РАЛЛИ-КРОСС ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ

Ралли-кросс — один из самых зрелищных и динамичных видов автоспорта. Сейчас он бурно развивается по всей планете и в этом году впервые был учрежден чемпионат мира по ралли-кроссу, который проводится в 12 этапов по обе стороны Атлантики. Кстати, единственным представителем России в этом престижнейшем турнире является казанец Тимур Тимерзянов — трехкратный чемпион Европы. А в целом Татарстан, пожалуй, является сейчас ведущим регионом страны по количеству и качеству ралли-кроссовых пилотов. Поэтому неудивительно, что лучшая трасса в РФ по этому виду спорта находится в Казани и самая престижная гонка в году проводится именно на ней. А происходит все это в последние выходные августа уже много лет, и называется турнир «Кубком президента Республики Татарстан». В рамках соревнований проводятся этапы чемпионата и кубка России по ралли-кроссу. Но помимо их постоянных участников на турнир всегда приезжает немалое количество гонщиков, которые обычно не стартуют в программе российских первенств. В этом году главными гостями стали представители Латвии: чемпион Европы по автокроссу Угис Траубергс и его напарник по команде Рональдс Балдиньш.

Все ожидали увидеть на старте Тимерзянова, но казанский пилот посетовал, что не получилось решить вопрос с доставкой машины из Франции. Там через неделю стартует этап чемпионата мира и сейчас автомобили команды проходят подготовку и настройку к нему. Правда, Тимур не выглядел расстроенным: «Сегодня на старте собралось много быстрых машин, очень напряженная борьба, и я в качестве зрителя получаю большое удовольствие. Тем более я всех хорошо знаю, наблюдаю, кто как едет, как борется, гонки по-настоящему интересные».

DSC_3599.jpg

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ЧЕТВЕРКА

А посмотреть действительно было на что, в топовом дивизионе-1 (SuperCars) состав пилотов получился на заглядение. Сразу 12 машин оказалось на старте, что примерно в 1,5 раза больше, чем во время нескольких последних гонок на «Высокой горе». Среди российских гостей явно выделялся самарец Роман Степаненко, который всего месяц назад выиграл престижный чемпионат Северной Европы по ралли-кроссу. Любопытно, что сделал он это на болиде Citroen C4, который еще совсем недавно принадлежал Рустаму Минниханову. Сам глава республики также традиционно вышел на старт, в последнее время он вступает на Citroen DS3. В связи с занятостью времени на тренировки у Рустама Нургалиевича не так много, как хотелось бы. И при этом практически в каждой гонке он приезжает на подиум. А ведь борьбу приходится вести с пилотами, которые практически весь год тренируются и выступают в самых престижных ралли-кроссовых соревнованиях, в том числе в Европе. Стоит отметить и тот факт, что машины лидеров находятся на примерно одинаковом уровне подготовки и разница между ними на уровне нюансов.

DSC_3499.jpg

Вот и на этот раз в борьбе за первое место сложилась четверка главных претендентов в составе Степаненко, Траубергс, Минниханов и Радик Миннахметов. Причем фаворитом в этом квартете многие считали директора стадиона «Казань Арена», ведь именно Миннахметов достаточно уверенно выиграл майский этап чемпионата России, проходивший на «Высокой горе». Но на этот раз участников гонки стало больше, повысилась плотность результатов, а во-вторых, оба дня соревнований шел периодически дождь. Покрытие трека стало непредсказуемым, и поэтому многие заезды предварительной стадии турнира фактически превращались в рулетку. То одни были на коне, то другие. Помимо неустойчивого покрытия в сырую погоду возникает немало и других нюансов. Вода активно попадала на многие агрегаты, которые порой начинали работать нестабильно, стекла изнутри иногда запотевали так, что не справлялись вентиляторы обдува (кондиционеров в боевых машинах нет). Все эти факторы добавили нервозности к ходу заездов, и в итоге пилоты стали совершать массу ошибок. Так, например, по количеству фальстартов эта гонка стала одной из рекордных за последнее время. И даже когда спортсмены с первого раза отправлялись в бой, то порой после старта возникали такие замесы, что заезды приходилось останавливать.

