Сегодня совет по противодействию коррупции обсудил бытовое взяточничество

В «ЧЕРНОМ СПИСКЕ» — ГИБДД, ВРАЧИ И ПЕДАГОГИ

Очередное заседание совета при президенте РТ по противодействию коррупции, которое прошло сегодня в казанском Кремле, отдали на откуп теме профилактики бытовой коррупции — в этой сфере не так много резонансных дел, но, как заметил Рустам Минниханов, открывая заседание, с бытовой коррупцией сталкивается практически каждый человек, да еще и неоднократно. Вопросы зачисления детей в детский сад, получение образования в школе и вузе, качество медицинских и социальных услуг, служба в армии...

Президента заинтересовала статистика, которой оперировала заместитель председателя комитета РТ по социально-экономическому мониторингу Ольга Семенова. По ее словам, в Татарстане годовой объем рынка бытовой коррупции в прошлом году составил... 23,3 млн. рублей. Причем, судя по слайду, за год цифра значительно выросла — в 2012 году на эту сферу пришлось 14,5 млн. рублей. Названные суммы звучали столь смешно, что дальше можно было прервать доклад и усадить чиновницу. Однако Рустам Нургалиевич проявил свое истинное джентльменство: женщина все-таки...

Мы тоже считаем, что дальше нет смысла продолжать мучать читателя прозвучавшими банальностями, однако приведем некоторые данные, чтобы читатель сам сделал свои выводы. Так, в в рамках изучения мнений населения о коррупции в Татарстане, было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 4150 респондентов (!). То есть деньги были потрачены немалые. Мнение населения об уровне коррупции показало: если в 2012 году 46,9% считали, что все осталось на том же уровне, то в 2013 году — 39,7%, а в 2014 году — 42,7%. О том, что коррупции стало меньше, в 2012 году считали 23,2% опрошенных, в 2013 году — 30,8%, в 2014 году — 34,8%.

По мнению населения, самыми коррумпированными являются сотрудники ГИБДД (так считает 65% опрошенных), медицинские работники (56%), преподаватели вузов (50%) и сотрудники военкоматов (31%)

При этом ведомство Валерия Кандилова, которое готовило статданные, зафиксировало снижение коррупции в сферах налогообложения, лицензионно-разрешительной системе и в правоохранительных органах. Доля респондентов, которые хотя бы раз за последний год попадали в коррупционные ситуации, в текущем году снизилась — это 11,8% опрошенных против 16% в прошлом году. Чаще всего с коррупцией сталкиваются жители Казани (33%), Тукаевского района (26,7%), Зеленодольского района (25,8%).

По мнению населения, самыми коррумпированными являются сотрудники ГИБДД (так считает 65% опрошенных), медицинские работники (56%), преподаватели вузов (50%) и сотрудники военкоматов (31%).

Более интересные цифры привел заместитель министра внутренних дел РТ Рафаил Гильманов. Если верить презентации, которую он подготовил к своему выступлению, то в 2013 году средний размер взятки составлял 19 тыс. рублей, а уже в этом году средняя взятка оказалась равна 102 тыс. рублей. Гильманов также сообщил о структуре коррупционных преступлений, выявленных МВД (всего их 445): в вопросах распоряжения недвижимостью — 164, в контрольно-разрешительной деятельности — 87, в сфере образования — 48, в военно-призывной деятельности — 40, в здравоохранении — 12 и др.

Когда слово предоставили министру образования РТ Энгелю Фаттахову, он рассказал о том, что в этом году факты коррупции реже встречались при проведении ЕГЭ. Но Минниханов посчитал, что наглядно о ситуации может свидетельствовать работа двух приглашенных гостей. Одна из них, Екатерина Матвеева, организовала в соцсети «ВКонтакте» группу, куда обеспокоенные родители сообщают о поборах в школах и детских садах.

— Министерство образования давно издало указ, который подчеркивает, что школа не вправе собирать денежные средства, — напомнила Матвеева. — Могу смело заявить, что в школах до сих пор «гуляют» наличные средства, просто из рук администрации их передали в ведение родительских комитетов. Появилась тенденция — на собраниях в школах и садиках собирать подписи родителей на пустых листах бумаги якобы о посещении собрания. Позже на этом листе формируют протокол, согласно которому родители якобы сдали спонсорскую помощь. Часто этот протокол родители даже в глаза не видят.

Нововведения со школьной формой, когда учебным заведениям дали право самим устанавливать допустимую форму одежды, тоже, по словам Матвеевой, вызвали нарекания многих родителей. Впрочем, коррупционные риски в новой инициативе минобраза были налицо изначально — школы фактически получили карт-бланш и могут откровенно навязывать родителям конкретного поставщика.

— Руководство школ теперь приводит на родительские собрания представителя ателье, заявляя, что форму нужно заказывать именно здесь. Часто цена этой формы завышена, а материал оказывается не самого высокого качества, — рассказала активистка.

Изучив группу, созданную в соцсети Матвеевой, можно обнаружить, что родители, которые проигнорировали «официального поставщика» формы, часто вступают в конфликт с руководством учебных заведений — доходило до того, что детей не пускали на занятия, если они появились в школе в форме, сделанной не в ателье, с которым договорилась администрация.

«ПОЛНЫЙ ПАКЕТ УСЛУГ», ВОЗМУТИВШИЙ МИННИХАНОВА

Второй приглашенный гость — представитель академии творческой молодежи РТ Андрей Петухов, курирующий антикоррупционную линию, удивил Минниханова своими «сводками с полей». Он сообщил президенту, что в вузах зафиксированы случаи, когда студентам предлагают купить так называемый «полный пакет услуг» — он подразумевает покупку всей зачетной и экзаменационной сессии. Несмотря на то, что вузы, в которых была зафиксирована подобная предпринимательская деятельность, Петухов не назвал, Минниханов был возмущен услышанным.

