БОЛЬШАЯ РАСПРОДАЖА

Компания ТТС приняла решение закрыть шоу-рум «Пассаж-авто», а остатки имеющихся в наличии машин продать с большими скидками. При этом сервисная зона сохранится, как и гарантийное обслуживание. Вместо Peugeot в здании автосалона начнут продавать доступные внедорожники, кроссоверы и минивэны корейской компании SsangYong. Что касается бренда Peugeot, то он не покидает Казань, свою работу продолжит официальный дилер «Барс Авто». Кстати, и он объявил в июле тотальные скидки на весь модельный ряд, которые достигают 250 тыс. рублей.

В ТТС объяснили решение тем, что автомобили этой марки в последнее время продавались неважно. «Падение продаж автомобилей Peugeot за первое полугодие в ТТС составило 46 процентов. Хотя по всей России автомобили этой марки продаются плохо. Падение по РФ составляет 30 процентов. Почему в России эти автомобили не пользуются популярностью? Вероятно, причина в ценовом позиционировании французского бренда, — такой комменарий дал «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров «ТрансТехСервиса» Вячеслав Зубарев. — Учитывая объемы продаж Peugeot в Казани, хватит одного дилера, тем более что сервис и гарантийный ремонт французских автомобилей будут по прежнему доступны в нашем автоцентре. А для тех, кто любит этот бренд, сейчас есть замечательная возможность приобрести автомобили Peugeot с хорошей скидкой. В связи с закрытием салона на проспекте Победы, на все модели Peugeot действуют специальные скидки — от 40 до 100 тысяч рублей».

КРУТОЕ ПИКЕ

По данным ассоциации европейского бизнеса по итогам 2013 года продажи Peugeot в России снизились почти на четверть по сравнению с 2012-м (до уровня 33862 автомобиля, включая коммерческие машины). В 2014-м падение продолжилось, причем в увеличивающейся прогрессии. Так, в первом полугодии было продано 12168 машин, что на 31% хуже, чем за тот же период годом ранее. С одной стороны в модельном ряду присутствуют легковые автомобили многих популярных у нас типов, но ни один из них не входит в топ продаж в своем сегменте.

Бюджетный седан Peugeot 301 класса B+ получился неплохим, но он дорог относительно основных конкурентов (2472 проданных машины в России, из них 92 в Татарстане в 2013 году), сравните с цифрами продаж более доступного французского седанчика Renault Logan (50894 штуки, включая 1945 в Татарстане). Седан Peugeot 408, наоборот, на фоне своих визави имеет вполне привлекательные расценки, но рынок принял модель с умеренным интересом (12791 в РФ и 264 в РТ за 2013 год). Для примера: равный по стоимости Chevrolet Cruze продавался на российском рынке в пять раз лучше.

Хэтчбек Peugeot 308 когда-то входил в число лидеров гольф-класса по популярности, но пик спроса давно позади, и в 2013-м по всей России на него нашлось всего 1485 покупателей (из них 42 в Татарстане). Вторая генерация модели дебютировала в Европе в конце 2013-го и уже получила престижную награду «Автомобиль 2014 модельного года» в конкурсе с участием ведущих автожурналистов Европы. Но новинка доберется до нас не раньше 2015-го, да и ценник не факт, что будет интересным, ведь в Германии прайс на новинку сравнимым с гораздо более престижным VW Golf. Кроссоверы Peugeot моделей 2008, 3008 и 4008 получились весьма неплохими, и цены относительно конкурентоспособные, но уровень их продаж в разы хуже, чем у лидеров сегмента.

Единственной по-настоящему привлекательной позицией в гамме Peugeot являются коммерческие модели Boxer, Expert и Partner. Например, по итогам 2013 года в продажах «Пассаж-авто» (казанского дилера марки) на коммерческие модели приходилось более половины продаж, 236 из 403 проданных машин. Однако только на коммерческой технике Peugeot далеко не уедешь — не те объемы реализации. А легковушки стали продаваться хуже в 2014-м и в Татарстане. Например, за весь 2013-й всем дилерам марки удалось реализовать 541 легковую модель, а за первое полугодие текущего года — 205, что на четверть хуже, чем за тот же период 2013 года. Снижение темпов налицо. И хотя сейчас проседает весь авторынок России (за первое полугодие спад составил, по данным ассоциации европейского бизнеса, 7,6%, а в июне — 17,3%), но Peugeot является одним из лидеров по темпам падения спроса.

Последние годы для компании Peugeot и в целом для концерна PSA Peugeot-Citroen оказались непростыми. Например, в 2012 году компания была вынуждена задаться вопросом о возможности закрытия своего завода в Ольне и получении кредита от Евросоюза в $1,6 млрд. сроком на три года. В том же году 7% акций PSA были проданы американскому концерну General Motors за 320 млн. евро. Год закончился снижением доходов на 10,3% и убытком в $5 миллиардов.

В 2013 году положение немного удалось улучшить, но только применительно к темпам ухудшения ситуации. Убытки по сравнению с 2012-м уменьшились на 4,8%. Многократно сократился отрицательный операционный денежный поток. Однако возвращение к позитивному операционному денежному потоку — только в планах. Завод в Ольне пришлось-таки закрыть осенью 2013-го, а в декабре прошлого года GM продал свою долю в Peugeot, даже несмотря на потерю 70 млн. евро.