Роман Степаненко и Рустам Минниханов обсуждают коллизии финального заезда
Роман Степаненко и Рустам Минниханов обсуждают коллизии финального заезда

ДОЖДЕВЫЕ СЮРПРИЗЫ

В итоге к моменту старта главного финала дня в классе SuperCars напряжение достигло своего апогея. И как раз в этот момент на автодром обрушился настоящий ливень, который бушевал несколько минут. Многочисленным зрителям не хватало зонтов, и они даже вынуждены были массово использовать пластмассовые столы из летнего кафе в качестве укрытия, что выглядело достаточно комично. А вот гонщикам в этот момент было не до смеха. В нескольких сложных местах трассы образовались приличного размера лужи, которые могли здорово повлиять на ход борьбы в финале. Так в итоге и случилось, когда через несколько минут был дан старт заезда. На зеленый сигнал светофора лучше всего среагировал Степаненко, который вскоре успел занять самую выгодную траекторию. Минниханов прорвался на второе место. Третьим со старта ушел Миннахметов, но перед входом в сложную s-образную связку поворотов его машину смог настигнуть и слегка поддеть Траубергс. Легкого касания на мокрой трассе оказалось достаточно, чтобы Citroen C4 Радика развернуло вокруг оси. Впрочем, злого умысла в действиях латыша не было, и все признали это гоночным инцидентом.

DSC_3511.jpg

А в это время впереди произошла невероятная коллизия. При выходе на стартовую прямую образовалась огромная лужа, и автомобиль, шедший перед Citroen Минниханова на полном ходу, поднял большую волну брызг, которая, попав на лобовое стекло болида Рустама Нургалиевича, на несколько секунд фактически лишила его видимости. 600-сильный раллийный монстр мгновенно развернуло поперек трассы. Citroen под №16 быстро вернулся на траекторию, но как минимум второе место в заезде едва не превратилось в четвертое. Ведь помимо Степаненко впереди оказались оба гостя-латыша. Но дождь не бывает избирательным, и вскоре уже автомобиль Renault Clio Траубергса начал хандрить. То замедляясь, то двигаясь в обычном темпе. Как выяснилось позже, вода неудачно попала на плохозащищенные агрегаты автомобиля. Минниханов смог настичь латышского чемпиона Европы, который, впрочем, не собирался сдаваться без боя. Не обошлось и без контактной борьбы, но все было в пределах правил, как и следовало ожидать от схватки опытных пилотов. А в итоге Рустам Нургалиевич смог опередить соперника и пробиться на пьедестал почета под заслуженные аплодисменты зрителей. После заезда призеры Степаненко, Балдиньш и Минниханов весьма активно обсуждали перипетии борьбы. Им явно понравилась непредсказуемая и сложная гонка, и то, как бурно реагировали зрители на то зрелище, что подарили им участники заезда.

ЕСТЬ С ЧЕМ СРАВНИТЬ

Улыбка еще долго не сходила с лица победителя финала — чемпиона Северной Европы 2014 Степаненко.

— Первый раз побеждаю здесь на «Высокой горе», и этот кубок займет особое место среди завоеванных мной наград. До этого я уже много раз приезжал в Казань, но доводилось быть только призером. «Кубок президента Республики Татарстан» — самая престижная ралли-кроссовая гонка России, и поэтому любой автогонщик в нашем виде спорта мечтает завоевать эту награду, и сегодня моя мечта сбылась. Особенно приятно, что удалось добыть победу в борьбе с Рустамом Нургалиевичем, который сегодня отлично выступал, но немного не повезло просто в финале. Мы все очень уважаем его и за тот вклад, который он делает для автоспорта России и Татарстана, и за то, каким гонщиком он является, всегда быстрым, стабильным и очень корректным по отношению к соперникам. Эмоции меня сейчас просто переполняют, я очень рад!

