ЕЩЕ РАЗ ПРО ВЕРТОЛЕТЫ

Сначала об одном разочаровании. На прошлой неделе написал блог о вертолетчиках. Поделился своим восторгом по поводу виртуозных пилотов, относящихся к когорте лучших в стране и мире. Что очень важно — в этих заметках нет политики и национальных проблем. Если не упоминать участия в открытом российском чемпионате британского вертолетного маэсто Монса Шмидта и украинских вертолетчиков из Запорожья. Но и они своим присутствием не внесли в ситуацию ничего политического, кроме символов Британии и Украины с желто-блакитным флагом.

После публикации «вертолетной» статьи в БО меня удивила сдержанность читателей по отношению к публике, которая не воспользовалась шансом увидеть российский чемпионат вертолетчиков. Воздушные ювелиры вызвали восторг и мальчиков, и мужчин, и женщин, и девчонок, которые пришли в аэроклуб в Куркачах. Во время показательных выступлений прыгали парашютисты с флагами и за ними тянулся цветной дым. Все было как положено! Культурная программа для спортсменов была насыщенной, для всех посетителей работали буфеты с шашлыком. Главное, конечно, — небесная акробатика. Я искренне сравнивал трюки вертолетчиков с цирком Дю Солей.

СТРАННОЕ ХЛАДНОКРОВИЕ

Честно говоря, надеялся услышать сожаления земляков, «проспавших» уникальное зрелище. И даже покаяния ненасытных до пиара политиканов, упустивших возможность покрасоваться на фоне романтических состязаний «небесных трактористов». Однако не дождался особых сожалений от политтехнологов, которые «лоханулись» своим пренебрежением к бесплатной саморекламе. Впрочем, обычно они не признаются в своих «косяках», делают вид, что ничего не слышали и не понимают, о чем речь.

Проблему аудитории серьезных массовых акций часто решают старым способом — организованной доставкой какого-либо круга управляемых лиц. Могли специально пригнать студентов-технарей. Или школьников, учащихся колледжей. Пусть иногда смотрят на синее небо, слушают рев техники. А в Куркачах были только истинные добровольцы, любители зрелищ. И то верно.

КУДА ПОДЕВАЛСЯ НАРОД?

Смущает не столько безразличие лидеров общественного мнения, а пассивность публики. Куда же подевался народ? Когда надо, горожане не застревают на дачной грядке или в кустарнике у реки. Многотысячную массовку можно увидеть в крупных супермаркетах, городских рынках, торговых комплексах. Народ откуда-то появляется, и деньги какие-то у него есть! Можно сходить на некоторые эстрадные концерты и отдельные футбольные и хоккейные матчи, иногда там можно встретить своеобразную фанатскую публику.

Но в большинстве своем обычную публику вряд ли найдешь в музеях, на выставке картин, в библиотеках, спортивных залах, бассейнах, ипподромах в качестве нормальных участников.

Я вижу в этой картинке тревожную тенденцию. Даже огромную беду. Можно открыть клуб, школу, телеканал, радиостанцию, газету и журнал, издать книгу, выпустить фильм и спектакль. Построить стадион или ипподром, целый аэроклуб. А что будет, если основная часть электората сиганет мимо на рынок, вернется домой с пивом и колбасой, заляжет на диван, сядет с дружками у подъезда играть в домино или просто общаться в сигаретном дыму? Дети прекрасно все видят, повторяют... Короче, я вижу огромную проблему убогих потребностей нормального обывателя. Беда нашего общества — в неразвитости культурных и эмоциональных потребностей просматривается картина духовного и физического застоя, неприятие контуров гражданского общества, страх и «пофигизм» с кукишем в кармане.

