. И я понимаю, что существует проблема, как грамотно разъяснить необходимую информацию большому количеству человек. Они должны иметь бесплатную возможность обучения.

Поначалу хотели использовать массовые мероприятия и раздавать брошюры-памятки. Однако позже от этой идеи отказались. За лето написали учебник по ЖКХ с учетом последних изменений. И в ближайшее время в «Школе грамотного потребителя» начнутся первые лекции и семинары. Мы прибегнем к помощи различных общественных структур, которые занимаются вопросами ЖКХ, будем взаимодействовать с гражданским обществом. А люди у нас научились самоорганизовываться... Доказательством может служить пример с озером Харовое, когда общественности удалось предотвратить на этом месте возведение жилого комплекса и парковки.

Эта школа не только для управляющих компаний, которые чтобы получить лицензию, должны будут пройти набор тестов для квалифицированных экзаменов. При необходимости и сами жильцы, активисты, управдомы смогут приходить на занятия.

Причем, как в изучении английского языка, тут будет несколько уровней сложности. Хочешь минимальный набор, что такое жилищный кодекс и из каких разделов он состоит — пожалуйста, это первая ступень. Хочешь понимать, каким именно образом в квартире берется вода и кому и за что идут наши коммунальные платежи — это второй уровень. Ну, а если ты желаешь управлять всей этой структурой, это самый продвинутый уровень. Главное, чтобы эта работа имела системный характер. Думаю, из-за перемен, которые ожидаются в отрасли, в самое ближайшее время мы перестанем ругательными словами называть систему ЖКХ.

Александр Сидякин