ВСЕ ХОРОШО, НО ФОНАРИ МАЛОВАТЫ

Два с половиной сезона труппа театра работала на малой сцене, ездила на гастроли, при малейшей возможности показывала спектакли на большой сцене у коллег — в ТГАТ им. Камала. Самый важный этап реконструкции театра коснулся и зрительного зала, и сцены, и фойе, и помещений за кулисами. И даже служебного входа в театр.

Сейчас сотрудники театра будут приходить на работу через пафосный пропускной пункт с улицы Островского. Входная группа прямо-таки имперская, жаль, что фонарики возле входа маловаты — авторы проекта явно не учли пропорции.

Зрительный зал радует новыми креслами в стиле прованс — обивка выбрана цвета табака. За основу взяты французские кресла, но делали их в Казани, так что удалось сэкономить изрядную сумму. Занавес на сцене тоже спокойного табачного цвета, из материала, который не горит. Ну а машинерия сцены — чудо техники. Оркестровая яма опускается и поднимается, те операции, что делали вручную, сейчас будут производиться нажатием кнопки, круг, который не вращался последние 20 лет, будет вращаться.

Приятная новость для театралов: мест в зале осталось по-прежнему 505, а акустика (извечная проблема при реконструкции театральных залов) стала еще лучше.

Еще одно новшество, которое появится в театре после реконструкции, — это репетиционный зал, который по размерам совпадает с основной сценой. Это важно, потому что сейчас при репетициях нового спектакля работать над ним можно до самого последнего момента в репетиционном зале — декорации встанут точно так же, как на основной сцене. И это еще не все. При желании в этом зале можно показывать и авангардные театральные проекты.

Новое фойе радует простором и «воздухом» за счет светлого колорита стен, огромных зеркал и стильных люстр. Люстра и бра в интерьере театра австрийского производства. Из левого фойе, по лестнице с ажурными перилами из которого можно попасть в бельэтаж, можно войти и в музейный блок. Здесь уже есть один экспонат — это барельеф с советской символикой с портала зала, его видели столько поколений зрителей, что грех было бы с ним окончательно расставаться, для многих он символ Качаловского театра советских времен. Но, кстати, на бельэтаже сохранен николаевский вензель.

Неподалеку от музейного блока — небольшой зал с отдельным входом для VIP-персон. Здесь можно будет даже проводить совещания. В обновленном театре будет комфортно и представителям СМИ — появилось специальное помещение для пресс-конференций.

Изменилась и территория за кулисами. Новые просторные гримуборные с душем и туалетом, теперь в них будет гримироваться меньше людей, так что тесноты не будет. Огромный декорационный цех, пошивочный цех с примерочными кабинами, столярный цех, увеличенный склад для декораций. По сути, в обновленном Качаловском появилась возможность успешно осуществлять весь цикл изготовления декораций — от эскиза и макета художника до воплощения в реальную величину. Кстати, главный художник Александр Патраков активно принимал участие в реконструкции, например, кованые узоры на новых лестницах — плод его фантазии.

Вообще же, общая площадь театра после реконструкции увеличилась в 1,5 раза и составляет сейчас почти 19 тыс. кв. метров. На саму же реконструкцию затрачено около 1 млрд. рублей.

«ЭТО БУДЕТ ЗАВЕРШЕНИЕ САМОГО ВАЖНОГО ЭТАПА»

30 августа обновленный театр впервые посетит делегация татарстанских чиновников во главе с президентом РТ Рустамом Миннихановым.

«Я бы не назвал это сдачей, потому что зрители в этот день не войдут в чистый театр на спектакль. Это будет, скорее, сдача предпоследнего этапа строительства. Проделана огромная работа, театр практически готов, просто последние полгода были неэффективно использованы, экономические проблемы не позволили закончить строительство быстрее. Были проблемы между проектировщиками, заказчиками и генподрядчиком, бюрократические рогатки, которые существуют. Вот на этом было потеряно много времени. Если бы не поддержка президента РТ, я не знаю, как бы мы выживали. Только благодаря доброй воле Рустама Минниханова мы сохранили коллектив и реконструировали театр», — рассказывает директор — художественный руководитель театра Александр Славутский.

Он настроен оптимистично и планирует, что в середине сезона, к концу календарного года, театр примет зрителей на основной сцене. По его словам, сейчас надо оснастить инструментами столярный и слесарный цеха, пошивочную, прачечную. Деньги правительство на это уже выделило, и как только их получит генподрядчик, все необходимое будет закупаться.

«Театр строила казанская фирма «Акташ», и строила хорошо, вопрос упирался только в стабильность финансирования. Реконструкция имеет свои особенности, есть много вещей, которые нельзя учесть на бумаге, а корректировка происходит крайне медленно. Нам, например, вместо дубового паркета предлагали березовый, ресепшен из ламината, а не березовую, спрашивали, для чего вам ковровые дорожки. Мы объясняли, что дорожки нужны по технике безопасности, чтобы наши маленькие зрители не упали, если побегут по лестницам, чтобы шаги зрителей не отдавались гулом. Люди должны понимать, что мы строим театр, а не баню. Театр строят на столетия. Мы обязаны были сохранить стиль, наш театр нельзя делать в стиле хай-тек, мы должны сохранить ретростиль, «родной» стиль этого здания. Что касается технического оснащения, будет новый звук, новый свет, новая механика. Все, что мы делали, мы делали скромно, экономно и разумно», — делится Славутский.

Сохранить ретростиль действительно важно — здание Качаловского построено в 1914 году, так что ему уже 100 лет. Зимой 1914 года столичный журнал «Театр и искусство» сообщил своим читателям, что в Казани «в скором времени открывается новый театр Г.А. Розенберга на Большой Проломной, против биржи. Театр назван «Большим». Помимо своих размеров Большой театр выделяется среди казанских театров и внутренним оборудованием и изяществом отделки...» Так на театральной карте Казани появилось еще одно театральное здание. В новом здании проходили не только театральные представления, но и сеансы кинематографа.

В 1919 году после пожара, уничтожившего старый городской театр, в здание «Большого театра» на Проломной переехала драматическая труппа городского театра. Советский Большой театр — так был назван тогда этот театр, носящий ныне название Казанского академического русского Большого драматического театра им. Качалова.

ПОПАДЕМ В «МЫШЕЛОВКУ»

Очередной 224 сезон театр откроет 9 сентября на большой сцене Камаловского театра. 16 сентября откроется малая сцена в Качаловском, в этот вечер дадут последнюю премьеру прошлого сезона — «Последнего коммуниста». 18 сентября публику ждет премьера — «Мышеловка» Агаты Кристи, ставит спектакль Илья Славутский, в спектакле заняты молодые актеры театра, а в качестве художника по костюмам себя впервые попробовал известный казанский дизайнер Рустам Исхаков, автор марки RUSTAM.

Сам же Александр Славутский начинает репетировать спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Бомарше — спектакль делается для большой сцены. В планах «Пышка» Ги де Мопассана, «Чудо святого Антония» Мориса Метерлинка, «Женитьба» или «Мертвые души» Николая Гоголя, «Уроки музыки» Людмилы Петрушевской. Ведутся переговоры с приглашенными режиссерами. В марте будущего года театр едет на гастроли в Марсель на фестиваль русской драматургии, который в этом году отмечает 20-летие. Качаловцы откроют фестиваль и покажут «Вишневый сад» Антона Чехова и «Дядюшкин сон» Федора Достоевского.