НЕСКОЛЬКО КИЛОГРАММОВ МЕЛОЧИ — НА СУВЕНИРЫ

В музее советских игровых автоматов, который открылся накануне в Казани, собрано около 40 уникальных аппаратов. Это «Морской бой», «Магистраль», «Снайпер», «Городки», «Баскетбол», «Воздушный бой», «Подводная лодка», «Хоккей» и многое другое. Разместилась «машина времени в счастливое детство» в самом центре города — в Чернояровском Пассаже на улице Кремлевской. Входной билет не из дешевых — 350 рублей. За эти деньги посетитель получает горсть 15-копеечных монет и может поиграть на 10 - 15 автоматах. По словам авторов проекта, ежемесячно у них уходит по несколько килограммов 15-копеечных монет на сувениры. Посетители просто забирают советскую мелочь с собой.

Также в музее есть автоматы с газированной водой с граненым стаканом и аппарат для разливного кваса.«Мы нашли в Москве на заводе «Очаково» производство газировки по тому госту, какой действовал еще в Советском Союзе, — говорит один из создателей музея Александр Стаханов. — Насколько это «вкус детства» — сказать сложно, потому что человеческая память может с годами меняться. У нас так же совершенно уникальный аппарат по разливу кваса. Раньше за игровыми автоматами скрытая от взора посетителей стояла 300-литровая бочка. Сегодня та технология по разливу уже потеряна, поэтому у нас этот процесс будет проходить с помощью кег».

К Казани создатели музея присматривались давно. 7 лет назад у них открылся аналогичный музей в Москве. «А в прошлом году у нас появился удачно работающий филиал в Питере, — говорит Стаханов. — И тогда для нас стало уж совсем очевидно, что нужно развивать региональную сеть филиалов. Хорошее помещение в Москве для нас недоступно в центре по финансам, а на окраине подобное заведение открывать бесполезно. Казань кажется чуть более богатым городом, чем Нижний Новгород. Столица Татарстана как магнитом тянет туристов из соседних областей». Учитывая, что в Питере проект стал успешным благодаря удачному расположению в центре города, в Казани предприниматели решили идти таким же путем.

Сама идея открыть подобный музей родилась в голове у трех москвичей — Стаханова, Александра Вугмана и Максима Пинигина, когда все они учились в университете. «Была детская мечта любого советского школьника — иметь дома «Морской бой», — говорит Вугман. «И 8 лет назад решили найти такой аппарат и восстановить для себя. Стали ездить по Москве и Подмосковье, заглядывать в местные парки Горького в надежде наткнуться на раритет. Достаточно быстро отыскали «Морской бой», но в аппарате не было блока кораблей, по которым и ведется стрельба. В процессе дальнейшего поиска деталей и анализа информации мы пришли к выводу, что нужно срочно открывать музей советских игровых автоматов, иначе через несколько лет они уйдут в небытие. В апреле 2007 года мы запустили этот проект».

ПАРКИ ИМ. ГОРЬКОГО — КЛАДБИЩА ИГРОВЫХ АППАРАТОВ

Бизнесмены сами ищут аппараты, собирают их по всей России и реставрируют. Однажды были на Северном Урале, в 200 км от знаменитого перевала Дятлова, и привезли оттуда несколько автоматов. Часть из них до сих пор реставрируется, что-то из этой партии должно попасть в Казань. «90 процентов всех аппаратов достаются нам в нерабочем состоянии, — говорит Стаханов. — В какой-то степени это похоже на реставрацию раритетных советских автомобилей. Только в случае с машиной можно открыть интернет, набрать в поисковой строке, какую деталь ты хочешь купить, и тебе выдадут сотни предложений. С игровыми автоматами ситуация обстоит гораздо хуже».

— Автоматы восстановить, скорее, хлопотно, чем дорого, — говорит Вугман. — Вложений не так много. Нужно собрать из трех аппаратов один. И на это уходит очень много времени.

Как правило, аппараты находят в парках культуры и отдыха по всей стране. Они давно уже не работают, их используют в качестве антуража. По идее, эту рухлядь давно можно было утилизировать, но она стоит на балансе предприятия, людям лень этим заниматься. По словам организаторов, количество моделей, которые выпускались в Советском Союзе, сегодня насчитывается около 100. У них в трех музеях собрано около 60, так что еще есть фронт для работы. Полную коллекцию собрать будет невозможно, потому что автоматы первых выпусков были сданы в металлолом еще в СССР специальными указами. Их снимали с производства, и это выполнялось четко.

