ЧАСТНАЯ ШКОЛА В ИСТОРИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ КАЗАНИ ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ

Год назад в Казани стартовал образовательный проект — в историческом особняке на улице Лобачевского открылась негосударственная школа стратегического развития «Прогресс». Школа работает по уникальной системе Эльконина-Давыдова, предполагающей развитие детского мышления и сознания. Учредитель школы Ирина Надеждина в интервью нашему изданию рассказала о преимуществах этой, отличной от традиционной, системы образования, поделилась, почему завидует родителям своих учеников, и сообщила, какие интересные обучающие программы ждут учеников школы в новом учебном году.

DSC02941.jpg
Ирина Надеждина

ШКОЛА В ИСТОРИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ КАЗАНИ

— Ирина Константиновна, школа стратегического развития «Прогресс» открылась год назад, а как возникла идея ее создания?

— Проект родился, когда я завершала обучение в магистратуре и работала над темой мобилизации общественных ресурсов региона. Тогда и возникла идея создания школы нового поколения. В результате моя диссертационная работа преобразовались в реальный проект. Ведь что мы наблюдаем в государственной образовательной системе в последнее время? Идет полное упрощение, «сжатие» школьной программы, которая нацелена на одно: на подготовку к ЕГЭ. В результате учителям ставится заведомо низкая планка — подготовка учеников к сдаче госэкзамена. Мы же ставим задачу иную: научить ребенка учиться, мыслить логически и стратегически, ведь в XXI веке, во времена высоких информационных технологий, главная задача школы — не передать новому поколению «старые» знания, а научить человека правильно работать с большим потоком информации, преобразовывать ее в знания и применять на практике, в жизни.

— С какими трудностями столкнулись при реализации проекта?

— Во-первых, отмечу, что наша школа находится в историческом центре Казани — на улице Лобачевского. Нам предстояло в кратчайшие сроки провести реставрацию здания, получить все разрешительные документы. Во-вторых, когда мы обратились в государственные органы образования, нас сразу же «охладили»: «Вы думаете, что так просто открыть частную школу?» Нет, я так не думала. Просто верила, что проект будет реализован. И хотя было много проблем административного характера, уже в мае текущего года наша школа получила государственную лицензию. И третье, с чем пришлось столкнуться, — недоверие родителей. Что это за школа? Какие там условия? Кто будет обучать наших детей? Этими и другими вопросами задавались родители, когда впервые услышали о нашей школе. Естественно, это недоверие легко объяснимо — не все частные школы Казани дают результаты, соответствующие ожиданиям родителей. Нередко можно слышать и такое мнение: в частных школах за деньги учатся дети, потому что не смогли адаптироваться в государственных школах. Действительно, важно вовремя озаботиться вопросом о том, какую школу выбрать для своего ребенка. Мы в нашей школе работаем над тем, как родители и учителя могут помочь ребенку вырасти не только умным и образованным, но и счастливым, успешным, живущим и работающим с удовольствием. И те родители, которые доверили нам самое дорогое — своих детей, в этом убедились.

DSC_4344-(1).jpg

КОМАНДА ЕДИНОМЫШЛЕНИКОВ ИЗ УНИКАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

— В частных школах, как правило, очень строгий отбор педагогов. Где-то требуются научные степени, наличие различных дополнительных образовательных сертификатов, побед в профессиональных конкурсах. А какой принцип отбора в вашей школе?

— Мы набирали педагогов в два тура, и я очень рада, что наш принцип отбора оказался верным. В чем его суть: мы принципиально не набирали работающих учителей из общеобразовательных школ. Мы отбирали педагогов, у которых был перерыв в педагогической деятельности три-пять лет. Объясню, почему именно этот принцип был выбран в основу. Во-первых, учителей из государственной школы практически невозможно переобучить, они просто пропитаны духом традиционной школы, где не приветствуется свобода мысли и нестандартные подходы. Те педагоги, которые работают у нас, — это учителя по своему призванию. Когда-то по каким-либо обстоятельствам они были вынуждены уйти из школы, но почувствовали внутренний призыв вернуться к педагогике. Это учителя по зову сердца. Конечно же, каждый специалист прошел серьезное тестирование на интеллектуальные и творческие способности, на способность генерировать идеи. В результате у нас сформировалась команда единомышленников из творческих, я бы даже сказала, уникальных педагогов. Еще один момент: в современной школе много бюрократии. На первоначальном этапе мы изучали опыт многих казанских школ, и вы бы видели, какое количество директив от вышестоящих инстанций вынуждены выполнять педагоги! Спрашивается, когда учителю заниматься образованием и воспитанием? В этом плане у нас, конечно, больше возможностей. Хотя мы и выполняем все необходимые государственные требования.

— Как вы оцениваете первый год работы вашей школы?

— Конечно, полноценную оценку школе давать еще рано. Мы и не надеялись на быстрый результат. Школа рассчитана на 160 учащихся, пока она полностью не заполнена. Хотя родители наших учеников как раз это оценивают как положительный момент, потому что меньшее количество учащихся предполагает более индивидуальный подход к каждому ребенку. В прошлом году мы набирали учеников 1 - 4-х классов, а также шестилеток. В этом году также открыт набор в 5 - 6-е классы. В школе полностью сформирован педагогический коллектив, отлажена вся система образовательного и воспитательного процесса: у нас 8 учебных кабинетов, спальные комнаты, спортивный, актовый, хореографический залы, столовая, куда доставляются горячие завтраки и обеды из ресторана «Сытый папа», медицинский кабинет. Но полагаю, что главная оценка дана детьми и их родителями. Дети с удовольствием идут в школу, а родители шутят, что самое «страшное» наказание за непослушание дома — это предупреждение: «Если не будешь слушаться, завтра в школу не пойдешь» (смеется).

СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Вы отметили, что школа нацелена на то, чтобы вырастить успешного человека. То есть школа работает по какой-то особенной образовательной программе?

— Школа работает по известной образовательной системе Эльконина-Давыдова.

Объясню, в чем ее отличие от обычной школы. В традиционной школе учащимся предлагается знание в готовом виде. Учитель передает ученикам свои знания, свой образ мысли и порядок действий при решении каких-либо типичных задач. Учителя, работающие по системе Эльконина-Давыдова, предлагают детям задания, при выполнении которых ученики самостоятельно открывают новые способы действия, необходимые для решения целых классов практических задач.

Самый главный результат — это развитие детского мышления и сознания. При прочих равных школьники, учившиеся по системе Эльконина-Давыдова, в нестандартной ситуации способны найти подходящий способ действия, отыскать новое знание быстрее, чем школьники из традиционных школ. Яркий пример: зайдите в любую школу, подойдите к дверям класса, чаще всего вы услышите, как все время говорит учитель, а дети молча внимают. В нашей школе, «подслушав» возле дверей учебного кабинета, вы убедитесь, что дети говорят намного больше учителя. То есть учитель задает тему, а дети высказывают свое мнение, спорят, доказывают, выдвигают свои версии, даже самые фантастические. А почему бы и нет? Мы же видим, что знания устаревают, самые невероятные версии сегодня или завтра могут стать реальностью. Поэтому дискуссии приветствуются. Но отмечу, что они проходят под контролем учителя, который в нужный момент должен поставить точку и помочь сформулировать вывод. Таким образом создается фундамент, на котором строится дальнейшая база знаний.

— Но ведь родителей интересует не только возможность свободных дискуссий на уроках, но и наличие базовых знаний, таких как умение читать, писать и так далее…

— Базовые знания мы даем полностью. Учителя сами формируют обучающую программу, и при прохождении лицензирования эти программы были предоставлены. А индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет не только усвоить текущую школьную программу, но и закрыть пробелы в знаниях из предыдущих учебных лет.

sWMfeLBiNps.jpg

В ШКОЛЕ ДЕТЯМ УЮТНО И КОМФОРТНО

— Расскажите, по какому распорядку работает ваша школа?

— Во-первых, «Прогресс» — это школа полного дня. И я, честно говоря, даже завидую родителям наших учеников. Особенно если вспомнить, как росли мои собственные дети, сколько сил, времени приходилось затрачивать на подготовку домашних заданий. Наши мамы и папы полностью освобождены от этих обязанностей, в результате родители больше времени могут уделять общению с ребенком, совместно посещать фитнес-центры, культурные мероприятия в городе, да просто отдыхать с семьей после трудового дня, а не корпеть над уроками. Дети приходят в школу в 8 утра, родители забирают их в 18 часов. Домашние задания не задаются, все, что необходимо, выполняется в школе. Первая половина дня занята под обучение, потом — сон для детей младшего возраста (в школе есть спальные комнаты). Далее — обязательная прогулка в Ленинском садике, на детской площадке «Черного озера». Помимо этого, мы проводим еженедельные экскурсии. А так как школа расположена в научном и историческом центре, то все экскурсии находятся в шаговой доступности — это очень удобно. Впрочем, экскурсии проводятся и за пределами Казани. В прошлом году, к примеру, мы вывозили детей в Обсерваторию, всем очень понравилось. Во второй половине дня старшие классы делают домашние задания и ведут проектные работы.

— Что за проектные работы?

— В продленной группе у нас работают учителя татарского и английского языков, они и ведут проекты по языковым направлениям, таким образом ведется углубленное изучение языков. Дети готовят национальные праздники, концерты, инсценируют сказки. Это дополнительные уроки, где через творчество изучается язык. Поверьте, это дает прекрасные результаты. Вы же понимаете, что к частной школе у родителей всегда завышенные требования, как правило, они ожидают, что в первом классе уже через полгода их ребенок начнет свободно изъясняться на иностранном языке. И нам говорили: «Мы не видим, как развиваются наши дети». Тогда мы стали организовывать отчетные концерты. Было очень приятно, когда родители говорили: «Да, прогресс есть!». Помимо этого, в дополнительные занятия входит и научно-техническое творчество, некий прообраз технополиса. Есть даже первые успехи: в прошлом году наш первоклассник из конструктора собрал работающее радио! Как я уже говорила, в школе не задаются домашние задания. Единственное, что делают дети дома, — это проектные работы на интересующие темы. Например, презентация о своем домашнем питомце или о том, как сберечь здоровье свое и окружающих. Вот здесь очень важно, что в этот процесс включаются и родители.

IMG_0252.jpg

— А что ждет ваших учеников в новом учебном году?

— Мы планируем ввести информатику со второго класса, а также развитие логики, отмечу, что этот предмет нигде не преподается. В 5 - 6-х классах у детей будет новый предмет — мировая художественная культура — для развития кругозора. А ведь его современным детям так не хватает! Также в новом учебном году нас ждут интересные проекты. Например, совместная работа с ребятами из «Педагогического отряда», сформированного на базе лицея имени Лобачевского при КФУ. Будущие педагоги помогут нам провести олимпиады, тренинги, экскурсионную работу.

Сейчас во главу угла ставится индивидуальный подход и развитие творческих способностей, если эти условия негосударственная школа не выполняет, она просто не сможет функционировать. И самое главное — чтобы детям в школе было уютно и комфортно и чтобы к каждому ученику педагоги находили индивидуальный подход.

Контакты
г. Казань, ул. Лобачевского, дом 4
Телефон: 253-14-41, 258-56-86
school-progress.ru

Лицензия министерства образования и науки Республики Татарстан №3158/14

6+