— Ректоры, как вам не стыдно? — обратился глава республики к руководителям вузов, сидевшим в зале. — Раньше один экзамен могли купить, а сейчас целый «пакет услуг» организовали! Как мы при этом можем говорить о конкуренции кадров, подготовке специалистов? Если вы не можете справиться с этой ситуацией, навести порядок, мы имеем выходы на руководство министерства образования России — будем жестко решать вопрос с кадрами.

Министр здравоохранения Адель Вафин в своей презентации сообщил о том, что активно использует свой аккаунт в Twitter для обратной связи с населением. Если изучить его переписку с подписчиками, действительно, можно заметить активность министра, который в микроблоге оперативно решает даже самые незначительные проблемы пациентов — к примеру, недавно Вафин был возмущен тем, что одна из больниц устроила незаконный бизнес по продаже бахил. Но, несмотря на то, что статданные свидетельствовали о том, что нареканий пациентов и коррупционных проявлений в сфере здравоохранения в последнее время стало меньше, Минниханов припомнил Вафину случай с подменой новорожденных в Набережных Челнах.

— Если в вашей работе есть недостатки, вы должны это признать. А детей поменяли и сделали вид, что ничего не произошло. Вам нужно было лично бежать к этим людям, чтобы извиниться. Да, разговор неприятный, но это наша работа. Поставьте себя на их место, — обратился глава республики к Вафину.

«СЕМЬ КРУГОВ АДА» КАФИЛЯ АМИРОВА. В РЕЧНОМ ПОРТУ

Бывшего прокурора Татарстана Кафиля Амирова пригласили выступить как «знатока борьбы с коррупцией» — так его охарактеризовал Минниханов, и выступление Кафиля Фахразеевича традиционно оказалось весьма эмоциональным и харизматичным. Он рассказал о том, что «люди продолжают платить буквально за все, желая избежать различных бюрократических процедур».

— В роддомах нянечки уже не довольствуется букетом цветов или коробкой конфет, там установлены настоящие таксы благодарности наличными, причем за мальчиков «благодарность» больше. Вот вам и половая несправедливость. Многие из нас отдают деньги за услуги, которые нам положено предоставлять бесплатно, — заявил бывший руководитель надзорного ведомства.

Ко всему прочему Амиров рассказал историю, которая приключилась с ним недавно в речном порту. Всем известно, что бывший прокурор любит проводить отпуск в речных круизах по Волге. Но в этот раз настроение Амирова было испорчено — все причалы оказались отрезаны от привокзальной площади одним «многокилометровым металлическим забором».

— Оказывается, в бывшем павильоне скоростных линий устроили пункт досмотра и выход к причалам только через него, — продолжал рассказывать про свои мытарства Амиров. — Туда, чертыхаясь, идут все туристы. Никакого предупредительного плаката о том, куда необходимо идти, там нет. Еще более проблематичной оказалась высадка пассажиров, когда мы вернулись в Казань. Теплоход прибыл на причал рядом с грузовым портом, и до пункта досмотра, единственного выхода в город, оттуда добрый километр. А там, как выяснилось, никого и не досматривают — дежурного нет, двери настежь открыты.

Интересно, что принципиальнейший Кафиль Фахразеевич в этот раз явно, скажем так, осторожничал и не стал упоминать компанию Равиля Зиганшина «Татфлот», которая стоит за речными воротами Казани. Но рассказал пикантную историю о том, что неподалеку от причала заметил молодого человека, который за... плату пропускал туристов, которые не желали обходить весь речной порт, через специальный проем в заборе. Надо отдать должное президенту Татарстана, который незамедлительно отреагировал на грустную историю, рассказанную Амировым, и поднял министра транспорта РТ Ленара Сафина.

— Я так понимаю, что эти меры безопасности после «Булгарии» ввели в речном порту? — поинтересовался он у министра. — Но такие глупости не надо придумывать. Вы чаще должны лично ездить на пароходах, электричках. Мы говорим о развитии туризма и при этом допускаем такие глупые ошибки. Разберитесь, пожалуйста.

Отметив, что в зоне критики чаще всего оказываются представители сферы образования и здравоохранения, Минниханов в конце заседания призвал не судить о системе в целом по отдельным сотрудникам, которые были уличены в коррупции. По его мнению, власть должна чаще идти на диалог с населением. К слову, президиум, в котором кроме Минниханова сидел государственный советник Минтимер Шаймиев, премьер Ильдар Халиков и спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, судя по всему, был обеспокоен тем, что во время заседания на площади Свободы перед кабмином проходил пикет дольщиков ЗАО «Защита».

— Раз люди вышли, представители власти должны говорить с ними. Надо слушать людей, если они выходят с претензиями, значит, есть где-то наша недоработка, — заявил президент. — Мы не должны уйти из этого зала с ощущением того, что все у нас коррупционеры, сказал он, это было бы неправильно, нельзя красить всех черной краской.

И еще, пожалуй, самое важное, что остается в сухом остатке по итогам антикоррупционного совета. Послушав чиновников и экспертов, убедившись, видимо, в безуспешности прямой атаки на бытовую коррупцию, президент РТ вспомнил о высоких технологиях и интерактивности. Он призвал чиновников активнее использовать систему «Народный контроль» для борьбы с бытовой коррупцией, обращать больше внимания на социальные сети.

— Эти возможности тоже надо использовать, ко мне поступает огромное количество обращений через социальные сети, и я сразу даю поручения по многим вопросам, — подытожил Минниханов.

В общем, и для нас вывод, похоже, один: пока надежда одна. На сети. И Минниханова.