Словно бритва, рассвет полоснул по глазам,
Отворились курки, как волшебный сезам,
Появились стрелки, на помине легки,-
И взлетели стрекозы с протухшей реки,
И потеха пошла — в две руки, в две руки!

Вы легли на живот и убрали клыки.
Даже тот, даже тот, кто нырял под флажки,
Чуял волчие ямы подушками лап;
Тот, кого даже пуля догнать не могла б,-
Тоже в страхе взопрел и прилег — и ослаб.

Чтобы жизнь улыбалась волкам — не слыхал,-
Зря мы любим ее, однолюбы.
Вот у смерти — красивый широкий оскал
И здоровые, крепкие зубы.

Улыбнемся же волчей ухмылкой врагу -
Псам еще не намылены холки!
Но — на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!...

Владимир Высоцкий. Охота с вертолета.

СУМЕРКИ ИМПЕРИИ ВЫВОДЯТ НА ТРОПУ ВОЙНУ ОБОРОТНЕЙ

Государство всегда именуют отечеством, когда готовятся к убийству людей.

Фридрих Дюрренматт

Путь человечества к цивилизации проходит сквозь тернии, которые время от времени разрушают всякую видимость прогресса. Эволюционная точка зрения не может объяснить, почему Австро-Венгерская империя, бывшая наряду с Францией законодателем самых передовых идей и культуры, вдруг начинает разрушительную мировую войну и сама погибает как государство. Германия, достигшая между двумя мировыми войнами вершин западной цивилизации, неожиданно порождает прямо противоположное явление — фашизм. Россия, совершившая революцию для построения самого справедливого строя в мире, скатывается к сталинизму с концлагерями и переселениями целых народов. Имперский строй, как воплощение достижений цивилизации, насаждавший европейскую высокую культуру, на вершине своего могущества и блеска вдруг распадается под ударами не столько колониальных народов, сколько в силу неуемного шовинизма и патриотического психоза. Сумерки империи выводят на тропу войны оборотней, превращающихся из культурных людей в свою противоположность — разрушителей цивилизации.

Кризисные ситуации вызывают к жизни многие первобытные явления, дремлющие под спудом цивилизации, задавленные тяжестью социальных структур и ролевых игр. Достаточно небольшого толчка, чтобы накопившаяся энергия выплеснулась со всей разрушительной силой.

В годы перестройки улицы Казани кишели бандитскими группировками, они получили название «казанский феномен». Борьба с организованной преступностью стала одним из значимых факторов становления суверенитета республики. Затем мы увидели так называемое «возрождение» ислама в виде самостоятельных конкурирующих общин, доходивших до жестких «разборок». В Дагестане они и вовсе взялись за оружие для борьбы друг с другом. Так называемые джамааты вели себя как волчьи стаи.

Сегодня в Киеве и на Донбассе в полной мере проявилось первобытное поведение невесть откуда вылупившихся военных стай, к которым слетелись из разных стран опытные коллеги. Цивилизация делает успехи по всему миру, но первобытное состояние легко возвращается, как только ослабевают социальные обручи в виде ценностей, норм поведения, морали, и тогда группа товарищей легко превращается в бандитскую шайку, а радикальная религиозная община — в отряд террористов, поднимающих знамя всемирного халифата.

Проявления первобытных инстинктов пытаются объяснить в терминах политологии, за стихийным выбросом дикой энергии ищут чью-то направляющую руку, горящие покрышки на майдане называют революцией «правого сектора», хотя там нет никакой идеологии, а есть скопление разных банд. Народные республики на юго-востоке Украины возникли в одночасье, без «парада суверенитетов», без каких-либо сепаратистских партий и десятилетий борьбы за национальное достоинство. Иллюзион...

Человеческая стая в отличие от сословия, класса, страты, профессионального слоя воплощает незакрепощенную мобильность, ничем не связанную ни с территорией, ни с собственностью, ни с какой-либо структурой. В условиях социального кризиса, когда государственная структура не способна сдерживать разнонаправленные импульсы, человек как бы возвращается к первоначальному состоянию и начинает самостоятельно искать решение возникших проблем. Если речь заходит о физическом или экономическом выживании, то привычные структуры перестают работать и появляются самые различные группы: криминальные, политические, экономические, религиозные и т.д. Как эмбрион повторяет все стадии эволюции, так и стая воспроизводит путь человеческой социализации.

