Закрытый показ фильма Салавата Юзеева «Курбан-роман» прошел вчера в кинотеатре «Мир»

СОХРАНИТЬ ИНТРИГУ

«Курбан-байрам», поставленный Салаватом Юзеевым (он написал и сценарий) по роману лауреата Пушкинской премии Ильдара Абузярова, пожалуй, можно назвать самым ожидаемым фильмом года в татарстанском кинематографе. Год назад во время казанского кинофестиваля состоялась его презентация в качастве проекта, тогда публика довольствовалась трейлером и была сильно заинтригована. Сегодня фильм готов и через несколько дней будет представлен на суд жюри нашего кинофеста.

Год назад на презентации в зале кинотеатра «Родина» яблоку негде было упасть, такая же картина вчера повторилась в зале кинотеатра «Мир». Когда показ завершился, к публике вышел Юзеев, одетый, кстати, более чем непафосно — в потертые джинсы и клетчатую рубашку. Режиссер представил съемочную группу, а продюсер картины Марина Галицкая сообщила, что сейчас идет работа над продвижением ленты, ее пытаются заявить на 10 фестивалей класса А. Впрочем, у режиссера на этот счет особое мнение: «Мне бы не очень хотелось как-то активно продвигать ленту и навязывать ее, я хочу, чтобы наш фильм смотрели не по принуждению».

Салават Юзеев
Салават Юзеев: «Фильм наш о жертвоприношении, и с нас тоже требовалась жертва. Нас решили помучить»

Впрочем, слушать режиссера и продюсера было не очень легко — пространство у авансцены и микрофон каким-то образом захватила экзальтированная дама в немодной куртке с небольшим фотоаппаратом, которая поминутно перебивала выступавших и буквально сыпала как из рога изобилия банальностями. Что, естественно, вносило некую сумятицу в происходящее.

Из актерского состава на показе присутствовала только исполнительница главной роли — балерина ТГАТ оперы и балета им. Джалиля Александра Елагина, которая призналась, что видит картину в смонтированном состоянии впервые. Выяснилось, что Юзеев до конца сохранял интригу и многие из съемочной группы увидели фильм полностью только вчера.

«ОТ НАС ТОЖЕ ЖДАЛИ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ»

Юзеев выбрал для экранизации непростое произведение — роман-притчу, где много полутонов и недосказанности, с элементами мистики. Автора романа не было в зале, но режиссер пообещал, что на фестивальный показ Абузяров непременно приедет.

«Когда мы решили снимать этот фильм, у нас все пошло как по маслу, нам словно дали зеленый свет, и Всевышний открыл нам путь, — рассказал Юзеев. — Но дальше все пошло очень трудно, фильм наш о жертвоприношении, и с нас тоже требовалась жертва. Нас решили помучить». Режиссер немного отошел от первоисточника: у Абузярова действие происходит в Польше, в компактном поселении татар, балерина Марыся умирает, а вот в фильме Юзеев оставил ее в живых, дав героям надежду. Выздоровление Марыси — это своего рода награда любящему ее Юсуфу даже не за жертвоприношение, а за умение прощать и любить. Потому что сколько раз простишь ты на земле, столько раз потом простит тебя Всевышний.

«Абузяров — удивительный писатель, он не от мира сего, он живет в другом измерении», — так прокомментировал личность автора романа представитель ДУМ РТ Рустам Батров. Это «другое измерение» Юзеев сумел почувствовать и передать. «Это фильм-притча, его смотреть сложно, душа должна трудиться, а у нас это не очень любят, поэтому ленту Салавата Юзеева ждет нелегкая судьба», — полагает известный татарстанский кинооператор Юрий Гвоздь, один из немногих кинематографистов, пришедших на просмотр.

Отметим, что снимали фильм всем миром — среди спонсоров и «Татнефть», и ТАИФ, и «Казаньоргсинтез», и "АК БАРС Банк". Вообще список внушительный. Помогало и министерство культуры РТ, и президент Татарстана Рустам Минниханов, и министр внутренних дел РТ Артем Хохорин, и многие другие. Есть спонсоры «нематериальные», например, оперный театр. Здесь отснято большое количество эпизодов. Бюджет ленты — 22,5 млн. рублей.

DSC_1655.jpg
Рустам Батров: «Абузяров — удивительный писатель, он не от мира сего, он живет в другом измерении»

ТРИ УРОВНЯ ОДНОЙ «ЛАВ-СТОРИ»

«Этот фильм создавался так, чтобы его можно было воспринимать на трех уровнях, — год назад рассказывал о концепции ленты Юзеев. — Первый — это мелодрама: человек, который любит сериалы, получит интересную историю наподобие «любит — не любит», «женится — не женится». Другой уровень — интеллектуальный: тот, кто хочет, найдет в фильме скрытые смыслы, скрытые образы. И есть третий уровень — духовный, это обращение прямо к душе, к сердцу. Сейчас мы с композитором Радиком Салимовым обсуждаем, какую музыку ему писать, и мы ищем названия треков. Например, трек «Искушение Адама», другой — «Ищу тебя в темноте», еще один — «Ближе к Богу дальше некуда». В финале фильма возникает вопрос, умерла главная героиня или нет. Тот, кто любит мелодрамы, получит положительный ответ — она жива. Человек духовный поймет, что вопрос так уже не ставится, герой в таком состоянии духа, что жизнь или смерть для него уже не имеет значения. Он так близок к Богу, что уже дальше некуда. Нам бы хотелось, чтобы фильм наш был универсальным. Даже любители сериалов получат то, что им хотелось бы».

