Теперь приобрести билеты на культурные и спортивные мероприятия можно на портале госуслуг РТ
Теперь приобрести билеты на культурные и спортивные мероприятия можно на портале госуслуг РТ

ДОСТУП КО ВСЕМ МЕСТАМ В ЗАЛЕ

Минсвязи и минкульт Татарстана на этой неделе заявили о запуске единой информационной системы продажи билетов на зрелищные мероприятия в Татарстане. В пилотном варианте проект начал реализоваться в прошлом году в 7 театрально-зрелищных учреждениях: Государственный большой концертный зал им. Сайдашева, Казанский государственный академический русский драматический театр им. Качалова, Татарский академический государственный театр оперы и балета им. Джалиля, Татарский государственный академический театр им. Галиаскара Камала, Татарский государственный театр драмы и комедии им. Тинчурина, Татарский государственный театр кукол «Экият». На портале госуслуг РТ жители региона могут выбрать заинтересовавшее их мероприятие и приобрести электронный билет в театры и музеи. Доступные для приобретения свободные места отображаются в оnline-режиме.

К новому концертному сезону проект будет запущен в виде многофункциональной системы приобретения электронных билетов, которая позволит работать кассам всех театров и музеев, а также распространителям билетов в единой системе. Принцип работы данной концепции будет заключаться в создании единой облачной системы учета реализуемых билетов, что даст возможность разместить на портале 100% мест зала. Пока же через портал госуслуг РТ можно приобрести только определенное количество билетов.

Билеты продаются без комиссии, по их номинальной стоимости
Билеты продаются без комиссии, по их номинальной стоимости

Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в минсвязи РТ, билеты продаются без комиссии, по их номинальной стоимости. «Есть возможность приобретения билетов также и через 314 установленных по республике инфоматов», — рассказала руководитель пресс-службы минисвязи РТ Юлия Гараева. В этом плане они получают фору перед частными компаниями, ведь, приобретая билеты на других ресурсах, ценителю искусства придется заплатить комиссию в среднем 10% от стоимости билета. При этом частники обыкновенно получают определенную квоту в каждом зале, так что посетитель их сайтов и касс ограничен в своем выборе. Отметим, что занимаются такие компании не только театрами и музеями, но и концертами, цирковыми выступлениями, то есть министерства взяли на себя заботу только о части культурной жизни республики.

Однако, очевидно, что новая система в некотором смысле заберет часть их рынка себе. Минсвязи работает над тем, чтобы инфоматы по считыванию штрих-кодов появились в каждом учреждении культуры, тогда достаточно будет распечать его на бумаге или вывести на мобильном устройстве (частные конторы зачастую предлагают либо самим забрать билет у них в офисе, либо воспользоваться услугой курьера).

Очереди в кассу оперного театра за билетами на спектакли Нуриевского фестиваля
Очереди в кассу оперного театра за билетами на спектакли Нуриевского фестиваля

Главный плюс системы — прозрачность. Напомним, о том, что в Татарстане впервые в России и мире внедряется проект по распространению билетов на культурно-зрелищные мероприятия через портал государственных услуг, «БИЗНЕС Online» писал еще в материале о продажах на Нуриевский фестиваль. Парадокс, но до последнего времени билеты на ключевые события в мире оперы и балета в Татарстане купить было практически невозможно. Денис Валеев — организатор концертов, руководитель билетного агентства, помогающий проекту, отметил тогда, что главный плюс новой услуги в том, что, проходя через электронное билетное поле, через «АК БАРС» Банк, который обрабатывает этот платеж, выручка от продажи всех билетов становится абсолютно прозрачной. А потому эпоха гонораров в конвертах вскоре станет историей: «В российском шоу-бизнесе существует проблема черного нала. Артисты привыкли получать гонорары без уплаты налогов. Они могут сейчас говорить: хочу получить деньги «в черную», иначе не приеду. Но платить налоги должны все, и продажа билетов на портале госуслуг помогает «обелить» деньги, поступающие от зрителей артистам. До того как эти билетные услуги появились на портале, он был местом, куда люди приходят по грустным поводам — заплатить за квартиру, оплатить штраф, узнать налоговую задолженность. Сегодня благодаря билетам на концерты и спектакли портал может стать более популярным. Рынок продаж билетов постоянно развивается, места на нем хватит всем: и частным компаниям, и государственным. А покупатель будет выбирать, как ему удобнее покупать — у частников, через портал, может, у знакомого кассира».

