РОДСТВЕННИКИ ПОПРОСИЛИ НЕ ПРОВОДИТЬ ПРОБЕГ

В Казани профессиональные мотопутешественники из Санкт-Петербурга, команда проекта «Вне зоны», накануне провела круглый стол на тему «Безопасность моторизованного туризма». Обсудить обеспечение безопасности водителей квадроциклов и снегоходов в Деревню Универсиады пришли представители Общественной палаты РТ и Гостехнадзора. Сотрудники ГИБДД мероприятие своим вниманием не почтили, хотя, как заверили «БИЗНЕС Online» организаторы, представителей дорожной инспекции также приглашали. Тема особенно актуальна в связи с громкой трагедией — гибелью гонщика команды «КАМАЗ-Мастер» Ильгизара Мардеева. Он разбился на квадроцикле 24 августа. Пропуская автомобиль, Мардеев наехал на бетонную плиту у обочины и вылетел на дорогу. Вопросы о причинах трагедии и о том, можно ли было ее избежать, казались в этой связи само собой разумеющимися.

Однако организаторы мероприятия, когда в зале впервые прозвучало имя Мардеева, дали понять, что говорить об аварии не хотели бы. Капитан мотокоманды Максим Кевлов напомнил, что планировавшийся на 29 августа в Казани пробег на квадроциклах в память о прославленном гонщике, призере ралли «Дакар», не состоится. «Родственники попросили не проводить пробег», — добавил Кевлов. Вероятно, из деликатных соображений организаторы круглого стола не поддержали попытку перейти от общих вопросов к обсуждению страшного ДТП.

СНИЗИТЬ СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ

С весны 2014 года команда проекта «Вне зоны» посетила ряд российских регионов — от Ростова-на-Дону до Екатеринбурга, изучая аномальные зоны, которые интересны в том числе туристам. Только в этом году питерская команда проехала более 24 тыс. километров. В каждом городе они также обсуждали вопросы безопасности мототуризма и нарабатывали информационную базу, которая впоследствии ляжет в основу нормативных и рекомендательных актов. Как пояснили на круглом столе, хотя квадроциклы и снегоходы можно сейчас встретить очень часто, в законодательстве некоторые важные моменты в этой сфере не отрегулированы. Подобная техника многими воспринимается как дорогая игрушка состоятельных людей с дефицитом адреналина, однако участники круглого стола попытались убедить присутствующих посмотреть на вопрос под другим углом. Кевлов назвал основные проблемы в этой сфере.

«Это споры о том, имеет ли право мотовездеход выезжать на дороги общего пользования или нет, — рассказал он. — Есть «немоторизованные» граждане, которые считают, что такую технику надо запретить, пожилые люди жалуются на шум. Кроме того, некоторые, к примеру, на квадроциклах въезжают на территорию заповедника и наносят вред окружающей среде, вытаптывают растения». Однако, отметил Кевлов, что владельцы такой техники часто помогают службам в поиске людей, предупреждают о возгораниях в лесу. «Но централизованного взаимодействия с МЧС и полицией нет», — добавил он.

Что же делать для обеспечения безопасности всех участников движения? Одним из вариантов Кевлов назвал возможность разрешить двигаться на такой технике в населенных пунктах со скоростью 20 км в час. Участники обсуждения пришли к выводу, что регулировать ситуацию в этой сфере могли бы специальные клубы, объединяющие любителей такой техники. Члены этих клубов, как правило, дорожат репутацией, более дисциплинированы и получают необходимые знания в разъяснительных беседах с Гостехнадзором. А негативную репутацию создают чаще водители-одиночки, кайфующие от скорости ветра и не думающие ни об опасности, ни о безопасности. Кстати, выяснилось, что в Татарстане явно очень мало таких организованных сообществ, которые бы вели и разъяснительную работу.

«Если мальчишки дерутся во дворе, их назовут хулиганами. Если тренер по боксу их возьмет в свою секцию, это спортсмены», — провел параллель председатель Общественной палаты РТ Анатолий Фомин, согласившись с тем, что важно организовывать такие сообщества с внутренней дисциплиной. Он, кстати, живо заинтересовавшись проблемами и страстями «мотоэкстремалов», выразил готовность способствовать внесению нормативных актов на местном уровне и далее.