Правда, французы оперативно нашли нового партнера, которыми стали давние партнеры из Китая, компания Dongfeng motors. В феврале 2014 года, семья Peugeot согласилась уменьшить свою долю в компании с 25% до 14%, продав 9% своих акций китайцам, которые к тому же докупили еще 5% акций. Такую же долю в 14% акций приобрело правительство Франции, и отныне концерн PSA будет управляться этими тремя партнерами с равными правами голоса. Хотя, по мнению аналитиков New York Times, в долгосрочной перспективе у этих трех партнеров совершенно разные задачи и поэтому новоявленному союзу NYT предрекает недолгое совместное будущее.

Также в конце зимы глава концерна Карлос Таварес озвучил новый план реструктуризации, сфокусированной на сокращении числа моделей и появлении более конкурентоспособных автомобилей. Причем российский авторынок станет одним из первых, где произойдет сокращение модельной линейки, ведь ситуация на нем для Peugeot далека от радужной.

И В АВТОСПОРТЕ НЕ ВЕЗЕТ

Любопытно отметить, что татарстанский автогонщик №1 Тимур Тимерзянов в этом сезоне пересел на Peugeot 208 и проводит пока худший сезон в своей ралли-кроссовой карьере. Два предыдущих года казанец безоговорочно доминировал в чемпионате Европы в топовом классе Supercar, выступая на Citroen DS3, после первой половины сезонов 2012 и 2013 он лидировал в турнирной таблице. А в новом чемпионате мира по ралли-кроссу на Peugeot 208 Тимерзянов за 6 гонок ни разу не смог попасть даже на подиум, и во многом это происходило по вине машины. Мучается с 208-м и напарник Тимура по команде — швед Тимми Хансен, а также британская команда Albatec в полном составе, включая экс-чемпиона мира «Формулы-1» Жака Вильнева.

В то же время верным приверженцем марки Peugeot является Радик Шаймиев, экс-чемпион Европы по автокроссу, выступающий сейчас в чемпионате Эстонии по классическому ралли. Пока Радик Минтимерович использует в гонках переднеприводную модель 207 S2000, но говорят, что вскоре он планирует пересесть на новый полноприводный турбированный Peugeot 208Т16. Хотя модель в этом сезоне в европейских раллийных гонках успела показать себя машиной пусть и быстрой, но опять-таки ненадежной.

Правда стоит отметить, что автоспорт — это весьма нетипичный способ эксплуатации автомобилей, и проецировать события в нем на серийную продукцию нужно с большим количеством оговорок. Однако в том, что год 2014 для Peugeot является не слишком удачным как минимум применительно к России — факт сомнений не вызывающий.

ВОЗМОЖНО, ЕСТЬ СМЫСЛ СДЕЛАТЬ УПОР НА «ЖЕНСКИЕ МОДЕЛИ»...

Ситуация с продажами Peugeot в России и Татарстане прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Оnline».

Тимур Зиганшин — заместитель генерального директора компании «Барс Авто»:

— Большинство моделей Peugeot поставляются на российский рынок из Европы, и после повышения курса евро, цены стали менее привлекательными на фоне конкурентов, что сильно повлияло на продажи. А еще упор в России сделали на седан 408, который собирается в Калуге. Его основной покупатель — мужчины средних лет, но в силу разных причин бестселлером у этой категории покупателей модель не стала. В то же время на калужском заводе перестали выпускать хэтчбек 308, который пользовался хорошим спросом у женской аудитории. Эту машину теперь завозят из-за границы, и после растаможивания стоимость получается относительно высокой.

Возможно, есть смысл сделать упор на «женские модели», которых предостаточно в линейке компании. Сейчас все больше представительниц прекрасного пола садятся за руль, этот момент надо всегда внимательно учитывать. Кроссоверы 2008 и 3008 возможно продавались бы лучше, будь у них полноприводные версии. Впрочем, сейчас принята новая программа развития, и надеемся, что благодаря ей будут сделаны верные шаги. Мы смотрим с оптимизмом в будущее, а по поводу шоу-румов, то пока для покрытия потребностей Казани вполне достаточно и одного автосалона Peugeot.

Евгений Ушмаев — генеральный директор компании «Альянс Авто»:

— Наша компания поставляет популярные автомобили на заказ, и на моей памяти нет ни одного случая, чтобы хоть кто-нибудь хотел заказать автомобиль марки Peugeot, хотя, например, на другие французские машины — Renault — заказы есть постоянно. Важный момент, что модели Peugeot имеют низкую ликвидность на вторичном рынке. Совершенно очевидно, что основной рынок сбыта для этой французской марки — Европа, а российский рынок не входит в число приоритетных. Отсюда и не самая актуальная для нас линейка моделей, и низкий спрос, и отсутствие популярности у наших автомобилистов. Не помогают имиджу в России и ощутимые достижения Peugeot в мировом автоспорте. Ведь гоночные болиды компании слишком далеки от серийной продукции, которая представлена в автосалонах.