Долги Вагиза Мингазова оказались неподъемными для приставов Татарстана
Долги Вагиза Мингазова оказались неподъемными для приставов Татарстана

ДОЛГИ ПЕРЕКОЧЕВАЛИ В ПЕРВОПРЕСТОЛЬНУЮ

Из базы данных исполнительных производств исчезли многомиллиардные долги бывшего владельца агрохолдинга «Вамин» Вагиза Мингазова. Оказалось, что на днях состоялось историческое событие. После того как долги бывшего сенатора стали неподъемными для приставов из Арского района (само по себе это звучит весьма нелепо), которым сперва делегировали взыскать в пользу банков миллиарды, бессильны оказались приставы из республиканского управления ФССП России.

— Все исполнительные производства в отношении Вагиза Мингазова были переданы в Москву, где есть отдел по особо важным делам, там занимаются наиболее сложной работой, делами, где суммы многомиллиардные, — объяснил «БИЗНЕС Online» главный специалист ФССП РФ по РТ Арсений Галиев, добавив при этом, что особыми полномочиями сотрудники «особого» отдела не отличаются и «выше закона перепрыгнуть не могут».

Напомним, в федеральной службе судебных приставов России управление по особо важным делам было создано в мае. Решение о передаче туда дел принимает непосредственно глава ведомства — главный судебный пристав России Артур Парфенчиков.

Отныне в Москву отправляют исполнительные документы, сумма взыскания по которым превышает 1 млрд. рублей. Также в управление будут направляться исполнительные производства о взыскании штрафов, назначенных в качестве наказания за совершение преступлений, в том числе коррупционного характера, с суммой взыскания от 10 млн. рублей и выше. Кроме того, в «отдел особых взысканий» теперь отправляют долговые дела в отношении посольств и консульств иностранных государств, стратегических предприятий, некоммерческих организаций, являющихся иностранными агентами и т.д. Приставам по особо важным делам отправляют и исполнительные производства, имеющие «широкий общественный резонанс и социальную значимость», а также стоящие на контроле директора ФССП России.

Первым в России к рекордному штрафу в 300 млн. руб. года был приговорен экс-глава Верхнеуслонского района РТ Александр Тимофеев
Первым в России к рекордному штрафу в 300 млн. рублей был приговорен экс-глава Верхнеуслонского района РТ Александр Тимофеев

Но самой главной функцией нового подразделения все же станет поиск капиталов коррупционеров, которых суды обязали внести в казну астрономические суммы. Напомним, в 2011 году в Уголовном кодексе появилась новая форма наказания — кратные штрафы. Согласно этому нововведению, наказанием за взятку может быть штраф в размере от 25 тыс. до 500 млн. рублей — в зависимости от величины самой взятки. И первым в России к рекордному штрафу в январе 2012 года был приговорен экс-глава Верхнеуслонского района Татарстана Александр Тимофеев. Сумма штрафа составила 300 млн. рублей. Как и ожидалось, бывшему чиновнику подобное наказание оказалось не по карману — судебным приставам так и не удалось взыскать деньги, поэтому в итоге суд заменил штраф на реальное лишение свободы.

ПРИСТАВЫ: МИНГАЗОВ НЕ ПОКИДАЛ ПРЕДЕЛЫ РОССИИ

Мингазова действительно можно отыскать в базе данных управления по особо важным делам. Правда, на сегодняшний день общая сумма задолженности по всем исполнительным производствам составляет 2,8 млрд. рублей вместо 4,3 млрд., которые были в производстве у приставов Татарстана. Но так как «дело Мингазова» было передано в Москву буквально на днях, можно предположить, что еще не все задолженности были внесены в базу и изучены. Уже известно, что всеми долгами экс-сенатора будет заниматься один судебный пристав-исполнитель Екатерина Лисовская, которая пришла в новый отдел из Преображенского отдела судебных приставов УФССП по Москве.

Напомним, в июне Мингазов обратился в Арбитражный суд РТ с просьбой предоставить отсрочку в выплате долга — из-за запрета приставов он не мог выехать в Германию на лечение. Попытка оказалась неудачной, однако позже сын экс-главы «Вамина» Минтимер Мингазов рассказал нашему изданию, что его отец (к тому времени сложивший свои полномочия в СФ) все-таки выехал за рубеж.

