ПАДЕНИЮ ВОПРЕКИ

Московские международные автосалоны начали проводиться с 1991 года. За это время неоднократно менялись организаторы, названия, места проведения. Пока, наконец, в 2006 году не сформировался нынешний формат крупнейшего автофорума России — проводится он раз в два года, по нечетным годам, а местом проведения неизменно является выставочный центр «Крокус Экспо». Сейчас организаторами ММАС выступают НП «Объединение автопроизводителей России» и МВЦ «Крокус Экспо» при поддержке ассоциации европейского бизнеса в РФ (AEБ) и под эгидой международной организации автопроизводителей (OICA).

Столь мощный состав организаторов приводит к тому, что для участия в автосалоне заявляются едва ли не все игроки, присутствующие на официальном авторынке России. Хотя в 2014 году были опасения, что ряд компаний может отказаться от участия в ММАС. Ведь ситуация на рынке сейчас не самая благоприятная. За январь-июль 2014 года рынок легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ просел, по данным АЕБ, на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. И действительно, от участия в автошоу отказались, например, шведская компания Volvo, корейский SsangYong, российские УАЗ и ГАЗ. Хотя у этих компаний есть свежие новинки и на прежних салонах они порой выставлялись с размахом.

Но, к счастью, остальные бренды, а их более 50, не только не отказались от ММАС’2014, а в некоторых случаях даже наоборот — увеличили размер арендуемых площадей по сравнению с первоначальной заявкой. Дело в том, что подобные автосалоны часто имеют стимулирующий эффект на продажи автомобилей, тем более что осень — это сезон высоких продаж. Как результат, экспозиция стала крупнейшей за всю историю московских выставок, проводимых под эгидой OICA. И количество премьер также стало рекордным: 9 мировых, 9 европейских, 43 российских и плюс 16 концепт-каров. В этой связи можно вспомнить, как на нескольких предыдущих автосалонах новинок было меньше, но зато наблюдалось просто невероятное количество элементов развлекательного характера: игровые стенды, псевдогоночные тренажеры и многое другое. Сейчас все это тоже присутствует, но в гораздо меньших масштабах. Новинок так много, что их наличия достаточно, чтобы завлекать народ без каких-либо побочных активностей.

ТАТАРСТАНСКИЕ ДЕБЮТАНТЫ

Учитывая, что среди читателей немало тех, кто интересуется автомобильной тематикой, «БИЗНЕС Online» планирует несколько обзоров новинок ММАС’2014 в разных сегментах рынка с упоминанием наиболее важных характеристик и цен. Пока же упомянем про дебютантов, которые наиболее актуальны для автомобильного рынка Татарстана. Прежде всего к таковым стоит отнести 6 моделей, которые представило совместное предприятие Ford Motor Company&Sollers, ведь половина из них будет производиться в нашей республике. Более подробно об этом мы рассказали во вчерашнем материале. Напомним, уже сейчас с конвейера завода в Набережных Челнах сходит компактный кроссовер Ford EcoSport, продажи которого начнутся в самое ближайшее время, и уже объявлена цена — от 699 тыс. рублей. Это прямой конкурент таким машинам, как Nissan Juke, Opel Mokka. В 2015 году к «ЭкоСпорту» присоединится соплатформенная Ford Fiesta 6-го поколения. Дорестайлинговая модель поставлялась из Европы и продавалась по относительно высоким ценам, и российский рынок ее не принял. Но сейчас будет осуществлена попытка №2. Дизайн после рестайлинга стал выглядеть органичней, а за счет локализации сборки в Челнах модель должна получить конкурентоспособный ценник. На заводе в Елабуге начнется выпуск полностью нового поколения Ford Transit. Причем удивительное дело: несмотря на новизну и улучшение почти всех параметров, ценник даже удалось немного снизить! Еще две новые модели Ford Sollers встанут на конвейер во Всеволожске, это будет рестайлинговый Ford Focus и полностью новый седан бизнес-класса Ford Mondeo. Шестой новинкой компании оказался новый Mustang, который впервые в своей истории станет доступен официально у российских дилеров.

«ВАЗ», КОТОРЫЙ ХОЧЕТСЯ КУПИТЬ

Необычайное воодушевление царило на этот раз на стенде АвтоВАЗа. В кои-то веки на стенде тольяттинского гиганта происходила мировая премьера модели, при взгляде на которую одобрительно кивали головами даже все повидавшие западные автожурналисты. Коих, к слову, на ММАС’2014 было просто запредельное количество. Новая LADA Vesta получилась на удивление красивой, органичной и очень современной. При этом она не похожа ни на одного из своих конкурентов. Надо признать, что знаменитый англичанин Стив Маттин — нынешний главный дизайнер ВАЗа, не зря получает свою зарплату. Он смог найти образ, который отлично подходит новым тольяттинским моделям. Доказательством этого стал показ прототипа городского кроссовера LADA X-Ray Concept 2. По дизайну модель во многом перекликается с Vesta и смотрится тоже симпатично и свежо, хотя имеет совершенно иную форму кузова. Отметим, что LADA Vesta имеет такие же размеры, как Priora, но она не придет ей на замену — машины будут выпускаться параллельно. Просто новинка станет дороже — от 400 тыс. рублей и выше, а Priora останется в том же ценовом диапазоне, что и сейчас: 300 - 400 тыс. рублей. При этом семейство ВАЗ 2170 также получит «лицо» в новом фирменном стиле, такая машина уже была представлена на закрытом показе в Чечне, и ее фото можно сейчас найти в интернете.

