КРИТИКА ОТ ПАТРИАРХОВ

На открывшейся вчера в ВЦ «Казанская ярмарка» международной конференции «Трудноизвлекаемые и нетрадиционные запасы углеводородов: опыт и прогнозы» площадка для выступлений была отдана преимущественно гостям форума. Ни представителей «Татнефти» (а, как правило, нефтяники всегда выступали с содокладами), ни татарстанских нефтехимиков в программе первого дня заявлено не было. Большую часть времени отдали зарубежным коллегам: заместителю председателя кабинета министров Туркменистана Баймураду Ходжамухаммедову и профессору Стенфордского университета (США) Луи Кастанье.

Открывая пленарное заседание, министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов призвал участников к откровенному разговору. Надо отметить, что его услышали. Так, два патриарха нефтяной отрасли — президент союза нефтепромышленников Геннадий Шмаль и академик АН РТ Ренат Муслимов — в присутствии президента РТ Рустама Минниханова и замминистра энергетики РФ Кирилла Молодцова камня на камне не оставили от нынешней стратегии энергетического развития России.

КОЭФФИЦИЕНТ НЕФТЕИЗВЛЕЧЕНИЯ СНИЗИЛСЯ НА 25 - 30%

Шмаль начал свой доклад с цитирования Ленина: лучший подарок к празднику — сосредоточить внимание на нерешенных проблемах. Далее он стал развивать тему неиссякаемости традиционных запасов углеводородов: «Несмотря на обилие прогнозов о завершении эры нефти и газа и наступлении периода возобновляемых источников, я убежден, что основными видами энергии будут нефть, газ и уголь».

Далее президент союза нефтепромышленников напомнил, что еще в 2012 году Россия опережала США в первенстве по добыче углеводородов, однако уже в 2013-м Америка обогнала нашу страну за счет сланцевого газа и жидких сланцевых пород. В чем дело? По мнению Шмаля, нефтяная стратегия страны отягощена несколькими проблемами. Прежде всего это падение добычи нефти «в старых районах» (поэтому Западная Сибирь еще долго будет основным нефтедобывающим регионом). Второе — дефицит прироста запасов по сравнению с добычей, причем, по его мнению, «очень много так называемых виртуальных запасов». Третье — недостаточно эффективное использование недр: «Коэффициент нефтеизвлечения за последние 25 - 30 лет снизился на 15 процентов, — обрисовал ситуацию Шмаль. — Несмотря на усилия нефтяных компаний и высокие штрафы за сжигание попутного нефтяного газа, не удалось добиться 95 процентов его квалифицированного использования». Четвертое — хроническое недофинансирование нефтяной промышленности: «Минимальная потребность, по моему мужицкому счету, только в разведку и добычу — 40 миллиардов долларов в год. А мы фактически имеем 27 - 30 миллиардов», — посетовал президент союза нефтепромышленников.

Кроме того, по мнению Шмаля, существующая система налогообложения не стимулирует нефтяников к эксплуатации менее выгодных с точки зрения издержек месторождений. «Нужна такая система налогообложения отрасли, которая позволит значительно улучшить ресурсную базу углеводородов. Необходимо стимулировать предприятия, вкладывать средства в поиск и внедрение методов повышения нефтеотдачи пластов, в новые технологии добычи, сократить фонд простаивающих из-за низких дебитов скважин, увеличить коэффициент нефтеотдачи», — высказал свою точку зрения эксперт, попутно заявив, что в стране не созданы условия для добычи нетрадиционной нефти. Заодно Шмаль раскритиковал и так называемый налоговый маневр. Напомним, что минфин РФ предложил снизить экспортную пошлину на нефть, одновременно повысив базовую ставку НДПИ, в результате чего, как полагают многие эксперты, может вырасти себестоимость добычи и переработки нефти и, как следствие, стоимость топлива на внутреннем рынке. «Я называю это не налоговым маневром, а налоговым зигзагом, — эмоционально говорил Шмаль, — он приведет к тому, что резко повысится стоимость нефти внутри страны. Такой маневр — это удавка для малых нефтяных компаний!»

В завершение своего выступления президент союза нефтепромышленников заявил, что для ликвидации технологической зависимости отечественного нефтегазового сектора от иностранных компаний в вопросах разработки нетрадиционной нефти необходимо привлекать собственную фундаментальную науку и создать национальный нефтяной институт со статусом государственной или государственно-частной структуры.

СТРАТЕГИИ, КОТОРЫЕ ПРОВАЛИЛИСЬ

С целой лекцией по теме, которую кратко можно было охарактеризовать как «Кто виноват и что делать?», выступил Муслимов, известный своей «перпендикулярной» точкой зрения на проблемы нефтяной отрасли. Сначала он подверг критике российскую энергетическую стратегию до 2035 года.

«Мы в РАН обсуждали эту стратегию — замечаний полно! — с ходу в карьер начал академик. — Самое главное — ресурсная база неясна. Все это просто разговоры. Мы остаемся с трудноизвлекаемыми запасами, а добыча к 2035 году этих запасов аж 4 процента! После этого разумный человек поверит в эту стратегию? Уже три стратегии провалились! Хотя в новой есть очень здравая мысль, что нам надо перейти от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию. Но как перейти, об этом ничего это не сказано». Муслимов также напомнил, что впервые термин «трудноизвлекаемые запасы» был введен в оборот еще 1968 году, но за последующие десятилетия не получил прикладного развития.

Далее он обозначил «внешние и внутренние» проблемы отрасли. Внешние — это цена: «Вроде всегда разговор о цене, но цена в последние 15 лет была великолепной, а Россия не смогла использовать это благо. Россия — богатейшая страна, а богатым все завидуют, и каждый хочет что-то от нее отхватить. Поэтому Россия должна быть сильной». Среди главных внутренних тормозов — коррупция и непрофессионализм в руководстве: «У нас ведь так: ты начальник, я дурак», — резко высказался выступающий.

«Вы нас, что ли, критикуете? — мгновенно отреагировал Минниханов. — Конечно, есть вопросы НДПИ, какую-то часть нам надо было оставить, здесь я не могу не согласиться. Но говорить, что мы не занимаемся инновациями, неправильно, много у нас инновационных вещей». Впрочем, критику президент принял: «Но все равно Ренат Халиуллович правильно нас критикует, чтобы мы лучше работали. Будем лучше работать».

Сегодня форум продолжит работу.