Рафинат Яруллин (справа): «Этот рынок надо самим осваивать. Не говорю, что мы весь можем освоить, но мы можем привлекать и науку, и инженерный состав, и промышленность»

«МЫ УЖЕ ПОЧУВСТВОВАЛИ «ДОБРОЕ» ОТНОШЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ПАРТНЕРОВ»

Главной темой очередного заседания ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» стало импортозамещение, а с центральным докладом выступил генеральный директор холдинга Рафинат Яруллин. Но президент РТ Рустам Минниханов, который вел заседание, счел необходимым дать рассчитанному на специалистов спичу более общечеловеческое предисловие.

«Импортозамещение — это огромный рынок, который мы сегодня отдаем конкурентам, а он должен быть нашим, — с места в карьер взял президент. — Мы уже почувствовали «доброе» отношение иностранных партнеров к нашей стране: сначала они слово дали, а потом его взяли. То есть «пацан — хозяин своего слова»: захотел дал, захотел взял. Поэтому верить никому нельзя! Мы должны четко проработать все наши технологии, где у нас иностранные составляющие: как это сделать в России? Как найти других партнеров?» Между тем, по мнению Минниханова, надо воспользоваться моментом, «когда мы можем нашим друзьям-партнерам ограничить российский рынок», и начать продвигать собственные изделия.

Президент РТ поручил каждому предприятию отрасли детально проработать тему, а Яруллину, министру промышленности и торговли РТ Равилю Зарипову и министру экономики РТ Мидхату Шагиахметову обобщить этот материал и представить в правительство. «Тема очень важна, — подчеркнул Минниханов. — Спорными наши отношения могут быть как на короткой дистанции, в течение года, так и десятилетиями — мы это пережили. Ситуация такая, что наша страна не может согласиться с тем, когда США или Евросоюз учат нас, как нам жить. Мы самодостаточное государство, у нас должны быть самодостаточные наука, институт разработок, индустрия». Президент отметил, что в один день уйти от иностранных технологий невозможно, но создание инжиниринговых центров, поиск других партнеров, которые хотят работать с Россией, это уже нам по силам.

«Мы должны быть готовыми к любым вызовам, — подытожил он. — Мы же знаем, что у Советского Союза всегда была крупнейшая нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Мы ни в чем никому не уступали (возможно, по некоторым направлениям какие-то технологии покупали — это нормально). Мы должны бороться за место на рынке, тем более внутренний рынок — это наш внутренний передел, наша добавленная стоимость. Вот исходя из этого, пожалуйста, Рафинат Саматович».

«И НЕ ПОДХОДИТЕ КО МНЕ, ЧТО, ДЕСКАТЬ, ДЕСЯТОГО ЗАМА СВОЕГО ОТПРАВЛЮ...»

Яруллин для начала обрисовал ситуацию в целом. Сегодня предприятия РТ закупают импортные химпродукты по 300 позициям: «Перечень очень большой. Мы сейчас его передали в университеты, академию наук. Надо посмотреть, что можно сделать. Все, наверное, не сделать, но...» Тут Минниханов напомнил, что у Татарстана есть и партнеры-научные центры в РФ, которые тоже надо задействовать.

Далее Яруллин перешел к конкретике. Вопрос №1 — создание мощностей по производству этилена, который Россия ввозит «в огромных количествах»: «К этому надо срочно приступать, потому что многие производства из-за отсутствия этилена стоят».

Второй необходимый проект — организация производства малеинового ангидрида, доля импорта которого сегодня составляет 100%: «Продукты его переработки дают целый кластер. Это даст возможность расшириться производству композиционных материалов».

По мнению Минниханова, надо воспользоваться моментом, «когда мы можем нашим друзьям-партнерам ограничить российский рынок», и начать продвигать собственные изделия

«Окись пропилена крайне необходима, — продолжал перечислять Яруллин. — Посмотрим, какие продукты используют Ford Sollers и КАМАЗ, и окись пропилена, и производные окиси пропилена крайне важны... По изоцианатам. Действительно, ни «Байер», ни «Ханцман» не продают лицензии. Но есть одна фирма шведская, мы с ней несколько раз встречались, можно с ней работать, такая договоренность есть, думаю, надо встречаться. Это тоже крайне важно, потому что экспорт-импорт за 2012 год составил 300 тысяч тонн: это жесткие и мягкие пены, вся пенная продукция для автомобиле-, судостроения, авиации... По циклопентану для нужд производителей холодильной техники надо искать новые технологии. 17 тысяч тонн потребность всех холодильщиков. У нас есть ПОЗиС — 400 тонн и «Хайер», который будет на «КИП-Мастере», — 500 тонн... Катализаторы — это вопрос особенно сложный. Надо очень серьезно заниматься — порядка 50 процентов их импортные».

Под занавес Яруллин напомнил, что, по данным таможенников, в 2013 году импорт продукции химической промышленность составил $50 млрд.: «Этот рынок надо самим осваивать. Не говорю, что мы весь можем освоить, но мы можем привлекать и науку, и инженерный состав, и промышленность».

Подводя итог выступлению Яруллина, Минниханов дал указание всем советам директоров профильных предприятий за месяц дать предложения по импортозамещению, после чего будет необходимо внести коррективы в программу развития нефтегазохимического комплекса РТ.

В контексте всего этого разговора вполне логичным было то, что Минниханов подчеркнул особую важность грядущего Татарстанского нефтегазохимического форума (3 - 5 сентября). Он назвал конгресс «самым главным мероприятием» и попросил ответственных продумать его, президента, максимальное участие. При этом специально предупредил: «Сразу всем говорю: с моим участием, и чтобы никто никуда — нефтяники, нефтехимики, ученые... Будем круглые столы проводить, общаться, работать. Первые лица, 3 - 5 сентября себе запишите и не подходите ко мне, что, дескать, не могу, десятого зама своего отправлю: это для вас самих важно увидеть, и политически для нас важно, чтобы уровень форума был достойным».