ГИБДД НЕ РАЗРЕШАЕТ КВАДРОЦИКЛАМ ВЫХОДИТЬ НА ОБЩИЕ ДОРОГИ

Наличие шлема должно быть обязательным пунктом, подчеркнули собравшиеся. Однако, согласно сводке ГИББД, Мардеев управлял квадроциклом Arctic Cat без мотошлема. Шлемы бывают разного качества и, как пишут гонщики-экстремалы на форумах, не всегда они могут дать 100-процентную защиту, но понятно, что без спецэкипировки шансы на выживание в случае ДТП резко падают...

Начальника управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники РТ Радика Зиатдинова спросили, может ли водитель квадроцикла выехать на общую дорогу при наличии всех необходимых документов («Трезвый и со шлемом», — полушутя уточнили в зале). Зиатдинов ответил, что со стороны его службы претензий не будет. В то же время выяснилось, что, например, в Башкортостане есть претензии к водителям такой техники.

Однако это не значит, что Татарстан здесь более «продвинутый». Ведь, как уже говорилось выше, сотрудники ГИББД на мероприятии отсутствовали, иначе бы выяснилось, что они со своей стороны тоже имеют возражения. В том же сообщении ГИБДД о ДТП с Мардеевым есть следующее предупреждение: «Госавтоинспекция МВД по Республике Татарстан напоминает: эксплуатация квадроциклов на дорогах общего пользования не допускается. Регистрация квадроциклов осуществляется в органах Гостехнадзора. Право на управление квадроциклом подтверждается удостоверением тракториста-машиниста (тракториста), которое по достижении 16 лет и после прохождения квалификационных испытаний можно получить в подразделениях Гостехнадзора». Однако, как говорили участники круглого стола, законодательно оснований, которые могут запретить выезжать на дороги водителям такой техники, нет. И это также один из вопросов, требующих урегулирования.

К слову, за 7 месяцев 2014 года в республике совершено 103 ДТП с участием водителей мототехники, в которых 13 человек погибли, 114 — получили различные травмы. О том, что квадроциклы и снегоходы — это вопрос жизни и смерти в буквальном смысле, еще раз дал понять Кевлов. Он рассказал, что уже два года в Москве, а теперь и в Петербурге, «мотоненавистники» укладывают бороны на маршруты следования квадроциклов, присыпая зубья сеном. Водитель, наткнувшись на борону, может потерять управление, вылететь на дорогу и разбиться.

КОЛИЧЕСТВО КВАДРОЦИКЛОВ ВЫРОСЛО ПОЧТИ В 2,5 РАЗА

В Татарстане количество квадроциклов и снегоходов растет с каждым месяцем. Зиатдинов привел данные Гостехнадзора. За весь 2013 год было зарегистрировано 89 квадроциклов, а за 8 месяцев 2014 года — 225. Если добавить зарегистрированные снегоходы, то получается 465 единиц мототехники в 2013 году и 616 в этом. При этом, как сообщили «БИЗНЕС Online» в компании, занимающейся продажей мототехники, по Татарстану в год они продают порядка 200 - 300 квадроциклов и примерно столько же снегоходов. Продажами занимается несколько компаний, да и купить можно не только в РТ. Таким образом, реальное число квадроциклов и снегоходов может отличаться в разы от количества официально зарегистрированных. В России около миллиона зарегистрированных средств мототехники, но неофициальное число их составляет, по оценкам участников, около 4 миллионов.

Сколько гибнет водителей квадроциклов и снегоходов ежегодно, участники не смогли сказать, поскольку отдельно такого учета не ведется. Кевлов рассказал, что за 10 лет около десятка человек разбились в его команде. «И это не любители, а профессионалы», — добавил он. И рассказал, как однажды привез на кладбище, где похоронены друзья, новеньких членов команды и сказал: «Всегда думайте перед тем, как нажать на газ».

«Дорога — не место для соревнований, — заключил Кевлов и привел лозунг своей комнады, универсальный для каждого водителя: «Рули с умом, береги себя, сохрани природу».