22 РАЙОНА ТАТАРСТАНА В КРИЗИСЕ

Итоги социально-экономического развития автограда, которые были озвучены накануне в ходе делового понедельника в мэрии Набережных Челнов, оказались довольно удручающими. Да, по словам замруководителя исполкома Натальи Кропотовой, Челны по-прежнему играют серьезную роль в экономике Татарстана: доля города в ВРП составляет 10,6%, в объеме промышленной продукции — 10,9%, в объеме строительных работ — 14,4%, а в объеме товарооборота — 18,5%. Но только это мало радует, так как экономика автограда продолжает падать. По итогам 7 месяцев индекс помышленного производства составил 97,4%, всего отгружено продукции на 102,8 млрд. рублей. Таким образом, автоград лишь несколько выправил положение, поскольку по итогам 5 месяцев также было зафиксировано падение причем еще более глубокое — 91%, а за 2 месяца с начала года и вовсе 16,2%. Кстати, напомним, что 2013 год ИПП Челнов составил 95,1%, то есть из кризисного пике экономика города не может выбраться уже второй год.

Как выяснили корреспонденты «БИЗНЕС Online», попавшие в депрессивную динамику Челны оказались в этом не одиноки: в общем списке районов Татарстана по такому показателю, как индекс промышленного производства, автоград тяготеет ко второй, отстающей, половине. Такие же показатели или хуже у 14 районов, например, Заинского (97,4), Тюлячинского (96,7), Менделеевского (95,1). Самый плохой показатель у Алькеевского района — 81,1%. А вот 29 районов показали ситуацию лучше, чем в Челнах, тут, кстати, безусловные лидеры Арский и Камско-Устьинский районы, у которых 208,6 и 200,8% соответственно. Неожиданно в список аутсайдеров попал и Елабужский район, который по итогам 2013 года продемонстрировал впечатляющий темп прироста промпроизводства.

Всего ИПП ниже 100% показали 22 района Татарстана, тогда как по итогам 2013 года таких было 24.

==table368==

Если вернуться к автограду, то , как заверила чиновница, он выйдет на прошлогодний уровень по ИПП, но не раньше конца года. К тому времени, по прогнозам, объем отгруженной продукции составит 206,3 млрд. рублей, а индекс промпроизводства составит 100,2%, то есть покажет символический рост в рамках статпогрешности. При этом, по информации Кропотовой, доля прибыльных предприятий в городе — 73,1%. Иными словами, больше четверти — убыточные. Так что стагнация в автограде продолжается и кризис носит массовый характер среди бизнес-структур. К слову, город как и раньше слишком сильно зависит от КАМАЗа, на ОАО приходится 48,3% из общего объема продукции. И если, не дай Бог, на автогиганте произойдет какой-нибудь сбой, он потянет за собой вниз все Набережные Челны. Впрочем, пока КАМАЗ, где народ перед 30 августа распущен в очередной отпуск, старается радовать новостями, дающими надежду. На предприятии выводят на рынок новый магистральный тягач «КАМАЗ-5490», организации предоставлены госгарантии на 35 млрд. рублей на инвестиционный проект по развитию модельного ряда автомобилей и на модернизацию мощностей. Кроме того, компания и ее австрийский партнер Palfinger подписали соглашение о создании двух совместных предприятий. Одно из них — по монтажу грузоподъемного оборудования на шасси грузовых автомобилей — будет располагаться в Челнах. План у КАМАЗа на 2014 год — выпустить 40 834 грузовых автомобиля, на данный момент их произведено 21 664.

РОСТ ЗАРПЛАТ НА ФОНЕ РЕЦЕССИИ

При всем вышесказанном, как ни парадоксально, средняя зарплата в переживающих кризис Челнах на крупных и средних предприятиях... выросла (!) причем аж на 10,9% и составила 27247 рублей. Такой парадокс, наверное, возможен только в нашей экономике кривых зеркал, поэтому чиновники даже не смогли его как-то отрефлексировать...

Интересено другое. При такой замечательной динамике Челны в данном плане отстают и от среднереспубликанской планки (27633 рубля), а также от многих городов. В частности, в Казани средняя зарплата составляет 31119 рублей, в нефтяной столице Альметьевске — 32870, в Нижнекамске — 30345, в Елабуге — 27253 рубля. Больше всего в Челнах получают в сфере аренды машин, оборудования, проката бытовых изделий — в среднем чуть более 47 тыс. рублей, меньше всего — в сфере организации отдыха и развлечений, физкультуры и спорта — менее 18 тыс. рублей.