НАРОД НЕ СДЕЛАЕШЬ СЧАСТЛИВЫМ БЕЗ ЕГО УЧАСТИЯ

Было бы куда спокойнее и интереснее жить в городе и стране, где народ еженедельно ходит смотреть скачки, толпами выкатывается на велосипедах, сотнями и тысячами плавает на байдарках, подолгу замирает в выставочном зале, слушает чудную музыку. И не пришлось бы удивляться тишине в филармонических залах,невысоким тиражам газет, журналов, книг, полупустым спортсооружениям, непроданным культтоварам и изделиям местных мастеров. Перестала бы считаться нервозной и чреватой срывами любимая тема политизированной общественности — национальная культура, патриотический дух, изучение и применение языков, опять же демократия.

Давно испытано — без участия самого народа трудно сделать его счастливым, и даже держать его в рамках приличия под каким-то позитивным влиянием. Народ, который перестает удивляться космическим полетам, реагировать на достижения и проблемы своего края, города, села, вряд ли защитит свою страну, президента и самого себя. Ему, лишенному самоидентификации и чувства суверенитета, будет абсолютно все равно, кого и куда избирать, кто правит им.

Вот какие далеко идущие выводы я сделал от низкого кворума зрителей вертолетного зрелища. Можно возразить, опровергнуть, если кто согласен, но проблема такая, бесспорно, есть. И она не дает покоя...

ТРАГЕДИЯ НЕ БЫВАЕТ ЧУЖОЙ

17 июля после встречи с ребятами из форума «Биляр-Сэлэт», проведения занятия с ними, махнул в город Октябрьский соседнего Башкортостана. И только ночью узнал, что как раз в те минуты, когда мы с ребятами обсуждали проблемы изучения языков в многонациональном обществе, над Донецком погиб малайзийской авиалайнер с тремя сотнями пассажиров. Всюду — в городках, в селах, на работе и дома — знакомые и незнакомые переспрашивают друг друга насчет авиалайнера. У сельских жителей не выключается канал «Россия 24» с нескончаемым потоком «фронтовой» информации.

К ежедневным бомбежкам школ, детских садов, жилых домов на юго-востоке Украины прибавилось новое информационное ристалище сторон, которые валят вину за трагедию на друга.

И все чаще задумываешься, почему льется кровь на Украине и откуда-то маячит угроза мировой войны?

Из-за чего все началось? В разных странах мира националистические партии выдвигаются на передний план. Все убедительнее этнические проблемы приобретают глобальный масштаб и влияют на вопросы войны и мира на Земле. То есть национальная, языковая тема выходит за рамки гуманитарного, узко филологического и педагогического блока.

Эскалация противостояния, силовое решение политических и гуманитарных проблем в бывшей УССР, теперь суверенном государстве, доходит до бомбежки собственных городов, школ, больниц. И теперь весь мир потрясен гибелью большого числа пассажиров из европейских и азиатских стран, что может привести к изменению формата международных отношений. Вряд ли найдут конкретных авторов этой трагедии. Нетрудно догадаться, что катастрофа устроена специально для того, чтобы обвинить ополченцев (русскоязычных?) и сочувствующую им Россию. Был бы повод, первая искра конфликта, а потом «раздуватели» пожара находятся...

В ЧЕМ ПРИЧИНА РАЗЛАДА?

Итак, налицо признаки «холодной войны», которая постепенно катится к «горячей». Из-за чего? Причина не единственная. Это и перераспределение сфер влияния на постсоветском пространстве, и давняя русофобская и антироссийская риторика, внедряемая в украинское общество. Каналы информации Украины в последние два десятилетия были заточены против «москалей». Да и российская политтехнология не источала созидательную энергию. Срабатывала и реакция на имперско-шовинистскую политику «старшего брата» к «малороссии». И отвержение нормальных федералистских настроений в Украине, когда идеологические и этнокультурные особенности западной и восточной частей страны контрастны настолько, что надо договариваться с помощью нейтральных парламентеров. Нашлись посредники, у которых свои интересы! Европа, США тянут к себе огромный кусок постсоветской территории, делят рынок и источники сырья. Для кого-то холодная война в 90-годы не прекращалась, сменившись после распада социалистической системы третьей мировой войной, только информационной, которая идет вот уже 23 года.

