РЕКОНСТРУКТОРЫ ПРИШЛИ

Напомним, что это не первое поползновение людей, воссоздающих материальную и духовную культуру какой-либо исторической эпохи и региона, в Болгар. В мае здесь должна была пройти историческая реконструкция Куликовской битвы, приуроченная к празднованию 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского, благословившего московского князя Дмитрия Донского на битву с ордынцами. Мероприятие было отменено прямо в день проведения. Источники нашего издания говорили тогда, что кто-то очень влиятельный посчитал мероприятие сомнительным с политической точки зрения.

«Великий Болгар», информация о котором стала появляться в начале лета, предлагал зрителям «окунуться в атмосферу XIV - XV веков жизни и быта наших предков», посмотрев «зрелищные сражения воинов Золотой Орды, Руси и Европы». Что это означало на деле? Вход бесплатный. До места можно было добраться своим ходом (испытав все прелести дорожного ремонта в Спасском районе), на автобусах от площадки между ЦУМом и Дворцом спорта за 500 рублей или на «Омиках». Участники в количестве около двух сотен (и это не считая сочувствующих) заезжали днем раньше, 15 августа, размещаясь в историческом лагере, к примеру, в юртах. Правда, обещанная аутентичность иногда портилась, потому что участникам было невмоготу все время щеголять в обмундировании и они предпочитали сверкать обычным бельем. И с ходу определить, какой же народ и эпоху они представляют, было проблематично.

Основное действо разворачивалось на площадке между Соборной мечетью и Памятным знаком. Причем место, где проходили основные состязания, было огорожено, а полиция каждый раз осматривала сумки. Ярмарка, исторический лагерь и другие зоны активности существовали как бы отдельно от них. Также, кстати, как и посетители — некоторые вовсе не ведали, что сегодня идет турнир, других интересовали только горшки, мечи, обереги да сумки.

Фестиваль начался в 11 утра 16 августа, когда заработала ярмарка, а официальные лица сказали приветственные слова со сцены. Председатель Государственного комитета РТ по туризму Сергей Иванов подтвердил нашей газете, что «Великий Болгар» проходит при помощи республики, но также и на деньги частных спонсоров (как удалось выяснить, это сочувствующие реконструкторскому движению бизнесмены): «Наши ожидания по интересу к фестивалю оправдываются. С утра уже было 3,5 тысячи человек. Я думаю, он сможет стать ежегодным».

Отметим, что около двух месяцев турфирмы продавали сюда экскурсии с указанием на то, что в Болгаре будет проходить фестиваль. Обычно в выходные в день музей посещают до 3 тыс. человек. На открытие приехали 5 тысяч. Места в гостинице «Регина» закончились, как и в палаточном лагере с кроватями за 300 рублей, так что те, кто не хотел утруждать себя поисками или ночевать в лесу, соглашались на места без кроватей по 150 рублей в сутки (полный комплект постельного белья, пользование душем и туалетом, горячая вода). Правда, позже в сети появилась информация, что порой поиск этого самого белья превращался в проблему — ответственные не понимали, о чем речь. Всего за два дня здесь ожидают от 7 до 10 тыс. человек.

ВСЕ НАДО БЫЛО ДЕЛАТЬ САМИМ

В Татарстане историческое фехтование довольно популярно — работает несколько клубов, его участники появляются на праздниках, на ежегодном конвенте фантастики, толкинистики и ролевых игр «Зиланткон», в Свияжске работает комплекс исторической реконструкции «Ленивый Торжок», он же лагерь военно-исторического клуба «Нолдор» (говорят, он очень понравился Минтимеру Шаймиеву). Татарстан на фестивале представляла объединенная команда исторических клубов «Мы татары» из 30 человек.

Справедливости ради надо заметить, что некоммерческая направленность фестиваля идет ему на пользу — участники рассказывают, что иные, вроде фестиваля «Выборгский Замок», уже превратились в шоу для зрителей, а не бойцов. А здесь им главное — сразиться с энтузиастами из других регионов. Поэтому основа фестиваля — стартовавший с полудня турнир по историческому фехтованию в разнообразных номинациях, в зависимости от выбора оружия: «Щит-меч», «Меч-меч», «Двуручный меч», «Меч-баклер» (баклер — щит диаметром 30 см), «Алебарда». Параллельно шел турнир лучников.