ВОЙНА НАЧИНАЕТСЯ С ПЕРВОЙ ЖЕРТВЫ

Кто это возле меня засмеялся так тихо?
Лихо мое, одноглазое, дикое Лихо!
Лихо ко мне привязалось давно, с колыбели,
Лихо стояло и возле крестильной купели,
Лихо за мною идет неотступною тенью,
Лихо уложит меня и в могилу.
Лихо ужасное, враг и любви и забвенью,
Кто тебе дал эту силу?

Лихо ко мне прижимается, шепчет мне тихо:
«Я - бесталанное, всеми гонимое Лихо!
В чьем бы дому для себя уголок ни нашло я,
Всяк меня гонит, не зная минуты покоя.
Только тебе побороться со мной недосужно,—
Странно мечтая, стремишься ты к мукам,
Вот почему я с твоею душою так дружно,
Как отголосок со звуком».

Федор Сологуб. Лихо.

Самая естественная стая — та, от которой, собственно, и происходит Homo sapiens — охотничья стая. Она возникает для добычи опасного и сильного зверя, с которым в одиночку невозможно справиться, или же речь идет о массовой добыче. Охота сплачивает стаю, а степень консолидации определяет успех охоты. Когда жертва настигнута, наступает следующая стадия: дележ убитого зверя. И здесь существует опасность раскола между теми, кто столпился вокруг жертвы. Дележ должен происходить по определенным правилам, обеспечивающим сохранение порядка в первичной стае, иначе охотники могут перегрызть друг другу горло.

Закон дележа — самый древний закон, и собственно с него начинается понятие справедливости. Не случайно, в Коране есть отдельная сура «Добыча» — мусульманам предписывается справедливый раздел добычи. Сегодня в таких случаях употребляют философские категории равенства и справедливости, но в основе лежит тот же факт: своим успехом ты обязан обществу, а потому добычу должен по справедливости разделить между соратниками, часть отдать обществу, а еще долю выделить Аллаху в лице его представителей — они тоже не прочь поживиться.

Охотничья стая легко трансформируется в военную, где жертвой становится не зверь, а человек. Военная стая предполагает наличие другой человеческой стаи в качестве врага, даже если на данный момент врага еще нет, все равно потенциально он уже должен существовать — это исходная позиция.

Война начинается с первой жертвы, как правило, из-за убийства соплеменника. Ему следует отомстить. Для начала войны нужно, собравшись вокруг мертвого, оплакать его. Из скорбного плача рождается чувство мести, что собственно и превращает охотничью стаю в военную. Именно первый мертвый член стаи, будит во всех остальных ощущение надвигающейся угрозы.

Значение первого мертвого трудно переоценить. Власть имущие, желающие развязать войну, хорошо знают, что надо обязательно отыскать или создать первого мертвого. Не имеет большого значения, кем он является в обществе. Это может быть человек, не имеющий особого влияния, иногда даже совсем неизвестный. Важна его смерть, все другое не играет роли: люди должны верить, что ответственность за это несет враг. Оплакивание кристаллизует волю стаи, превращая ее в «машину войны».

Насколько устойчивы и даже в какой-то мере ритуальны все стадии поведения стаи, показывают современные события. Последний израильско-палестинский конфликт начался с убийства израильских юношей, а затем последовало убийство арабского мальчика из сектора Газа. Обе стороны начали процесс оплакивания, что подняло жажду мести на должный уровень, и началась конкретная наземная операция армии Израиля, с одной стороны, и ракетный обстрел еврейских городов боевиками «Хамаса» с другой. Вокруг каждой стороны быстро появились сторонники и сочувствующие по всему миру. Изначально было известно, что ни одна из сторон не добьется победы, но каждая сторона могла рассчитывать на финансовую и военную помощь.

ПРЕИМУЩЕСТВО СТАИ

Главное препятствие к прогрессу человеческого рода –
то, что люди прислушиваются не к тем,
кто говорит наиболее разумно,
а к тем, кто говорит наиболее громко.