Впрочем, заместитель руководителя УФССП по РТ Алексей Гришин сообщил «БИЗНЕС Online», что, по его сведениям, Мингазов за пределы России не выезжал.

«Переезд» долгов Вагиза Василовича из Казани в Первопрестольную снимает с приставов Татарстана нагрузку, которую трудно переоценить. Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», Мингазов занял второе место среди парламентариев по сумме невыплаченных долгов. В этом рейтинге нашего земляка опередил депутат «Справедливой России» Олег Михеев с суммой долга в 5,4 млрд. рублей. Учитывая, что в 2013 год татарстанские приставы вошли с задолженностью в 101,7 млрд. рублей, исчезновение из этой критической массы 4,2 млрд. рублей, конечно, капля в море, но для местных приставов, безусловно, мелочь приятная.

«ЕСЛИ ПРИЛОЖИТЬ СТАРАНИЯ — ВСЕ ДЕНЬГИ МОЖНО ВЕРНУТЬ»

Перевод Вагиза Мингазова под юрисдикцию москвичей газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Эмиль Гатауллин — юрист:

— Мне кажется, что долгами Мингазова плотно наши приставы не занимались, потому что при нынешних условиях, при полномочиях наших государственных органов и общей его неправоте по этому делу, из-за того что он поручался за исполнение многомиллиардных дел, за него всерьез не брались. После передачи исполнительных производств в Москву ими могут начать активно заниматься, в том числе активно начнут изучать вопрос сделок, заключенных им, чтобы избежать ответственности. Уверен, если приложить старания, все деньги кредиторам можно вернуть. Местные судебные приставы, я думаю, относились к «делу Мингазова» как к обычному исполнительному производству, понимая, что они ничего не могут добиться и взять исполнительский сбор в свою пользу, закрывали глаза на происходящее. Московские приставы, скорее всего, будут куда более активны. В столице, мне кажется, больше доступа к источникам информации, приставы могут работать там в тесной связи непосредственно с кредиторами, и кадровая подготовка там, что греха таить, гораздо лучше.

«Переезд» долгов Вагиза Василовича из Казани в Первопрестольную снимает с приставов Татарстана нагрузку, которую трудно переоценить
«Переезд» долгов Вагиза Василовича из Казани в Первопрестольную снимает с приставов Татарстана нагрузку, которую трудно переоценить (фото: www.tatcenter.ru)

Борис Маслов — адвокат «Юстина-Казань»:

— Нормативно-правовая база у федеральных и местных приставов одна и та же, инструменты воздействия одни и те же. Но сразу возникает вопрос эффективности такого удаленного исполнения: должник здесь, приставы там. А с другой стороны, может быть, при этом будет исключено местное влияние должника, его связи.

Если на местах приставы занимаются всем: начиная от мелких алиментов, заканчивая крупными суммами взыскания, то этот отдел специализируется на крупных должниках. Идея в том, что они будут работать невзирая на чины, на звания. Этот отдел был создан относительно недавно, посмотрим, насколько эффективно он будет действовать.

Рафис Хасаншин — адвокат центрального филиала коллегии адвокатов РТ:

— Это направлено на защиту прав взыскателя в рамках исполнительного производства и означает контроль государства за исполнением, чтобы не допустить какого-либо нарушения законодательства. Деятельность приставов — и федеральных, и местных — регламентируется федеральным законом об исполнительном производстве. Ни шага влево, ни шага вправо от рамок, предусмотренных законодательством, судебный пристав-исполнитель совершить не может. Это равносильно работе следственного комитета — там тоже имеется отдел по раскрытию особо важных преступлений. Федеральные приставы занимаются особенно резонансными делами, в том числе и по объему задолженности.

Жизнь любого должника, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, конечно же, меняется. Сначала приставы предлагают добровольно погасить этот долг, впоследствии выискивают его денежные средства на счетах банков: российских и зарубежных. Потом в счет долга изымают имущество, недвижимость, если она не является единственным помещением. Повторюсь, и федеральные, и татарстанские приставы действуют в рамках законодательства.