«НАША РЕСПУБЛИКА НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКАЯ — ТАКОВОЙ ОНА И ДОЛЖНА ОСТАТЬСЯ»

Сегодня на «Казанской ярмарке» при традиционном участии Рустама Минниханова открылся XXI татарстанский нефтегазохимический форум. В павильонах форума, в том числе шатровых, свои экспозиции представили 216 компаний из 14 стран мира. В том числе, как отметил Минниханов, это компании Австрии, Румынии, Беларуси, Германии, Кореи, Китая, Австрии, США, Казахстана, Колумбии и Украины. На уровне зампреда правительства Баймырата Хаджамухаммедова был представлен Туркменистан, от имени правительства РФ гостей приветствовал замминистра энергетики Кирилл Молодцов.

«Форум проходит сегодня в преддверии праздника нефтяной, газовой промышленности, и это событие для нас очень важно, — подчеркнул Минниханов, открывая мероприятие. — Наша республика, наша страна все-таки является нефтегазохимической — она таковой и должна остаться. Сегодня мы обсудим проекты, которые важны для нашей страны, для нашей республики».

Помимо выставки с 3 по 5 сентября пройдет и один из крупнейших форумов в России по нефтедобыче — форум занимает второе по значимости место в рейтинге региональных отраслевых мероприятий нефтегазовой промышленности РФ. Ожидается, что в работе форума примут участие более 1 тыс. делегатов. Если сравнивать эти цифры с прошлогодним форумом, то численность участников несколько снизилась — год назад было представлено 250 фирм, зато иностранных стало в 1,4 раза больше.

Среди мероприятий форума — международная специализированная выставка «Нефть, газ. Нефтехимия», специализированная выставка «Экотехнология и оборудование XXI века», специализированная выставка «Пластик&Каучук», специализированная выставка «Geo-Казань: Геологоразведка. Геодезия. Картография».

«ЕСЛИ НАС ЭМБАРГО НЕ НАКРОЕТ...»

Перерезав традиционную ленточку, Минниханов начал осмотр экспозиции. Более часа он вникал в предложения различных компаний, начав обход со стенда «Татнефти» — одного из крупнейших на выставке.

С 500 до 706 т в сутки компания нарастила добычу сверхвязкой нефти, рассказали президенту РТ. Началась добыча сланцевой нефти — на Бавлинском месторождении получено первых 11 тонн. Добывать ее сложно — «сланцевые» пласты имеют низкую пористость, низкую проницаемость, и работа нуждается в серьезных научных исследованиях. Продемонстрировали Минниханову насосные агрегаты — увы, германские, зато в 2,5 раза более экономичные, и модернизированные цепные приводы.

У стенда ОАО «Ритек» («дочка» «Лукойла») Минниханов заинтересовался методикой добычи сланцевой нефти от этой компании. «Ритек» работает и в Татарстане, в этом году планирует нарастить объемы добычи до 1 млн. тонн. Помимо добычи «обычной» нефти компания ведет разработку пластов, содержащих фактически «несозревшую» нефть — пока что метод опробуется на двух площадках в Ханты-Мансийске. Если очень упрощенно — частицы нефти, содержащиеся в породе, выкачиваются за счет воздействия кислорода, воды и высокой — до 350 градусов — температуры... Технология водогазового воздействия сложная и требует повышенных мер безопасности, поскольку используется газ. Однако методику «Ритек» начинает внедрять и в Татарстане — под Мензелинском.

У экспозиции КНИТУ-КХТИ ректор вуза Герман Дьяконов представил различные химические компоненты для нефтедобычи — разноцветные жидкости красовались в круглых стеклянных колбочках на ножках. Президент РТ, впрочем, тут же поинтересовался, много ли студентов из Туркменистана учатся в вузе.

«Из Туркменистана? Довольно много — 600 человек, — переключился на минуту Дьяконов. — Есть студенты по прямому договору с «Туркменхимией», есть и те, что учатся за свои деньги. Но там много наших выпускников работают...»

Оставив студенческую тему, ректор перешел на новые проекты вуза и рассказал о немецком планетарном экструдере, который КНИТУ намеревается поставить в «Химграде».

«Если нас эмбарго не накроет, у нас будет уникальный аппарат — модификация полимеров, исправление свойств, компаунды — можно даже химические реакции проводить, мы в Германии уже пробовали, — увлеченно рассказывал он. — А вот целая гамма химических компонентов по повышению нефтеотдачи...»