111 (1).jpg
«Курбан-роман» — это фильм о том, как человек выдерживает испытание любовью, верностью, добротой, всепрощением. Об этом не говорится впрямую, но каждый из персонажей с этим рано или поздно сталкивается

Итак, на первый взгляд, любовный треугольник. Он любит ее, а она — его брата. А брат женится на ее подруге. На роли главных героев режиссер назначил Елагину, ее партнерами стали Данил Шигапов (Юсуф), он живет в Санкт-Петербурге, служит в театре Льва Эренбурга. Роль старшего брата Марса исполнил Эрнест Тимерханов — актер театра им. Ленсовета. Вторую главную женскую роль исполнила бывшая актриса ТГАТ им. Камала, а ныне телеведущая Лейсан Дусаева. В одном из эпизодов очень профессионально выступила Роза Хайруллина, некогда работавшая в казанском ТЮЗе, а ныне покоряющая столичные подмостки. Публика наверняка помнит ее по фильму «Орда»... Треугольник в фильме, если абстрагироваться от фабулы, вообще-то не очень и важен. В фильме Юзеева сильны подтексты. В принципе, «Курбан-роман» — это фильм о том, как человек выдерживает испытание любовью, верностью, добротой, всепрощением. Об этом не говорится впрямую, но каждый из персонажей с этим рано или поздно сталкивается.

Стилистика фильма — и в этом, несомненно, заслуга режиссера и оператора — восходит к импрессионизму. Приглушенные краски, полутона, игра светотени. Сцены, отснятые в оперном театре, пожалуй, самые безупречные в смысле видеоряда. Жаль, что в «Курбан-романе» даже при самом пристальном внимании невозможно обнаружить профессиональную работу художника-постановщика, есть сцены, которые просто шокируют цветовой пошлостью из серии «сделайте нам красиво». Обилие вторичных и даже третичных идей в видеоряде отнюдь не работает на ленту, и удивить яблоками в воде (один из эпизодов фильма) можно только очень неискушенного зрителя. Киноман со стажем сразу же вспомнит Тарковского и Вайду.

Приглашение в «Курбан-роман» на должность художника-постановщика казанца Александра Простова-Покровского, не имеющего ни малейшего опыта работы в кинематографе, можно рассматривать не иначе как нонсенс. Художник — явно не киноман и не отличается ни изобретательностью, ни обширным информационным пластом. Не меньших претензий заслуживает и художник по костюмам. Увы, это беда татарстанского кинематографа — отсутствие профессиональных команд, что, несомненно, стоит учесть Юзееву при работе над очередным фильмом.

Впрочем, с актерскими работами все обстоит более-менее благополучно. Хорошо обученные Тимерханов и Шигапов, милая, наивная, трогательная, хорошая балерина Елагина, увы, не особо органичная (это можно списать на неумение работать со словом, но такова цена вопроса — по сюжету нужна была именно балерина), не портящая общую картину Дусаева. Удивительно хорошие актеры эпизодов: известный казанский музыкант Владимир Федотов, играющий на баяне Пьяццолу, грустный, мудрый, зажигательный. Эпизоды Федотова — одни из лучших в фильме, хотя в них нет ни слова. Второй герой эпизода — шеф балетной труппы нашего театра Владимир Яковлев — играет самого себя точно, лаконично, с божественной органикой. Сразу вспоминается, что в бытностью свою танцовщиком Яковлев отменно исполнял характерные партии.

Юзеев сумел создать в ленте атмосферу — несколько театральную, где все что-то играют, а потом вдруг среди этой «придуманности» возникает боль, сострадание, любовь, прощение. Любовь и жертвоприношение — они ведь связаны. Любящий рано или поздно хоть что-то приносит в жертву любимому. Любящий стоит близко к Богу. «Ближе к Богу уже некуда» — так назвал один из музыкальных фрагментов своей чудесной музыки к «Курбан-роману» татарстанский композитор Радик Салимов. Не о земном — о поисках этого места «ближе к Богу» лента Юзеева. Притча, смотреть которую — это дать душе потрудиться. И сейчас, наверное, уже не так важно, как оценит «Курбан-роман» жюри нашего кинофестиваля. Слово сказано, тот, кто сможет и захочет, услышит его. До Юзеева с нами в татарстанском кинематографе так еще не говорили.