Расходы на заработные платы составили основную долю расходов бюджета автограда. Всего за первое полугодие расходы бюджета составили 3,946 млрд. рублей, из которых 75% (2,9 млрд. рублей) пришлись на зарплаты. Начальник управления финансов исполкома Альфинур Галиакберова подчеркнула, что доля расходов на заработную плату растет с каждым годом: еще в 2011 году она составляла 55,7% в структуре расходов бюджета. Это связано с «майскими указами» президента России, согласно которым заработная платы работников бюджетной сферы должна быть доведена до среднего показателя в экономике. По финансированию расходов в социальной сфере отмечается рост в отраслях образования (на 10,3%), культуры (на 46,8%) и молодежной политики (на 31%). Выслушав доклад начальника управления финансов, мэр Василь Шайхразиев попросил предоставить ему полную расшифровку по расходам города в разных сферах. По мнению мэра, есть статьи, по которым можно еще более оптимально использовать бюджетные средства. «Рост доли заработной платы в бюджете города вполне обоснован и оправдан, — прокомментировал он выступление Галиакберовой. — Сегодня, когда мы говорим, что средняя зарплата педагога больше, чем средняя зарплата по городу, для всех руководителей это показатель эффективности бюджетного рубля».

На этом фоне количество зарегистрированных безработных в Челнах сократилось с начала года сразу на 29,8%, сейчас на учете таковых всего 1955, уровень безработицы — 0,72%. Свой вклад сделал и малый бизнес. С начала года в Челнах зарегистрировано 1525 новых ИП, что на 13,7% больше аналогичного периода прошлого года. Всего в автограде действует 28,8 тыс. субъектов предпринимательства. В общем и целом МСБ обеспечивает рабочими местами около 50 тыс. человек — это 20% всех занятых в экономике челнинцев.

УДВОИТЬ ИНВЕСТИЦИИ

По словам Кропотовой, в целом по городу реализация инвестиционных проектов позволила увеличить объем инвестиций до 16,8 млрд. рублей или с ростом в 1,5 раза. Задача до конца года — довести этот показатель до 33,7 млрд. Среди предприятий, лидирующих в этом направлении, были названы Ford Sollers, КБК, «Татпроф», ОАО «Булгарпиво», ЗАО «Челны-Хлеб», ОАО «Челны Холод» и другие.

Объем строительно-монтажных работ в городе составил 13,7 млрд. рублей, что на уровне прошлого года. Прогноз на год — 38,4 млрд., или 100,5%. В этом году в город на объекты капитального строительства по различным программам привлечено более 5 млрд. рублей. На эти деньги отремонтированы 8 школ, построены 5 детсадов (еще 3 будут сданы в сентябре), ведется строительство многофункционального центра в микрорайоне «Замелекесье», реконструкция спортшкол «Яр Чаллы» и «Дельфин», капитальный ремонт блока «Г» Камского детского медицинского центра, строится новая трамвайная ветка, реконструируется автодорога на Элеваторную гору и так далее. Кроме того, по программе капитального ремонта жилого фонда отремонтирован 141 многоквартирный дом на сумму 1,2 млрд. рублей.

Что касается налоговых поступлений за первое полугодие 2014 года, то они составляют более 9 млрд. рублей, что на 47% больше уровня прошлого года. При этом, как сообщила и. о. начальника инспекции федеральной налоговой службы по Набережным Челнам Татьяна Петрова, положительная динамика поступлений наблюдается только в федеральный и республиканский бюджеты. Это связано с введением в этом году обязанности по уплате утилизационного сбора производителями транспортных средств. Снижение же поступлений в бюджет города обусловлено изменением межбюджетного распределения налога на доходы физических лиц. «В целом же темп роста данного налога в консолидированный бюджет составляет 110%, что соответствует среднереспубликанскому уровню», — отметила Петрова.

По ее словам, по итогам декларационной кампании 2014 года представлено более 14 тыс. налоговых деклараций на сумму налога к уплате более 70 млн. рублей, что на 4,5 млн. больше, чем в 2013 году. С целью увеличения поступления налогов в бюджет особое внимание уделяется проверке объективности причин убыточности организаций, у которых темпы роста расходов опережают темпы роста выручки. В ходе работы комиссии по легализации налоговой базы налогоплательщики добровольно уменьшили заявленные ранее убытки на 248 млн. рублей. Всего же по результатам контрольной работы отказано в возмещении НДС на сумму 41 млн. рублей, дополнительно начислено налоговых платежей в бюджет в размере 425 млн., в том числе по проверкам, проведенным совместно с правоохранительными органами — 252 млн. рублей. Петрова также отметила, что 99% дел в судах рассмотрены в пользу налогового органа. Общая сумма задолженности во все уровни бюджетов на 1 июля снизилась и составила 3,4 млрд. рублей.