Среди всего прочего Дьяконов продемонстрировал водорастворимую пленку на основе крахмала с управляемыми свойствами.

«Можно сделать так, что за час будет в воде растворяться, а можно и за год», — пояснил он экологические тонкости нового продукта.

«Вот на чем надо наши указы писать — подписал, а он растворился», — пошутил Минниханов.

КОРЕЙСКИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ЗАДВИЖЕК МОЖЕТ ВЛОЖИТЬ
В ПРОИЗВОДСТВО В РТ ОТ 5 до 100 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ

У стенда корейских KMC и Apollo президенту показали различные задвижки, в том числе автоматизированный шаровой кран весьма некухонных (диаметром под 600 мм) размеров. Два завода в Корее обеспечивают около трети корейского рынка, еще один завод в Китае занял свыше 6% китайского рынка.

Об этом, волнуясь, читая по бумажке, рассказал помощник генерального директора KMC Corporation Чжанхун Чо. Компания — всемирно известный производитель запорной арматуры — производит весь ассортимент клапанов и кранов от 15 до 1400 миллиметров. Продукция поставляется в США, Канаду и Европу, на Ближний Восток, в Россию, так что в качестве сомневаться не приходится.

Корейцы впервые приехали на выставку. Причем, что самое интересное, они всего лишь три недели как начали изучать вопрос строительства собственного завода в Татарстане.

«Мы хотим в Елабуге открыть отверточный завод на первом этапе, а затем постепенно открыть полное производство», — пояснил господин Чо, отставив в сторону написанный текст. Минниханов с чувством пожал корейцам руки и отправился дальше, общаться с компанией остался гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин.

Как уточнил Чо в ответ на вопросы «БИЗНЕС Online», первоначальные вложения в организацию «отверточной сборки» будут невелики — порядка $5 - 10 миллионов. Пока корейцы рассматривают предложения от Татарстана — возможно, завод будет в ОЭЗ «Алабуга», но, может быть, и на юго-востоке республики. Строиться он будет по принципу китайского завода компании — сначала «отверточная» технология, но, если все будет хорошо, появится производство полного цикла стоимостью $100 миллионов. Оборудование уже частично завезено в Москву. Дело в том, что ранее рассматривалось предложение разместить производство в столице РФ, но, по словам Чо, предложение Татарстана по условиям бизнеса оказалось даже интереснее, чем Китае.

«НЭФИС» НАМЕРЕН «ПРОГЛОТИТЬ» 40% РОССИЙСКОГО РЫНКА СТИРАЛЬНЫХ ПОРОШКОВ

Заглянув в малокомплектную школу, сооруженную на территории выставочного центра по быстровозводимой технологии, президент РТ перешел во второй павильон. Одним из наиболее интересных — во всяком случае доступных непосвященному стендов — оказалось представительство группы компаний «Нэфис». Посетители с удовольствием расхватывали куски мыла под маркой завода братьев Крестовниковых, попутно изучая ассортимент майонеза и кетчупа от Казанского жирового комбината.

Общаясь с Миннихановым, гендиректор ОАО «Нэфис Косметикс» Дмитрий Хайбуллин рассказал, что в этом году группа «Нэфис» прогнозирует рост оборота до 25 млрд. рублей. В прошлом году выручка от реализации продукции составляла 22 млрд. рублей. В течение пяти лет компания вкладывает в развитие производства около 20 млрд. рублей.

Говоря о перспективах развития, директор по маркетингу «Нэфис Косметикс» Сергей Лебедев сообщил, что компания планирует в следующем году запуск новых мощностей по производству стиральных порошков.

«Территориально завод размещается в Казани на имеющихся площадях, — рассказал Лебедев в разговоре с «БИЗНЕС Online». — В результате мощность производства вырастет втрое. Если говорить о потенциальной доле рынка, которую мы сможем охватить, то это почти 40 процентов. Сейчас доля «Нэфиса» на рынке стиральных порошков России — 12 процентов, это третье место в России».

Рынок, по словам Лебедева, готов «переварить» эти объемы. Сейчас «Нэфис» временами не закрывает пиковые потребности в тех или иных ассортиментных позициях, и ввод нового производства позволит избежать дефицита. В то же время компания предлагает и ряд новинок в рамках уже существующих брендов — например, к порошкам BiMax прибавился гель, отличающийся улучшенной растворимостью и бережным отношением к ткани. В перспективе появятся и капсулы для стирки.

Кроме того, в следующем году компания готовит рынку и сюрприз. «Нэфис» намеревается вывести на рынок косметическую продукцию, оправдывая бренд «Нэфис Косметикс».