ЯЗЫК ДО КИЕВСКОГО КРИЗИСА ДОВЕДЕТ

Но все это большая политика и клекот «ястребов» разных мастей. Рынки сбыта, нефть, газ, земли, рыболовные морские просторы, заводы, фабрики, золото, алмазы,сверхприбыли и прочие интересы могут стать реальной причиной холодного противостоянияи горячей войны. Но между Украиной и Россией, Киевом и Донбассом, Луганском не было этих самых причин. Не так уж трудно осознать, что гражданская война на Украине началась из-за родного языка и защиты этнического самосознания жителей Юго-Востока.

Несколько серьезных экспертов причиной гражданской войны назвали «изменение режима применения русского языка после захвата власти майдановцами». Специалистам очевидна целесообразность увеличения прав регионов, применения элементов федерализации. Радикалы с западных регионов настроены воинственно, готовы «проучить» сограждан с иным восприятием мира.

Вряд ли можно принимать всерьез широко озвучиваемую мотивировку насчет подстрекательства Москвы и воинственности Путина. Если сотни тысяч, миллионы людей идут на крайние меры, гибнут, страдают, они сами четко понимают, ради чего и по какой причине так получилось.

Повторяю очевидную версию: суть идейного разлада между разными этническими сообществами, Киевом и юго-востоком известна всем. Все началось сотношения кязыку,национальному достоинству людей. После смены власти в Киеве на волне эйфории Рада внесла поправку в закон о языках. Ограничение сферы применения русского языка означало новую эпоху, новую ситуацию. И она развивалась по самому драматическому сценарию, чего мало кто ожидал.

Считается, что национально-языковая тема среди приоритетов числится на 16-м месте и далека от самих горячих и взрывоопасных тем. Люди гибнут не только за металл, они иногда погибают за родной язык и национальную идентификацию. Это показала Украина-2014. Потрясающе! Невозможно в это поверить! Но именно так обстоит с причиной столь острого отчуждения миллионов жителей Украины от киевской власти настолько, что сейчас они превратились в беженцев и появились в татарстанских городах и сельских районах. Те, кто остались живы. А некоторые сложили головы в разрушенных домах и спокойных недавно улицах...

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ВЫЗЫВАЮТ КОНФЛИКТ?

А теперь вернемся к родным пенатам, к себе домой. Россия, Поволжье, Урал, большое число древних, сохранивших свою самобытность народов. Татары, башкиры, чуваши, мордва, марийцы, удмурты, евреи, белорусы, украинцы, растущая диаспора народов Средней Азии и Закавказья... Не сработает ли детонатор, не заполыхает ли у нас пожар? Думаю, что нет. Если все будет складываться разумно, как принято в традициях наших краев. Наш народ более терпелив, толерантен.

В моем родном Бижбулякском районе Башкортостана живут чуваши, знающие татарский, понимающие башкирский. А татары с башкирами неплохо знают чувашский. Со знанием русского языка нет проблем. Так было раньше, когда не вели речи об изучении языков и культур соседей на школьных уроках. Учились просто так, по жизни, вприглядку, без специальных пособий и телепередач. Без государственных программ и методических пособий. Потому что каждый народ говорил на своем языке, особенно дома и на работе среди своих. Молодое поколение получало этнокультурную подготовку дома и чуть-чуть в школе. Было уравновешенное отношение без разделения на нужные и ненужные языки. Русский учили и знали все, а свой язык и культуру поддерживали сами. Это в основном.

Сейчас, кажется, ситуация меняется. Некоторые языки отступают под натиском глобализации. ЕГЭ расставляет свои акценты. Учебные программы делят народы по сортам.

