«ДОБРОЛЕТ» ВОЗВРАЩАЕТ ДЕНЬГИ

С сегодняшнего дня авиакомпания «Добролет» («дочка» «Аэрофлота») приостановила полеты по всем маршрутам, включая планируемые рейсы в Казань. Причина — аннулирование лизинга по самолетам Boeing.

Первый рейс «Добролет» совершил лишь два месяца назад, 10 июня, выбрав для этого символическое направление — в Симферополь. Планировалось до конца года начать выполнять рейсы по 8 направлениям — помимо столицы Крыма в Казань, Санкт-Петербург, Самару, Волгоград, Пермь, Архангельск и Тюмень. В 2015 году должны были появиться еще 20 направлений, а еще через год компания планировала начать международные полеты. Как сказано на сайте лоукостера, «Аэрофлот» вложил в проект $100 млн., в следующем году «Добролет» должен был выйти на безубыточность. Через 5 лет работы компания рассчитывала перевозить 10 млн. пассажиров в год на 40 Boeing-737-800 Next-Generation, а маршрутная сеть в итоге должна была вырасти до 45 внутрироссийских и международных направлений.

21 июля «Добролет» запустил продажу билетов на рейс Москва — Казань — Москва. «То, что мы попадаем в лоукост с «Добролетом», — это очень хорошо! У людей появится возможность по дешевым билетам перемещаться по крайней мере до Москвы», — заявлял в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. Полеты с ежедневной частотой должны были начаться 1 октября. Минимальный тариф в одну сторону составлял 999 рублей без учетов такс и сборов. Самолеты Boeing-737-800 Next-Generation, на которых планировалось осуществлять рейсы, вмещают 189 пассажиров.

Однако ситуация изменилась из-за, казалось бы, непредвиденного. Ряд европейских контрагентов отказались выполнять свои обязательства перед российским авиаперевозчиком из-за введения в конце июля новой порции санкций: было аннулировано действие договоров лизинга, технического обслуживания и страхования воздушных судов, а также предоставления аэронавигационной информации. «В условиях беспрецедентного давления, оказываемого на компанию «Добролет» со стороны европейских контрагентов, перевозчик вынужден приостановить полеты и продажу билетов», — сообщила компания.

Ситуация с «Добролетом» вписывается в общую тенденцию плохой приживаемости лоукостеров в России (фото: dobrolet.today)

Авиакомпания вчера на своем сайте сообщила, что пассажиры, купившие билеты по маршруту Москва — Симферополь — Москва по 15 сентября (загрузка рейсов составляла 100%) и Москва — Волгоград — Москва по 20 августа, будут перевезены «Оренбургскими авиалиниями», остальные, успевшие приобрести билеты в том числе на рейс Москва — Казань — Москва, смогут вернуть потраченные деньги. «Рейсы по остальным маршрутам временно отменяются, пассажирам будет осуществлен полный возврат стоимости авиабилетов», — сказано на сайте.

Получить комментарии в компании газете «БИЗНЕС Online» не удалось, в международном аэропорту Казань данные пообещали предоставить позднее. В пресс-службе минтранса РТ газете «БИЗНЕС Online» пояснили, что ситуацию с «Добролетом» в министерстве отслеживают, но поскольку данная компания является «дочкой» «Аэрофлота», то «все вопросы находятся в ведении Росавиации».

Отметим, что ситуация с «Добролетом» вписывается в общую тенденцию плохой приживаемости лоукостеров в России. Ранее свернули свою деятельность начинавшие за здравие компании «Авианова» и Sky Express.

«ДОБРОЛЕТ» ИЗНАЧАЛЬНО ДУБЛИРОВАЛ «АЭРОФЛОТ»

Эксперты прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» свертывание планов лоукостера по полетам в Казань.

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:

— Цена на билеты у «Добролета» была хорошая, многие выбрали бы эту компанию. Но Казань — Москва — это не то направление, которое нужно раскачать. Если не ошибаюсь, по данному направлению сейчас около 14 рейсов, конкуренция достаточно большая. Кроме того, «Добролет» по времени дублировал рейсы своей же материнской компании «Аэрофлот», и уже у нее могли бы быть проблемы. Сказать, что цены на билеты в столицу у нас дорогие, тоже не могу — например, достаточно выгодные тарифы бывают у компаний «Трансаэро», «ЮТэйр». Поэтому приход «Добролета» вряд ли бы изменил ситуацию на нашем рынке.

При желании «Добролет» мог переориентироваться на другие самолеты, но почему-то этого не сделал. Возможно, их бизнес-план построен исключительно на самолетах Boeing, возможно, есть какие-то другие вопросы. Но данная компания была ориентирована на то, что в будущем она будет летать в Турцию и по другим зарубежным направлениям.

Считаю, что нам нужно сделать лоукост-компанию, которая будет закрывать направления, не столь популярные у обычных авиакомпаний.

Азат Хаким — председатель совета директоров ГК «Тулпар»:

— Почему «Добролет» не переориентировался на отечественные самолеты? Их нет. Никто не ожидал, что лизинговая компания пойдет на поводу у санкций. Там ведь основная проблема в том, что лизинговая компания отзывает свой самолет. Понятно, что она заплатит штрафы и так далее, потому что это форс-мажор. Есть вариант — выкупить самолеты, тогда уже не будешь зависеть от лизинговой компании.

А вообще, для лоукостеров в России нет инфраструктуры. Должны быть параллельные аэропорты, бывшие заводские или военные, то есть в черте города. Стоимость услуг тут дешевая, упрощенная система посадки, когда посадка идет за 30 минут до вылета. Там не аэропорт тебя обслуживает, а сами бортпроводники. Одни чистят салон самолета, а вторые идут на регистрацию посадки. У нас пока это невозможно, поскольку нормативная документация очень отягощенная. Систему безопасности вообще довели до безумия. Аэропорты первого класса, такие как Шереметьево, Домодедово, по требованиям безопасности приравняли к простому местному аэропорту. Я был в аэропорту Уктус в Екатеринбурге, там 350 сотрудников, из них 170 человек — служба безопасности. Можете себе такое представить? Пока не будут созданы приемлемые наземные условия, лоукостер у нас будет неудачным. Либо возможен такой вариант, как у «Аэрофлота», — зарабатывать на зарубежных направлениях и дотировать лоукост.