ПРОЦЕСС БЫЛ ОЧЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ

Сегодня Верховный суд Татарстана принял решение отказать в удовлетворении заявления регионального отделения КПРФ о признании незаконным и отмене постановления Центризбиркома РТ о регистрации партсписка «Коммунистов России». У нынешней предвыборной кампании есть одна очень интересная особенность, одна неожиданная, так сказать, новация. Дело в том, в Татарстане уже состоялись два заседания Верховного суда РТ, и было назначено еще одно, третье. Все они связаны с нарушениями выборного законодательства территориальными избирательными комиссиями. Обратите внимание — не кандидатами, как это было раньше, а именно самими избиркомами! И вот теперь очередь дошла даже до Центризбиркома РТ. В татарстанском отделении КПРФ посчитали, что комиссия зарегистрировала партсписок «Коммунистов России» тоже в нарушение закона. В заявлении в Верховный суд Татарстана, подписанном первым секретарем рескома КПРФ Хафизом Миргалимовым, говорится именно о признании незаконным и отмене решения ЦИК о регистрации партсписка «КР»...

Так что сегодня в Верховном суде Татарстана на весьма громком процессе друг другу противостояли две братские партии — КПРФ и «Коммунисты России», братские в том смысле, что обе ставят своей задачей в пределе построить обновленный социализм в новой России... Обе они участвуют в выборах республиканского парламента, которые состоятся 14 сентября. А поскольку электорат у них практически один и тот же, делить его на два не хочется. Эксперты «БИЗНЕС Online» именно это посчитали причиной заявления татарстанского регионального отделения (ТРО) КПРФ в Верховный суд РТ. Это заявление и рассматривал сегодня судья Эдуард Каминский.

«Коммунисты России» на суд пришли мощной командой под предводительством первого секретаря рескома Альфреда Валиева. У КПРФ никого из руководителей ТРО на процессе не было. Как ранее рассказал «БИЗНЕС Online» второй секретарь рескома, руководитель избирательного штаба ТРО КПРФ Артем Прокофьев, избирательный штаб в Татарстане не занимается борьбой с «Коммунистами России» — это дело юрслужбы ЦК КПРФ. Ее представители, в том числе даже главный юрисконсульт ЦК КПРФ Сергей Савченко, и отстаивали свою позицию в суде.

Процесс вызвал большой интерес прессы, так что в 12-м зале поначалу даже не хватило места для всех журналистов, кому-то пришлось стоять у стенки. Однако ход судебного заседания оказался настолько эмоциональным, что судья удалил одного за другим сразу троих. Мало того, под эти «санкции» чуть было не попал даже участник(!) процесса, один из юристов КПРФ...

У КПРФ МНОГО ПРЕТЕНЗИЙ К ЦЕНТРИЗБИРКОМУ ТАТАРСТАНА

Обе стороны, а также консультант Центризбиркома РТ Григорий Соколов готовились к процессу очень тщательно. Это стало понятно уже по тому, с какой огромной кипой бумаг вошел в зал судья. Среди них были даже 16(!) папок с собранными «КР» подписями избирателей. Однако и всех этих документов представителям КПРФ показалось мало, и они выступили с пятью ходатайствами о приобщении к делу других документов, видеозаписи заседания ЦИК, вызове свидетеля... Судья удовлетворил только одно из них, о приобщении протоколов, посчитав, что все остальное не будет иметь существенного значения.

Претензий у КПРФ к Центризбиркому РТ на суде было высказано много. В том числе то, что ЦИК не заверила своими штампами папки с подписными листами, что не провела нормально проверку собранных «Коммунистами России» подписей избирателей, что не заметила в подписных листах отсутствие полных данных сборщиков... Высказаны также претензии к «КР». Например, они не произвели оплату подписных листов, как это положено по закону, из своего избирательного фонда...

Вообще, на этом процессе всем его участникам, включая судью и прокурора Айгуль Габдуллину, пришлось много заниматься арифметикой. Например, подсчитывать подписи (которые не соответствуют или вроде как не соответствуют — об этом жарко спорили на суде) избирателей.

На процессе говорили о том, что «Коммунисты России» передали в ЦИК РТ 16151 подпись («И еще две тысячи у нас было в запасе!» — воскликнул Валиев). Эксперты проверили 4404 подписи из отобранных по жеребьевке 16 папок (тех самых, которые принес в зал судья). Из этих почти 4,5 тыс. подписей 308, то есть 5,2%, экспертиза признала недействительными. Но, как заявили на суде представители КПРФ, по их подсчетам, количество недостоверных подписей в этих 16 папках гораздо выше — 649, а это уже 14,7%, то есть больше установленного законом максимума в 10%. Значит, считают в КПРФ, партсписок «КР» зарегистрирован незаконно...

Правда, представители КПРФ честно признались, что некоторые их доводы выглядят не столь существенными, но зато в целом дают представление о большом количестве формальных признаков нарушений: «Допущено огромное количество, по нашему мнению, формальных нарушений».

Представитель Центризбиркома РТ Соколов тут же воспользовался предоставленной возможностью отбить удар: «Вы же сами говорите о том, что это формальный подход... Повторяете, признак формальный, признак формальный...»