«ПАДЕНИЕ ПРОДОЛЖИТСЯ»

Ситуацию в экономике Набережных Челнов газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Сергей Майоров — председатель совета директоров ГК «Магнолия»:

— Итоги социально-экономического развития показали, что темпы роста заработной платы идут впереди роста самого бюджета. Бюджет в Набережных Челнах всегда был достаточно напряженный, это скорее бюджет выживания, чем бюджет развития. В пересчете на душу населения города он не такой уж высокий, многие муниципалитеты Татарстана в этом смысле идут впереди Челнов. Понятно, что нужно развивать экономику, открывать новые бизнесы, предприятия, привлекать инвестиции — тогда у нашего бюджета будут большие возможности, чем сейчас.

С точки зрения моей компании, несмотря на те усилия, которые мы прилагаем, к сожалению, роста выручки мы не наблюдаем. Хотя если в том году мы начали экспорт в Беларусь и Казахстан, в этом году добавилась еще и Киргизия. В целом же экономика в государстве напряженная. Если бы мы не нашли новых партнеров, в том числе и в России, то ситуация для нас была бы неприятная. Наш завод не производит конечных изделий, наши комплектующие входят в состав этих конечных изделий, которые продают уже наши заказчики. По всем заказчикам того года наблюдается падение. Мы сейчас обрастаем новыми заказчиками, только за счет этого удается удерживать выручку на уровне прошлого года.

Вадим Хоменко — член-корреспондент академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор ПФУ КНИТУ (КАИ):

— Здесь речь идет прежде всего о КАМАЗе. А у КАМАЗа, как мы знаем, положение сложное. Идет снижение объемов производства, и перелом ситуации в Набережных Челнах во многом определяется изменением ситуации на самом КАМАЗе. И хоть КАМАЗ и является структурообразующим предприятием в районе, там сейчас развита и система других предприятий и организаций, как имеющих, так и не имеющих отношения к КАМАЗу. Экономика этого региона сейчас достаточно сильно диверсифицируется, поэтому дальнейшее развитие возможно как за счет самого КАМАЗа, но так же на основе других предприятий и организаций. Хотя в настоящее время основную нагрузку берет на себя именно КАМАЗ, поэтому ситуация на этом предприятии прямо отражается на экономике этого региона.

Может ли что-то измениться до конца года? Я думаю, сделать это будет очень сложно. Ситуация не становится более перспективной, поскольку она связана с взаимодействием как с российскими, так и с зарубежными странами. Происходит сужение рынка сбыта продукции, сужение возможностей поставки комплектующих, совместных технологических проектов. КАМАЗ завязан на этих линиях, поэтому пока все возможности расширения кооперационного сотрудничества невысоки. С точки зрения перспективы, если будут найдены эффективные альтернативы — новые партнеры, новые технологические кооперационные связи, тогда что-то может измениться. Но переломить ситуацию за два-три месяца очень сложно. За год — куда ни шло. Пока дай Бог стабилизировать ситуацию.

Эдуард Ямченко — член совета челнинского филиала гильдии малого и среднего предпринимательства Казани:

— Да, этот год очень тяжелый. И для крупных производителей, и для малого и среднего бизнеса. Очень многие предприниматели позакрывались. В первую очередь это касается сферы услуг. Потому что спроса нет. Дело в том, что в последние два-три года очень существенно подорожали продукты питания и услуги ЖКХ. Первые, я бы сказал, процентов на 80, вторые — в разы. А это самые главные статьи расходов средней семьи. И доля этих расходов в семейном бюджете существенно увеличилась. Как следствие, у людей стало гораздо меньше средств, которые они могли бы направить на другие направления. Например, на покупку мягкой мебели, бытовой техники или на ту же сферу услуг. Соответственно, падает спрос. Нет спроса, у бизнеса нет дохода, а работать себе в убыток не хочет никто. Так что стагнация в экономике Набережных Челнов налицо. Развития нет вовсе. И дальше, к сожалению, я думаю, что падение продолжится.