— Перечень автоматов в свое время формировался Ростестом, — рассказывает Стаханов. — У них есть так называемые технические условия, по которым создавались аппараты, но не было информации по количеству выпущенных единиц каждой модели. Вполне возможно, что некоторые автоматы были только в виде прототипа, но так и не вышли в широкое использование. Поэтому точно сказать, сколько в СССР было разновидностей игровых автоматов, сегодня сказать сложно. В Казани на сегодняшний день не хватает около 10 моделей, которые теоретически могут вспомнить посетители. Но все самые популярные у нас присутствуют.

— Исходя из нашего опыта, советские автоматы, к сожалению, не очень надежны, — отмечает Вугман. — Многие посетители с удивлением вспоминают, что 15 копеек, которые бросаешь в аппарат, могут застревать. Периодически что-то будет ломаться и чиниться. Надеемся, что 90 процентов выставленных аппаратов будет работать постоянно.

Это только кажется, что современным детям, кроме планшетов и компьютерных игр ничего не нужно, утверждают новые музейщики. «Когда они попадают к нам в музей, начинают осознавать, что вокруг них огромное количество непонятных девайсов, на первый взгляд не очень-то интересных, но нужно их освоить, — говорит Стаханов. — Через несколько минут детей уже не оторвать. Ведь можно подергать какие-то ручки, посмотреть в перископ, все это движется, шумит... И многим становится интересно, даже несмотря на то, что молодежи плевать на советскую историю и ностальгию родителей. А для взрослых мы являемся этакой машиной времени, куда можно привести детей и показать те самые автоматы и устройства, которые 30 - 40 лет окружали всех жителей Советского Союза».

С АВТОМАТАМИ — НА БЕРЛИН

На вопрос о том, сколько инвестиций потребовалось, чтобы открыть данный музей, москвичи отвечают уклончиво. «Сейчас мы не можем подвести какой-то общий баланс, но примерно это около 5 миллионов рублей, — говорит Стаханов. — Большая часть расходов сделана не в данный момент. Игровые автоматы, которые привезли в Казань, покупали и собирали около полутора лет. Добавьте сюда ремонт помещения и его аренду. Но по самым оптимистичным подсчетам, «отбить» свои деньги мы хотим за год. С точки зрения бизнеса, это не очень интересный проект, потому что ковыряться в грязном железе в надежде на большие дивиденды в будущем — не самое лучшее занятие. Наш музей в Москве первые три года был глубоко убыточен. Сложно было заставить людей посещать бомбоубежище механического института по предварительной записи по субботам... Тогда мы и не мечтали о какой-то выгоде, просто воплотили свою мечту. Сегодня надеемся, учли предыдущие ошибки и все будет хорошо».

Гости признались, что на расширение сети у них пока попросту нет старых свободных отреставрированных игровых автоматов. Но если дела пойдут в гору, то через два года они планируют открыть подобный музей в восточной части Берлина. Оказывается, там тоже есть огромная ностальгия по советскому детству. Для того, чтобы повторно привлекать в музей одного и того же посетителя, предприниматели планируют проведение мастер-классов, тематических лекций, показы диафильмов... Они слышали, что в Казани уже существует музей социалистического быта, однако уверены, что конкурировать с ним не будут. Потому что игровые автоматы — слишком узкая ниша.

БЕЗ ПОДДЕРЖКИ ВЫЖИТЬ СЛОЖНО

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают, что музей советских игровых автоматов будет чем-то новым для юного поколения и ностальгическим для старшего. Но для привлечения клиентов расслабляться нельзя будет ни на минуту.

Рустам Валиахметов директор музея социалистического быта:

— Я рад, что открывается очередной интересный музей. У нас во время экспозиций стояли отдельные игровые автоматы, и я знаю, что интерес у публики к ним есть. Потому что это очень яркое воспоминание из детства. Конкурентами мы не будем, а наоборот, можем повлиять на поток посетителей друг к другу. Если кто-то придет в музей игровых автоматов и узнает про нас, то я думаю, захотят прийти и познакомиться с советским бытом. И наоборот.

