Набережным Челнам ждать помощи неоткуда – переживать колоссальный спад во всех отраслях городской экономики автограду придется, опираясь на свои силы. Вчера на заседании республиканского антикризисного штаба, прошедшем в автограде, премьер-министр РТ Рустам Минниханов дал понять, что челнинцам в ближайшее время не стоит строить иллюзий и надеяться, что ситуация скоро улучшится.

Челны значительно больше других городов республики пострадали от кризиса. То, что произошло в экономике города с началом кризиса, трудно даже называть спадом - случившееся трудно определить иначе как обвал. Так, на сегодняшний день индекс промпроизводства в городе составляет 50% - то есть, по сравнению с 2008 годом, промышленность обрушилась вдвое. Самый сильный спад был в январе, когда глубина спада составляла 70 процентов. Основной удар принял на себя КАМАЗ – а, как известно, происходящее на нем моментально отражается на всех остальных отраслях городской экономики. 

Как рассказал на заседании экономического совета при правительстве (напомним, так официально называется республиканский антикризисный штаб, созданный в конце прошлого года) мэр города Ильдар Халиков, снижение продолжается практически во всех отраслях городской экономики.   

"Мы переживаем один из самых сложных периодов за всю историю Набережных Челнов", - сказал он. В январе-апреле 2009 года отгружено товаров собственного производства на сумму 32,2 млрд. рублей или на 55,2 процента ниже соответствующего периода 2008 года. В ОАО "КАМАЗ" индекс промышленного производства составил 38 процентов. Всего выпущено 7354 автомобиля или в 2,6 раза меньше, чем в январе-апреле 2008 года. Строительно-монтажные работы за 4 месяца текущего года выполнены в объеме 4,9 миллиардов рублей, что на 3,5 процента ниже уровня соответствующего периода прошлого года. В городе на 14 процентов уменьшился оборот розничной торговли, на 6 процентов снизился объем платных услуг. Размер реальной заработной платы снизился на 23 процента до уровня 10 747 руб. согласно данным на 1 мая текущего года. По итогам 4 месяцев текущего года в городской бюджет мобилизовано 901,4 миллионов  рублей, что на 5,7 процента ниже планового задания.

К словам челнинского мэра можно добавить данные об уровне безработицы в автограде. Официально число безработных составляет около 16 тысяч, но на самом деле число незанятых людей гораздо больше. Так, челнинский центр занятости на минувшей неделе озвучивал данные о том, что число горожан, ищущих работу, составляет 24 тысячи человек. Плюс можно напомнить, что КАМАЗ подал заявку на отправку на общественные работы около 14 тысяч своих работников – то есть тех людей, которых ему занять нечем. Это при том, что сам КАМАЗ работает крайне неритмично – фактически лишь тогда, когда ему удается получить какие-то заказы. 

Премьер, выслушав докладыХаликова и министра экономики РТ Марата Сафиуллина, посоветовал не ждать скорого улучшения обстановки. "Если кто-то думает, что кризис миновал, то я этого сказать не могу" - цитирует главу правительства РТ Татар-информ. По его словам, не стоит ждать и скорого улучшения ситуации на КАМАЗе. "Какой-то заказ КАМАЗ и Соллерс получат, но больше реальной поддержки пока нет", - отметил премьер.  

В этой обстановке перед автоградом в очередной раз встает вопрос: как стратегия нужна Челнам, чтобы свести к минимуму те риски, которые несет модель моногорода? К сожалению, ответа на этот вопрос пока нет. Программа социально-экономического развития до 2015 года, принятая в Челнах перед самым началом кризиса, на эти вопросы не отвечает, поскольку ее разработчики исходили из того, что экономика города в ближайшие года будет идти в гору. Но, как видим, реальность оказалась прямо противоположной. 

 БИЗНЕС Online