«Государство, проводящее мероприятие на бюджетные деньги, имеет право принимать меры для обеспечения максимального сбыта билетов, чтобы вернуть хотя бы часть своих затрат. Это в наших интересах как налогоплательщиков», — отмечает Валеев.

На вопрос об объемах финансирования системы в министерстве связи «БИЗНЕС Online» не дали информации, ограничившись лишь короткими ремарками. Например, остался без ответа и вопрос о том, кто занимается разработкой системы. Правда, в учреждении отметили, что в ближайшее время, возможно, поведают о деталях проекта. Не удалось нашему изданию получить и комментарии Оперного театра — все его уполномоченные сотрудники оказались в отпусках...

КОНКУРЕНТ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА?

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты считают, что новая система не представляет серьезной угрозы для частников.

Театр им. Камала начал реализовывать билеты через портал госуслуг еще на стадии пилотного проекта
Театр им. Камала начал реализовывать билеты через портал госуслуг еще на стадии пилотного проекта

Ильфир Якупов — директор театра им. Камала:

— Я не представляю, чтобы кассы совсем когда-нибудь исчезли. Люди и в будущем будут ходить и покупать билеты в кассах. Вот проходит человек мимо театра, так почему бы не зайти купить билет? Да, сейчас у многих есть iPhone, но вдруг связь плохая или оператор у него плохой, а билет хочется купить сейчас. Пока он домой доедет, забудет о том, что хотел, и не купит в итоге. А так, проходя мимо, он спокойно зайдет в кассу и купит нужный ему билет. Для каждого учреждения культуры дорог любой зритель, любой посетитель. Даже если в 2050 году большинство из них будут пользоваться электронной продажей билетов, то для двух-трех человек касса, пусть одна, все равно будет работать. Это рынок, я думаю, что все найдут свое место. Есть агенты продаж, есть те же распространители, мы же не можем от них просто взять и избавиться. Да, их количество сокращается, их, так скажем, заменяют новые технологии, интернет. На сегодняшний день мы работаем с четырьмя агентами, и все они осуществляют продажи в электронном виде, но могут продать и бумажные билеты. Пожалуйста, мы ничего не имеем против. Один агент не может занять всю нишу и охватить всю республику. Так что вот эта система и будет одним из агентов продаж билетов, работая с ней, мы не откажемся и от других. Мы просто стараемся работать как можно с большим количеством людей и ущемлять зрителя не хотим.

Проект предусматривает возможность приобретения билетов также и через 314 установленных по республике инфоматов
Проект предусматривает возможность приобретения билетов также и через 314 установленных по республике инфоматов (фото: mic.tatarstan.ru)

Сергей Сучков — основатель проекта Radario, сервиса продажи электронных билетов:

— Приятно слышать, что государственные структуры думают над внедрением подобных систем. Как профессионал в области билетных технологий могу отметить, что подобные решения сильно упростят работу культурным учреждениям и увеличат доступность культурного отдыха для граждан, а также повысят транспарентность билетного рынка, именно над этим работает команда Radario. Более того, и мы готовы предоставить уже готовый продукт, который решает задачу, поставленную правительством Татарстана. Это значительно ускорит процесс внедрения и позволит применить самые современные билетные технологии уже сегодня.

Что касается перспектив билетного рынка при внедрении подобных систем, ответ прост: рынок станет цивилизованным и по-настоящему рыночным. Конкретно сервис Radario в таких условиях будет максимально эффективен, т.к. будет намного легче провести интеграцию с современным технологическим решением и дать нашим партнерам дополнительные возможности. Я бы сказал, это шаг навстречу, а не дополнительные сложности для нас.

Алия Бухараева — директор ООО «Билетти», региональное отделение «КАССИР.РУ» в РТ:

— Этот рынок постоянно растет, растет и количество клиентов. Я думаю, что на нем всем есть место. Кому-то удобно покупать билет в интернете, кому-то лучше прийти в кассу, где его проконсультируют, подскажут, что и как. Так что не думаю, что эта система как-то ударит по нам.

Леонид Барышев — руководитель гастрольно-концертного агентства «АртОтдел»:

— Мне важно во всем этом видеть отдачу. Если эти инфоматы стоят по всей республике и если люди будут иметь доступ к этому ресурсу, я как организатор заинтересован в этом. Если люди будут видеть на этом портале мои концерты, для меня это дополнительная реклама. И вообще, если система будет массовой и общедоступной, везде и каждому жителю Республики Татарстан, то это очень правильно. Единственный момент, как они будут общаться с нами, с организаторами? Если это будет какой-то высокий процент комиссии на реализацию билета внутри цены, то мне это будет совершенно неинтересно.