А юрист «КР» Альбина Гайфуллина решительно заявила: «Приведенные представителями КПРФ доводы не основаны на законе и несостоятельны... Мы не видим никаких нарушений со стороны Центризбиркома».

2.jpg

БУКВА «В» ДВАЖДЫ ОБВЕДЕНА... ЧЕТВЕРКА КАКАЯ-ТО НЕПОНЯТНАЯ...

Более всего времени на процессе заняла тщательнейшая проверка таблиц, в которых заявитель перечислил незамеченные, с его точки зрения, Центризбиркомом нарушения в подписных листах. Судья говорил, о каком именно нарушении идет речь, зачитывал из таблицы от КПРФ номер папки, подписного листа и строку в нем и проверял, насколько соответствует действительности конкретно эта претензия.

Причем на процессе не просто проверили, есть ли на каждой из 16 папок штампы ЦИК, но потом, по просьбе прокурора, еще раз это перепроверили. И судья не просто детально пояснял, что именно видит в подписных листах, но и демонстрировал чуть ли не каждую оспариваемую подпись участникам процесса. В результате они провели почти весь очень длинный процесс проверки на ногах, постоянно вставая с места и подходя к столу судьи. Надо думать, избиратели, буднично поставившие свои подписи за «Коммунистов России», были бы приятно удивлены, узнав, что их росчерки внимательно рассматривают сразу пять профессиональных юристов — судья, прокурор, представитель «КР» и два представителя КПРФ...

Процесс проверки сопровождался комментариями судьи, которые порой звучали весьма юмористически:

— Здесь девятка (цифра 9 — авт.) с лишним элементом... Семерка неуверенно написана... У этой девятки хвостик появился в середине... Буква «в» дважды обведена... Четверка какая-то непонятная... В дате внесения подписей единица нетрадиционно выполнена...

Можно предположить, что наличие в подписных листах таких помарок только подтверждает их подлинность, — собрать, ходя по квартирам, настоящие подписи без помарок в принципе невозможно. И неслучайно закон эти помарки допускает, если они не искажают смысл написанного.

Во время проверки выяснилось, насколько тщательно поработали сборщики. Про одну из них, по фамилии Валеева, первый секретарь ТРО «КР» с гордостью сказал, что это «наш проверенный партиец». А судья, убедившись, как она отлично работает, заметил: «Уже даже интересно на нее посмотреть»...

В ходе «построчной» проверки выяснилось, что претензии КПРФ к 96 подписям вообще принять невозможно, поскольку их «Коммунисты России» вычеркнули сами (имеют право по закону) еще до экспертной проверки.

1.jpg

В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОТКАЗАТЬ

Перед своим финальным выступлением прокурор попросила несколько минут, чтобы, да-да, заняться арифметикой, подсчитать, сколько же нарушений выявила проверка 16 папок на суде. В итоге Габдуллина проанализировала все 7 представленных заявителем таблиц и отвергла большинство претензий. Так, она сообщила, что тоже нашла недействительные подписи, но только 24. Если их приплюсовать к выявленным экспертами 308, получается 332, то есть 7,5%. А это отнюдь не 10%. Вывод прокурора: «Данный список «Коммунистов России» был зарегистрирован ЦИК обоснованно... Прошу в удовлетворении отказать».

В прениях все стороны еще раз повторили свои доводы. Представитель КПРФ Сергей Савченко настаивал на том, что в подписных листах допущены серьезные нарушения, что их прокурор не в полном объеме принял к сведению. Юрист «КР» Гайфуллина заметила: «Во время проверки очень многое не подтвердилось... Просим в удовлетворении требований заявителя отказать». Валиев эмоционально напомнил, что на выборах партии в неравноправном положении — парламентским не надо было собирать подписи: «Мы прошли через такое во время сбора подписей... Вы через это не прошли, вы сейчас за какие-то помарки цепляетесь. Нам надо было собрать 16 тысяч, а мы собрали 18 тысяч подписей. Если бы этим занималась КПРФ, она бы никогда не собрала столько!»

Вердикт судьи: «...В удовлетворении заявления татарстанского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан номер 41/465 от 8 августа 2014 года о регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва, выдвинутого татарстанским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России», отказать».

ЧТО Ж, ВСТРЕТИМСЯ ЕЩЕ РАЗ В СУДЕ

Участники процесса прокомментировали его для «БИЗНЕС Online» (смотрите также видеоролики).

Сергей Савченко — главный юрисконсульт ЦК КПРФ:

— Мы неоднократно озвучивали позицию ЦК КПРФ, что такие партии, как «Коммунисты России», это партии-однодневки... Те партии, которые созданы исключительно с целью борьбы в период избирательной кампании именно с КПРФ. И наша партия всегда придерживается четкого убеждения, что эти партии пользуются аналогичным административным ресурсом, как и, например, наши оппоненты. И нас не удивило такое решение суда. Естественно, сейчас мы будем готовить апелляционную жалобу.