Не будем на этот раз углубляться в дебри национальной тематики. Возьмем только одну сторону. Угрожает ли моя самобытность особенностям других народов? Обязательно ли нужно кому-то ассимилировать мой народ? Что это даст и зачем это нужно? Ответ ясный и очевидный — в многонациональном регионе практикуется многоязычие! В современном мире каждый нормальный человек вправе (!), если он хочет быть успешным, должен знать минимум три языка — родной (региональный), государственный и международный. Тех, кто считает обучение языку матери, родственников, соседей дискриминацией, я бы считал разжигателями розни и серьезных конфликтов. Ведь от знаний никто не умирал, а вот из-за непонимания дело до войны доходит. Только политика может превратить языковое благо в беду.

Языки досягаемы, особенно если их учить в школе, на специальных курсах. Или если... не учить вообще! Если просто слушать песни, речи друзей, родственников, возлюбленных, смотреть спектакли, телепередачи, концерты.

Ни за что не поверю, что, например, трудно знать украинцам русский язык и наоборот. Если захотеть, можно понимать и знать язык соседей, друзей. Особенно, когда есть языковая среда. Если не зажимать языки, не задевать достоинство тысяч и миллионов людей,не будет конфликтов, войн, случайного или злонамеренного сбивания пассажирских самолетов. Нисколько в этом не сомневаюсь.

УРОК ПОЛИТКУЛЬТУРЫ ОТ АЙДАРА ГАЛИМОВА

19 июля, на третий день после гибели малайзийского «Боинга», мне довелось быть в детском оздоровительном лагере «Республика счастья». Ребята собрались со всего Бижбулякского района РБ, наиболее смышленые и активные. Глава района Наиль Гатауллин устроил им сюрприз — пригласил в гости знаменитого певца, народного артиста Башкортостана и Татарстана, избранного депутатом Государственного собрания Башкортостана как раз избирателями Бижбулякского и Миякинского районов. Надо было видеть радость обитателей палаточного городка! А ведь не менее половины из них дети русских, чуваш, мордвы. Татарские и башкирские песни они тоже воспринимают как свои.

Наверное, непросто им постигать свои родные языки и культуры, довольно слабо представленные на информационно-культурных площадках. Основной язык обучения и общения — русский, телевизор, интернет доставляют русскоязычную культуру. Но все равно бижбулякские ребята помнят свои корни. Они ни за что не разделят тревогу федерального министра культуры Мединского об ущемлении русского языка и культуры национальным компонентом — башкирским, татарским, чувашским. Скорее, дело обстоит наоборот: культуры и языки более многочисленных народов поддерживаются попутным ветром глобализации. Поэтому приходится вспоминать ценности, оставленные предками.

 Айдар Галимов и Римзиль Валеев
Айдар Галимов и Римзиль Валеев

На встрече с депутатом Госсобрания РБ Айдаром Галимовым бижбулякские школьники тоже показали себя продвинутой частью мировой цивилизации. Ребята показывали флешмоб, рассказывали о Франции, Индии и Бразилии, демонстрировали культуру далеких стран, пели их песни, как свои. А выступление певца и депутата, песни на башкирском, татарском и русском языках они восприняли с восторгом, сразу стали подпевать и подтанцовывать. Не знаю, насколько они понимали текст на всех языках. Думаю, они все понимали и еще могли бы понять и на иностранном. Эти ребята не представляют, кто лучше, а кто хуже, кто «москаль», а кто «чурка». Они радуются родной природе даже в холодный день, поют песню у костра, слушают Айдара Галимова. Посмотрите снимки и видео! Это же настоящая радость юных, которым остается непростая страна с ее народами и заботами.

Было приятно смотреть, что ничто не противопоставляет их национальные и жизненные интересы. Текущие проблемы они поймут, решат с учетом уроков конфликтных регионов. Это потом. Они не мыслят, что можно обидеть кого-то, защищая свой язык культуру. Это же дикость! Любовь к своему народу и своей культуре не должна отменять статус и величие языка и культуры ближнего. Такую простую истину преподнесли депутат и певец с главой Бижбулякского района, приехавшие к детям в летний лагерь на берегу реки Дема.