ИНОСТРАНЦЫ С ЧАСТИЦЕЮ РОССИИ

А тем временем Chevrolet смог порадовать посетителей ММАС’2014 своим мировым дебютом — показом прототипа новой Chevy-Niva. И в данном случае внешность оказалась яркой и вызывающей. Теперь тольяттинский вездеход с американской эмблемой точно будет больше нравиться молодым и активным. Правда, как встретят новичка поклонники консервативного стиля — вопрос. Кстати, дизайнер машины так же иностранец — чех Ондржей Коромхаз. Да и в целом разработку автомобиля ведет большая интернациональная команда, в которой россияне по-прежнему играют заметную роль. Chevy-Niva точно останется настоящим вездеходом с наличием раздаточной коробки с «понижающей» передачей, блокировкой межосевого дифференциала и прочими внедорожными атрибутами. А ее производство стартует не ранее конца 2015 года.

На выставке состоялся официальный дебют японского бюджетного бренда Datsun. Многие уже слышали об этом удивительном возрождении младшей дочки Nissan. Давно мелькающий на страницах прессы седан on-DO является фактически перелицованным и чуть улучшенным седаном LADA Granta. А на московском автосалоне был впервые в мире показан хэтчбек mi-DO, который оказался не чем иным, как перелицованным и улучшенным хэтчбеком LADA Kalina 2. Внешность у «японских LADA» получилась, скажем так, на любителя. А вот интерьер действительно выглядит интереснее и качественнее за счет иных материалов и стилистических решений. И кстати говоря, даже запах в салоне отличается, и существенно, Datsun пахнет «иномаркой», не сравнить с характерным фенольным запахом автомобилей LADA. Отметим, что в Казани дилер Datsun появится одним из первых в России, его откроет компания АКОС.

ОТ НОВИНОК КРУЖИТСЯ ГОЛОВА

Из значимых премьер в бюджетном классе стоит также выделить появление обновленных Renault Sandero и Renault Sandero Stepway, производство которых разворачивается в Тольятти. А в гольф-классе появился новый амбициозный игрок — Nissan Sentra, который собираются крупным тиражом выпускать в Ижевске. Он сменит на рынке не снискавшую особого успеха Tiida. Представил Nissan любопытного новичка и во внедорожном зачете — Pathfinder, который после смены поколений превратился из настоящего внедорожника в большой и модный кроссовер, все в духе времени. Утилитарные псеводопроходимцы захватывают рынок, что, впрочем, совсем неудивительно, учитывая их универсальность, солидность и модный тренд. Новых и обновленных кроссоверов на шоу было ожидаемо много. Одной из заметных новинок стал новый компактный Lexus NX, который по своим размерам близок к Toyota RAV4. Практически такие же размеры имеет и BMW X4. На ММАС’2014 дебютировала настоящая россыпь китайских кроссоверов всех размеров и мастей. И даже дебютировал первый китайский премиальный бренд Haval, который выпускает автомобили внедорожного типа более высокого класса, чем родственный Great Wall.

А в бизнес-классе произошла одна из самых важных премьер для многочисленной армии российских чиновников и предпринимателей среднего звена. Гости московского автосалона первыми увидели рестайлинговую Toyota Camry с серьезно подретушированной внешностью. Как водится, изменения произошли не только снаружи. В гамме моторов появилась двухлитровая версия, а базовый «автомат» стал шестиступенчатым. Но, повторимся, подробнее по дебютантам шоу мы пройдемся в наших следующих обзорах. Слишком много было дебютантов, и довольно большое их количество актуально для рынка Татарстана.

В целом же ММАС’2014 оставляет приятное впечатление. Экспозиции большие и насыщенные, есть возможность изучить новинки одними из первых и получить исчерпывающие консультации от грамотных специалистов, их здесь можно найти в большом количестве. На улице перед павильонами и даже внутри под крышей есть несколько тестовых площадок, где можно вдоволь покататься на десятках легковых и внедорожных машин. В том числе по трассам с искусственными препятствиями. Для любителей «железа» есть отдельная экспозиция, посвященная тюнингу, аппаратуре для автосервисов, шинам и многому другому. Можем рекомендовать к посещению шоу. А если такой возможности нет, то о главных новинках можно будет прочитать в ближайшее время на страницах «БИЗНЕС Online».