Как долго музей игровых автоматов сможет продержаться на рынке — все будет зависеть от внутренней силы и упорства того, кто все это будет содержать. В этом году нашему музею исполняется 3 года. Я до сих пор не могу сказать, смог ли бы он выжить самостоятельно без поддержки на продаже одних билетов. Меня поддерживает брат, оплачивая коммунальные услуги, есть другие люди, которые не прочь помочь. Потому что есть страшные месяцы для нашей отрасли: это декабрь и февраль, когда нет туристов, а местные жители не очень активно посещают музеи в это время.

Для меня это, скорее, хобби, чем бизнес. Если нет ресторана или чего-то питейного, сувенирного наполнения, называть это бизнесом будет сложно. У нас вообще частные музеи находятся только в стадии становления. Поэтому что-то тут прогнозировать очень сложно. Но интерес к советской тематике будет только возрастать. По нашим посетителям могу сказать, что публика молодеет. Потому что наша сегодняшняя мода возвращается к истокам конца 70-х прошлого века. И дальше будут появляться маленькие музеи на абсолютно неожиданные темы. Мы, например, думали сделать музей советского дизайна, но подарили эту тему Москве. Небольшие и уютные музеи могут находиться не на самых центральных улицах, где множество дорогих ресторанов и дорогая аренда, а во дворах. Главное, чтобы в музее было интересно. Как только люди почувствуют вкус к компактным музеям, в Казани подобных заведений будет открываться все больше.

Дмитрий Иванов — директор центра «Дом занимательной науки и техники»:

— Самому захотелось поиграть в «Морской бой», очень интересная концепция музея. Но выжить ему будет непросто, потому что частных музеев в России не так много. Это очень рисковый бизнес, во многом зависит от того потока посетителей, который удастся привлечь. Обычно средства инвестора уходят на экспозицию, аренду, на зарплату сотрудников. А на хорошую рекламу финансов уже не остается. Деньги есть только на неэффективную...

Все будет зависеть от того, насколько быстро пойдут посетители и насколько поток этот сможет расти. Музей сегодня должен быть местом очень необычным и интересным. Для молодого поколения это совершенно что-то новое. Для нашего возраста — это ностальгия. Я надеюсь, что эта идея окажется востребованной.

Конечно, без абсолютной поддержки частным музеям выжить очень сложно. Президент Рустам Минниханов не обещал дать нам денег на развитие, он просто порекомендовал помогать нам. Сам подарил интересный экспонат — тренажер КАМАЗа. Некоторые предприятия нам помогают экспонатами по мере возможностей. Непосредственно финансирование со стороны государства, какую бы благую функцию для общества мы не выполняли, в России невозможно. В бюджете на частные музеи статьи не прописано, и во многих случаях нет механизма, чтобы государство могло нам помочь. Иногда ко не за советом обращаются предприниматели из других регионов России, которые думают открыть интерактивный музей у себя. Я им говорю, что рассчитывать им придется только на себя.

Гульзада Руденко — генеральный директор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника:

— Радует, что частные музеи стали появляться в России. Я знаю, что один из частников работает в Угличе, я бывала там, и они очень неплохо живут. Единственное, если помещение принадлежит владельцу, это одно, а если ему еще придется оплачивать аренду, это скажется на ценах на билеты.

У музея игровых автоматов хорошее будущее, потому что он полностью интерактивен. А это в наше время очень важный показатель. По своему опыту могу сказать, что посетители вне зависимости от возраста активно включаются в интерактивные программы. Плюс ко всему советская концепция набирает популярность. Мы в Елабуге постоянно пополняем фонды. Дополняем, покупаем, выбираем предметы быта, одежды, характерные для середины и конца XX века. Вроде бы предметы интерьера и одежды так недавно были частью нашей жизни, а сегодня уже канули в прошлое.

Ольга Макарова — директор музея естественной истории Татарстана:

— Для того, чтобы выжить, мне кажется, нужны очень большие вложения. И жить на самоокупаемости тяжело. Сегодня нужны хорошие вложения в рекламу. Иногда бывает, что музей хороший, но если о нем никто не знает, люди туда не пойдут. Мы бюджетное учреждение, и у нас, чтобы быть современным заведением, затраты на экспозицию большие. При этом приходить и смотреть на одни и те же экспонаты неинтересно, поэтому у нас раза четыре в год меняются выставки и довольно часто проводятся различные мероприятия. У музея игровых автоматов интересная концепция, посмотрим, что из этого получится.