Альбина Гайфуллина — юрист ТРО «Коммунисты России»:

— Мы положительно относимся к решению, которое принял суд. Суд, действительно, разобрался во всех хитросплетениях этой ситуации, в тех доводах, которые привел заявитель. Он фактически вводил в заблуждение, поскольку мы видели, что во многих таблицах просто-напросто идет повторение, о некоторых нарушениях заявлено дважды-трижды, таким образом они искусственно завышали цифру недействительных, недостоверных подписей. Но при подробном исследовании выяснилось, что недостоверными и недействительными многие подписи не являются, поскольку имеются незначительные помарки, а они по законодательству не являются существенными, если позволяют однозначно определить содержание написанного. Мы считаем, что Центризбирком во всем разобрался и принял правильное решение о регистрации партсписка кандидатов. Если наши оппоненты подадут апелляцию, что ж, встретимся еще раз в суде.

ТО, ЧТО КПРФ И «КОММУНИСТЫ РОССИИ» СУДЯТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ, НЕПРАВИЛЬНО

Судебный процесс также прокомментировали для «БИЗНЕС Online» действующие депутаты Госсовета РТ.

Рафаил Нурутдинов — депутат Госсовета РТ (фракция КПРФ), кандидат в депутаты ГС РТ по Комсомольскому округу:

— Мировая практика показывает, что во многих странах существует несколько коммунистических партий. В частности, в парламенте испанской Каталонии есть представители трех коммунистических партий. Поэтому в таком многообразии коммунистических партий я ничего особенного не вижу. Был принят российский закон о политических партиях, поэтому такие партии и появились.

Я думаю, что то, что КПРФ и «Коммунисты России» судятся между собой, неправильно. Я всегда призывал к тому, чтобы договариваться. В эти дела стараюсь не вмешиваться, меня в партийном списке нет, но я понял так, что руководство КПРФ хотело через суд снять партию «Коммунисты России» и освободиться от основного конкурента, который и будет отбирать голоса у КПРФ. Потому что электорат один и тот же. Многие люди, которые голосовали за КПРФ, за «Справедливую Россию», теперь будут голосовать за «Коммунистов России»...

Марат Хайруллин — зампредседателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ («Единая Россия»):

— Для меня суд между компартиями не был неожиданностью, потому что столкновения между разными течениями наших коммунистов начались уже давно. Вспомним группы Александра Салия и Роберта Садыкова. В прошлом созыве у них были разногласия, фактически раскол с Миргалимовым. Они были исключены из КПРФ, а вместо Салия во главе регионального отделения поставили Миргалимова. В течение последних лет произошел очередной раскол — между коммунистами, которые выступают с радикальных позиций, и теми, кто более умерен, кто более реально смотрит на вещи, кто готов к конструктивному сотрудничеству с властями. Я бы так определил разницу позиций «Коммунистов России» и КПРФ в Татарстане.

То, что у них есть разногласия, не удивляет, потому что у них общий электорат. Я помню, в свое время и Миргалимову говорил, и Прокофьеву, что, по большому счету, у них конкуренты не «Единая Россия». Для них главными конкурентами будут «Коммунисты России» и «Справедливая Россия», потому что у них общий электорат — люди левых взглядов. Поэтому, думаю, что эта борьба — борьба за влияние в левом электорате. Борьба за то, кто станет доминирующей партией для левого электората в республике. В этом суть этого судебного процесса.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:

— Я заранее знал, что это будет. И это еще только начало. Не сейчас, так позже. Все кончится тем, что КПРФ будет отодвинута и, скорее всего, это будет сделано для партии «Коммунисты России». Хотя и могут быть варианты.

Главная причина столкновения состоит в том, что у них противоположная идеология. Дело ведь не только в ценностях, они все признают ценности справедливости и социального равенства и, в принципе, интернационализм. Но ведь у нас главное противоречие не между богатыми и бедными, а между чиновниками и населением. Политики стали чиновниками, их не выбирают на свободных выборах. Поэтому они страшно далеки от народа, они совершенно не зависят от народа. И пока будет независимость чиновничества от народа, они будут отдельным классом, если не сословием. И очень жестким, замкнутым классом, находящимся на большой социальной дистанции от населения. Я имею в виду прежде всего высшее чиновничество.

Теперь относительно того, как к этому относятся КПРФ и «Коммунисты России». КПРФ вообще не замечает этого противоречия. Более того, она истово служит чиновникам, их партии в Татарстане, голосуя за все решения «Единой России» в Госсовете Татарстана. Они голосуют за всех кандидатов «Единой России» и включают в свои ряды и бывших чиновников, и действующих миллионеров, которых назначили миллионерами те же чиновники. Таким образом, в Татарстане КПРФ вообще стала ренегатом. Фактически это чисто оппортунистическая партия, которая не защищает интересы населения. Поэтому все, кто в КПРФ был чистой, свежей струей (Салий, Садыков, Столярова), ушли и создали партию «Коммунисты России». Салий, правда, умер, а все остальные вошли в эту партию.

Поэтому это две противоположные партии — одни защищают интересы чиновников, являясь получиновничьей партией, а другие защищают интересы народа.