Только четвертое место занял экс-чемпион Европы по автокроссу Траубергс — самый титулованный из гостей турнира, но он не выглядел разочарованным.

— Когда есть возможность приехать в Казань на гонку, то мы откликаемся на приглашение без колебаний. Потому что здесь отличная трасса с образцовой инфраструктурой, четкая организация, отличные болельщики. Атмосфера во время соревнований просто великолепная. Мы все время ездим по Европе, и поверьте, нам есть с чем сравнить. Очень жаль, что расстояние до Латвии более тысячи километров, иначе приезжали бы на абсолютно все гонки на «Высокой горе». Считаю, что вам здорово повезло с такими адекватными и увлеченными руководителями и организаторами, надо такое ценить.

На призовом подиуме: Дмитрий Брагин, Тимур Шигабутдинов и Ирек Миннахметов
На призовом подиуме Дмитрий Брагин, Тимур Шигабутдинов и Ирек Миннахметов

ТАТАРСТАНЦЫ БЫЛИ В УДАРЕ

После столь приятных речей от титулованных гостей мы переключились на борьбу в трех других зачетных группах. К огромной радости болельщиков во всех переднеприводных дивизионах нашим пилотам удавалось поддержать почин и показать высокий класс. Особенно удалось отличиться в самой престижной из моноприводных категорий — этапе чемпионата России в Д1А (Super1600). Два пилота казанской команды «MX-автоспорт» явно доминировали в финале и устроили схватку за первое место на протяжении всех 6 кругов дистанции. И только на самом последнем повороте участник чемпионата Европы по ралли-кроссу Тимур Шигабутдинов за рулем Renault Clio смог вырвать победу у Дмитрия Брагина и его LADA Kalina. А на небольшом отдалении от них финишировал Миннахметов. Кстати, даже участие в финале было вопросом для генерального директора «Татмедиа». Ведь накануне, в субботу, во время квалификационного заезда Ирек столкнулся с одним из соперников, да так, что его Kalina потеряла заднее колесо и взмыла ввысь на пару метров. К счастью, механики за несколько часов смогли восстановить машину и Миннахметов смог на ней оказаться на призовом подиуме. Здесь три призера, которые дружат уже много лет, оторвались на славу. После салюта шампанским последовало обливание шипящим напитком и даже заливание его за шиворот комбинезонов. Праздничная атмосфера над автодромом царила что надо.

Поддержали победную поступь и татарстанские участники традиционных соревнований «Кубок мастер-спорт». Глава Сабинского района Раис Минниханов был фаворитом класса, но старт лучше удался казанцу Дмитрию Сафронову. Однако Раис Нургалиевич смог найти брешь в обороне технического директора «Казань Ринга» и эффектно опередил его в одном из сложных виражей трассы. Через пару кругов машина Сафронова забарахлила и на второе место прорвался Тимур Валиуллин. Таким образом весь подиум в классе оказался татарстанским.

А на этапе кубка России в классе «Д2 — Лада» победу мог одержать казанец Айдар Нуриев. Он даже лидировал в заезде на последнем круге, но, видимо от волнения, допустил помарку в прохождении трассы, не сделал обязательный проезд по джокер-петле и разом переместился на 8 место. Победа досталась тольяттинцу Роману Агошкову, а следом за ним расположились казанец Артур Егоров и Альберт Гайнуллин, заявленный за Нижнекамск.

В целом кубок президента Республики Татарстан прошел на пять с плюсом. Множество мощных машин и опытных гонщиков, красивые заезды, напряженная борьба. И даже дождь оказался на руку, закрутив интригу заездов до предела. Порадовало большое количество зрителей, причем как минимум четверть из них составляли дети. Атмосфера настоящего гоночного праздника буквально царила над «Высокой горой», и летний гоночный сезон 2014 закончился на мажорной ноте. А меж тем в 2015-м трасса будет праздновать свой 20-летний юбилей. Наверняка организаторы уже задумываются над сюрпризами для этой круглой даты, но не будем торопить события, через год увидим все сами.