ТОЛЬКО ЛИЧНОСТЬ МОЖЕТ ВОСПИТАТЬ ЛИЧНОСТЬ

Кадры в детском саду действительно решают все. Ребенок до пяти лет впитывает как губка всю информацию об окружающем мире, накапливает знания, усваивает модель своего поведения в обществе. Я не перестаю утверждать, и опыт показывает, что именно в дошкольном детстве закладываются основные жизненные установки и принципы человека. В воспитании большую роль играет то, кто воспитатель. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему научит, и партнер по игре, и близкий человек, который все поймет, поможет в трудную минуту и разделит радость первых открытий. Можно бесконечно долго говорить о качестве образования, но без воспитания, вряд ли появятся инициативные люди с активной здоровой жизненной позицией. «Если я чего-то не выучил сегодня, то я могу это выучить завтра. А что касается воспитания, то это не так! Если я не воспитан сегодня, то нельзя считать, что меня вдруг кто-то или что-то воспитает завтра!» Американский писатель Уильям Эллери Чэннинг еще в конце прошлого века утверждал, что «для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством».

Сегодня большая проблема для частных учебных учреждений найти хорошего воспитателя и педагога. Молодежь, которая оканчивает вуз или училище, стремится в муниципальный детский сад, так как государство и местные власти часто предлагают ряд привилегий: это участие в социальной ипотеке и доплата как молодому специалисту. Муниципалитеты стараются привлечь вчерашних выпускников всеми силами.

С другой стороны, из наших педагогических ВУЗов выпускаются неподготовленные к практической работе специалисты. Из опыта могу сказать, что нужно еще минимум год учить, воспитывать, чтобы вчерашняя студентка подходила под наши требования.

Я не могу любого человека допустить к детям. Если ты злой по своей натуре или пессимист по жизни, у которого нет желания никуда развиваться, то это не лучшая компания для ребенка, который проводит в детском саду 8 - 12 часов в день. Можно научить методике проведения занятий, дать теоретические знания, но нельзя переделать характер человека.

Сегодня можно услышать мнения о том, что ЕГЭ убивает творчество у школьника. Потом выпускники приходят в вузы и училища, оканчивают их и приходят обучать детей. И получается замкнутый круг. Что может вложить в ребенка человек, которого самого не научили творчески мыслить, осознанно выбирать и нести ответственность за свой выбор?.

Только счастливый человек может воспитать счастливого. И это сложная проблема для работодателей дошкольных заведений. Молодые воспитатели приходят не работать, а зарплату получать. Увы, это позиция нашей молодежи, и это культивируется нашим обществом. У нас поменялись ценностные ориентиры. Жажда потребления преобладает над многими другими аспектами жизни. Думаю, эта проблема знакома не только системе образования, но и многим другим отраслям. Но прежде всего общество должно думать о воспитателе, учителе как о ключевой фигуре изменения социального развития и личности.

НИ МИНУТЫ ПОКОЯ

В нашем коллективе есть 10 человек, которые вот уже 10 лет ездят на работу из Волжска. У них есть интерес к профессии, за них я готова бороться, воспитатели разделяют нашу концепцию. Вчерашние студентки редко остаются в детском саду. Они просто не справляются, потому что у воспитателя в саду колоссальная нагрузка. Когда говорят об эмоциональном выгорании в профессии, в нашей отрасли, думаю, это происходит чаще. Некоторые приходят на собеседование после работы в школе, думают, что в детском саду то уж точно справятся. И часто не выдерживают... Потому что это совсем другой ритм, другого рода ответственность. Ты на протяжении 7 - 8 часов полностью находишься погруженным в рабочий процесс. Любой офисный работник может отлучиться на пару минут, погрузиться в отвлеченные от работы мысли или даже вздремнуть. А тут отвлекся, а ребенка уже нет рядом. Мы даже обедаем вместе с детьми, и в тихий час тоже все должно быть «под контролем» и постоянная эмоциональная включенность.

ЕГЭ УБИВАЕТ ТВОРЧЕСТВО

На мой взгляд, надо менять подготовку специалистов в вузе, делать ее более практикоориентированной. Я готова безвозмездно читать лекции, начиная с третьего курса, проводить занятия на базе детского сада, растить, вести будущего специалиста. Тогда буду уверена, что через пару лет к нам придет воспитатель, соответствующий нашим стандартам и разделяющий ценностные ориентиры детского сада.

Но если подходить к проблеме более глобально, то нужно менять систему школьного образования. Чтобы вчерашний школьник поступал в тот или иной вуз не потому, что хватило баллов по ЕГЭ, а действительно по призванию. Сегодня довольно небольшой процент тех подростков, которые выбирают профессию, потому что мечтали или чувствуют призвание. Чаще всего процесс поступления ограничивается тем, что отдали документы в четыре разных вуза, может, один из них и выстрелит... А раньше, скажем, той же математикой усердно занимались не потому, что нужно сдавать ЕГЭ.

РОДИТЕЛИ БОЯТСЯ ПЕДАГОГОВ-МУЖЧИН

Вовсе необязательно, чтобы у человека было педагогическое образование. Достаточно иметь личностные характеристики, чтобы работать в тесном взаимодействии с детьми. У нас сегодня ощущается резкая нехватка педагогов-мужчин, а в дошкольном образовании их вообще единицы. А это тоже проблема. Это гендерное воспитание. Особенно это актуально в наше время, когда папа, вернувшийся поздно вечером с работы, лишь успевает ребенку пожелать спокойной ночи. Конечно, бывают исключения. Даже если отец принимает активное участие в воспитании, этого недостаточно. Нужно, чтобы и днем дети общались с мужчинами, перенимали положительный образ.

Мальчишки отличаются от девчонок своим поведением, видением окружающего мира и нуждаются совсем в другом к себе отношении. Как мама троих сыновей, я часто задумываюсь над этим.

В детском саду правят женщины. Взять групповое помещение. В основном игровые зоны сделаны для девочек: «магазин», «парикмахерская», «кухня» и так уж и быть, в дальнем уголке располагается «гараж». Мальчишки, конечно же, непоседы, часто начинают драться друг с другом. И в этом ничего страшного нет, нормальная потребность мальчиков просто потолкаться друг с другом. Конечно, если это происходит в игровой форме, а не в результате ссоры. Воспитателю-женщине не понять эту потребность. Она тут же пресекает попытки мальчиков просто потолкаться друг с другом.

Мужчины не идут в образование из-за малой престижности профессии. В Европе в этой сфере работают больше представителей сильной половины. В Гамбурге развешаны огромные плакаты, призывающие мужчин присоединяться к рядам воспитателей. На плакатах написано: «Хочешь быть арбитром, философом, вратарем, лекарем, музыкантом, волшебником?» И дается ответ на этот вопрос. «Иди в воспитатели: будешь тем, кем захочешь в любое время».

К сожалению, в наших головах укоренилось мнение, что воспитание детей — исключительно женский удел. Мы забыли о том, что мальчиков в царской России воспитывали именно мужчины-гувернеры. Если же сейчас в детском саду появляется мужчина-воспитатель, то косых взглядов и кривотолков не избежать. При этом мужчина-педагог в школе или мужчина-инструктор в детском лагере не вызывает столько вопросов.

У нас в детском саду среди персонала есть педагоги-мужчины, и все у них в порядке и с ориентацией, и с семейным положением.

Так что найти хорошего воспитателя для детей — задача сегодня не из легких.

Наталья Реснянская