«Речь идет о полноценной линейке продукции для мытья волос и средств для ухода за волосами, — пояснил Лебедев. — Это шампуни, бальзамы, маски, средства дополнительного ухода. Пока мы не раскрываем торговую марку — ее потребитель узнает позднее».

БУДУЩЕЕ «НЕФТЯНКИ» — В ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫХ ЗАПАСАХ НЕФТИ

Затем началось пленарное заседание: международные научно-практические конференции по трудноизвлекаемым и нетрадиционным запасам углеводородов станут ключевыми в работе форума.

Минниханов, приветствуя всех участников, заметил, что тот уровень доверия, который достигнут среди ученых, геологов, нефтяников, открывает новые возможности для реализации бизнес-проектов. География и круг участников форума за два десятилетия серьезно расширились, констатировал президент РТ и перешел непосредственно к проблематике конференции.

«Многие годы нефть — гарант экономической и энергетической безопасности страны, — сказал Минниханов. — Но все основные месторождения, которые обеспечивают нефтедобычу в России, вступили в стадию падающей добычи. Темпы прироста нефтедобычи по стране за последние 6 лет снизились до 1 процента. Неуклонно ухудшается качество остаточных запасов, поскольку опережающими темпами вырабатываются активные запасы».

В целом по России доля трудноизвлекаемых запасов нефти сегодня — 60%, привел президент цифры. Степень их выработки — около 25%. Нефтяники РТ одними из первых столкнулись с разработкой сложных месторождений. В РТ доля трудноизвлекаемых запасов — 73%.

«Сейчас «Татнефть», малые нефтяные компании работают в осложненных геологических условиях — на территории, где 70 лет велась промышленная разработка месторождений, — сказал Минниханов. — Благодаря внедрению отраслевых инноваций в 1993 году в РТ было остановлено падение нефтедобычи. Сегодня мы вплотную приблизились к 33 миллионам тонн, уровень нефтедобычи стабилизирован. Но будущее — трудноизвлекаемые, нетрадиционные запасы».

Такой опыт в Татарстане есть — Минниханов напомнил о росте добычи битумной нефти и опыте того же «Ритека», который демонстрируется на выставке. Да, запасы очень сложные, но и технологии не стоят на месте, заметил президент.

Соглашаясь с тезисом Минниханова о важности работы с трудноизвлекаемыми запасами нефти, Молодцов отметил, что татарстанский опыт в этой сфере весьма значителен.

«Татнефть», действительно, наиболее передовая компания с точки зрения извлечения высоковязких нефтей и поддержания увеличения объемов добычи, — констатировал замминистра энергетики РФ. — И этот опыт должен транслироваться и передаваться. Он очень важен и для компаний, которые сейчас реализуют проекты в Восточной Сибири, и для проектов, которые связаны с добычей на сверхглубоких пластах».

ЗАЧЕМ «ЭКОСЕРВИС-ТАТАРСТАН» КУПИЛ «ПОЛИМИЗ»

Прямо перед входом на ярмарку, не доходя до газовых грузовиков и передвижной газокомпрессорной станции «РариТЭКа», расположился стенд компании «Экосервис-Татарстан». Знакомые всем пластиковые уличные туалеты соседствовали с тактильной полимерной плиткой и полимер-брусчаткой, многотонными пластиковыми емкостями для воды, антивандальными канализационными люками и даже снеговыми лопатами.

Компания, как оказалось, тоже впервые участвует в нефтегазохимическом форуме. «Экосервису» есть что показать на широкой выставке. Как рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор Назиб Нурутдинов, компания недавно выкупила мощности казанского «Полимиза» и намерена производить упаковку (в частности ящики) для казанского жиркомбината. За три года оборот «Экосервиса» вырос примерно в 10 раз. И если раньше компания была известна в основном как производитель туалетных модулей, то теперь в ее интересы входит и высокотехнологичная продукция.

«Мы планируем производство комплектующих для светодиодных ламп — в частности линз, — пояснил Нурутдинов. — Ориентируемся, разумеется, на российский рынок».

Но и туалетные модули шагнули вперед — и теперь они изготавливаются не только во всепогодном, но даже, так сказать, в VIP-варианте. Например, одну такую кабинку с подогреваемым полом и экстерьером под цвет дерева (чтобы вписывалась в пейзаж) поставят в казанском парке им. Горького.

«БИЗНЕС Online» продолжает следить за работой выставки.