Артур Шопенгауэр

По характеру военная стая близка охотничьей. Не случайно у Чингизхана в обязательном порядке проводилась облавная охота, которая отчасти пополняла запасы продовольствия, а главное — поддерживала боевую и тактическую выучку воинов. Как пишет средневековый летописец Джувейни: «Любой, кому надлежит воевать, должен быть обучен обращению с оружием. Он должен быть знаком с преследованием, чтобы знать, как охотники подбираются к дичи, как они сохраняют порядок, как они окружают дичь в зависимости от числа охотников. Когда они начинают погоню, им необходимо сначала послать разведчиков, которым следует получить информацию. Когда (монголы) не заняты войной, они должны предаваться охоте и приучать к этому свою армию. Целью является не преследование как таковое, а тренировка воинов, которые должны обрести силу и стать опытными в обращении с луком и в других упражнениях». По существу облавная охота и была войной, но только не против людей, а против зверей, причем часть зверей отпускалась на волю для размножения, ведь главное состояло в том, чтобы научить воинов окружать жертву, а трофеи были отдельной темой.

Победоносная война завершается дележом добычи (как на охоте), проще говоря, грабежом, что является естественным продолжением победы, особенно если не было реальной угрозы для стаи и людей, можно было увлечь на войну только перспективой грабежа.

Сколько сегодня военизированных стай слетелось в Украину по обе стороны баррикад — один Бог знает. Когда по всему миру перманентно вспыхивают локальные войны, обязательно возникает наемничество как профессия. Наемники воюют не только за вознаграждение, но и мотивируются возможностью мародерства.

В случае войны грабеж всегда дозволен. Кто рискнет помешать в этом своим людям? Да и зачем? Однако для регулярной армии опасность полного разложения войск при этом столь велика, что всегда изобретались средства восстановления воинского духа. Лучшим средством были празднования победы. Церемония триумфа — обязательный элемент закрепления победы с разделом добычи и совместной трапезой. Вместе едят то, что вместе добыто. Этот ритуал совместного поглощения и усвоения укрепляет солидарность, а в своей религиозной форме становится причастием. Успех всегда привлекает сторонников и первичные стаи начинают обрастать массой. Все формы верований, мифы, ритуалы и церемонии исполнены этим желанием преумножения.

Преимущество стаи в ощущении единства. В нее не только входит относительно мало народу — 10 - 20 человек, редко больше, но эти немногие хорошо знают друг друга. Они всегда жили вместе, встречаются ежедневно, множество совместных предприятий научило их точно оценивать возможности друг друга. Стая не может сразу вырасти: вокруг слишком мало людей, живущих в сходных условиях. Стая может выработать определенные ритуалы, скрепляющие братские узы. Если стая все же прирастает, это происходит квантообразно и при взаимном согласии всех участвующих. Одна стая сталкивается с другой, и, если дело не кончается побоищем, они могут на время соединиться, чтобы предпринять что-нибудь сообща. Но ощущение раздельности в сознании обеих групп сохраняется, в пылу совместного дела оно может исчезать, но лишь на мгновения. Оно обязательно возникнет снова при дележе «добычи» или в других церемониях. Квантовое стайное чувство — исходная позиция.

Масса, вдруг возникающая там, где только что ничего не было, — явление столь же загадочное, сколь и универсальное. Но для массового движения нужны стаи, способные к кристаллизации аморфной массы. Только тогда наступает процесс приумножения стаи и превращение ее в массовое явление. Любая стая, будь она в военной, религиозной, политической, экономической или еще какой-то другой форме, однажды возникнув, стремится к размножению. Любой успех способствует преумножению адептов стаи.

Кристаллообразные стаи притягивают своей энергией, высвобождающей энергию других. Для этого должны быть ослаблены социальные обручи, а негибкость государственных структур должна дойти до абсурда, т.е. стать неспособной гасить недовольство, но упорствовать в своей тупости. Но об этом — в следующей статье.

К лесу — там хоть немногих из вас сберегу!
К лесу, волки, — труднее убить на бегу!
Уносите же ноги, спасайте щенков!
Я мечусь на глазах полупьяных стрелков
И скликаю заблудшие души волков.

Те, кто жив, затаились на том берегу.
Что могу я один? Ничего не могу!
Отказали глаза, притупилось чутье...
Где вы, волки, былое лесное зверье,
Где же ты, желтоглазое племя мое?!

...Я живу, но теперь окружают меня
Звери, волчих не знавшие кличей,-
Это псы, отдаленная наша родня,
Мы их раньше считали добычей.

Улыбаюсь я волчей ухмылкой врагу,
Обнажаю гнилые осколки.
Но — на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!

Владимир Высоцкий. Охота с вертолета.

Читайте также:

Рафаэль Хакимов: «Стая, начавшись как неформальная группа, может превратиться в мощную социальную силу»