Зрители между тем обменивались репликами типа: «Неужели это девушка бьется». Или: «Папа, я думала, он умер, а он шевелится, они же не умрут?»

Правила состояли из абзацев типа: «Важно! Металлическими могут быть только щиты округлых форм, сделанные на базе исторически подтвержденных аналогов, и повторять во всех трех плоскостях форму первоисточника. Использовать щит можно только с комплектом, принадлежащим той же эпохе и региону. Масса любого металлического щита не должна превышать 5 килограммов». Самое эффектное, впрочем, происходило, когда на основном ристалище собирались по несколько десятков бойцов и устраивалась командная драка, то есть бугурт все сходятся в общей куче, а зрителей просят отойти от ограждений, ибо травмы в этом деле — обычная вещь. Врача, надо отметить, вызывать для участников приходилось.

Организатор турнира Артем Куртымов указывает, что цели у них масштабные: «Мы хотим делать битвы 200 на 200. Один из примеров — фестиваль в Изборске».

В одиночных боях помимо мужчин выступали и девушки. В плане активности отнюдь не слабого пола Москва и Екатеринбург являются центрами, где женщины предпочитают быть не только дамами сердца или шить костюмы. Раньше несколько девушек выступали и от Казани, сейчас в этом плане дефицит.

Бойцы, как водится, выступали в боевом снаряжении. И это в пекло! После каждого боя они быстрее стаскивали шлем, и помощники помогали им хоть как-то охладиться. Но в итоге в три часа было решено устроить сиесту до пяти вечера («обрадовав» этим объявлением только приехавших на территорию).

Потому что основная опасность исходила от природы: значительная часть дня зрители, организаторы и бойцы спасались от жары, термометр показывал под 40, спрятаться можно было разве что в музеях (куда вход оставался платным) или пойти купаться на реку.

Впрочем, мероприятие шло и после заката — здесь выступали фаерщики, играли фолк-группы, а массовые бои проходили уже в эффектной темноте.

ШТИ ДА ЛАПТИ

На ярмарке хорошо шла медовуха. Фестиваль предлагал историческую кухню, поэтому здесь можно было попробовать, к примеру, шти боярские (то есть кашу). Или юрму (то есть смесь ухи и бульона из птицы). Или более понятные драники. А также вполне аутентичные пловы, шашлыки и прочие эчпочмаки — это уже вне истории. В продаже какой-то четкой границы между обычной торговой сувенирщиной и исторической порой не наблюдалось. Сладости переходили в деревянные мечи, платья — в горшки, фески — в настольные игры. «Эта пришла к нам из Скандинавии, — объясняла продавщица, — «Лиса и куры»: необходимо загнать лису в угол», — демонстрируя доску, похожу на ту, что используют в го. Кого-то увидели на Грушинском фестивале, кого-то — на Елабужской ярмарке. Условия одни и те же: аренда за два дня ярмарки — 1 тыс. рублей за площадь до 2 кв. м, за каждый дополнительный метр — 500 рублей. Плюс эко-взнос 500 рублей с человека (возвращается в конце ярмарки, если продавец оставляет за собой чистое торговое место). Также здесь учили ирландским и европейским бальным танцам, проводили мастер-классы, к сожалению, немного, хотя за это цена аренды скидывалась вдвое.

В одной из палаток обнаружился, к примеру, грузин Пата, торговавший и своими картинами, и оберегами, и сумками, и ложками. Он сообщил, что приехал по приглашению организатора ярмарки Екатерины Бегаевой, база у него в Москве, а товар привозит сестра из Тбилиси. И тут же предложил чачу: «Нам нет разницы, грузинская культура, русская. И ваша тоже интересует. Вы кто, болгар?»

Сегодня фестиваль продолжится, в частности, в 15:30 ожидаются финалы по всем номинациям, далее — общие бугурты, парад, награждение победителей, концертная программа. А 20 августа в Болгарском историко-археологическом комплексе установят знаки и мемориальные таблички ЮНЕСКО. В этот день там пройдут торжественные мероприятия по случаю вручения сертификата об официальном признании комплекса памятником культурного наследия человечества при участии представителей ЮНЕСКО.