02.jpg
В Зеленодольске в сквере на улице Мира местный исполком установил на днях новые скульптуры, чем поразил горожан

ДАВИД ПО-ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИ, ЖЕНОПОДОБНЫЙ МУЖЧИНА И «СЕКС, КОТОРОГО НЕ БЫЛО В СССР»

В сквере на улице Мира в Зеленодольске местный исполком установил на днях новые скульптуры, чем поразил как горожан, так и многочисленную публику в сети. Часть жителей не оценили новшество и сразу забраковали фигуры, так как многие из них оказались почти... голыми. Кроме того, в одном сквере оказались статуи в стиле, близком к «девушке с веслом» (женщина с голубем, мальчик с гитарой), и копия Давида Микеланджело (главным отличием от оригинала стало то, что зеленодольский Давид стыдливо прикрывается листочком).

«Там же дети ходят! — пишет местная жительница Анастасия Журавлева. — Я видела античные скульптуры. Они красивые, и в них нет этой пошлости». «Скульптуры девушек еще более-менее нормально, — заявляет в одной из групп «ВКонтакте» Лина Медведева. — Но вот обнимающиеся женоподобный мужчина и женщина вызывают у меня отвращение, если честно». Есть, конечно, и жители Зеленодольска, которые не восприняли инициативу исполкома в штыки: «Дети сейчас вообще больше нас знают, — считает Ильяс Исмагилов. — А ведь запретный плод сладок! Мне непонятен этот вековой невротический страх перед естественным. Мне кажется, чем проще к этому относишься, тем меньше проблем. В СССР секса не было, а по абортам лидировали». Интересно, что скандал в Зеленодольске разворачивается буквально через несколько недель после эмоциональных заявлений депутата Госдумы от ЛДПР Романа Худякова, которого смутили гениталии Аполлона на 100-рублевой купюре...

63464.jpg

Интересно, что узнать автора резонансных работ оказалось сродни поиску секретой военной информации. В отделе благоустройства газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что к работам было привлечено сразу несколько скульпторов, поэтому «их имена им неизвестны». В сети зеленодольцы утверждают, что одним из авторов является зеленодольская художница Наталья Абрамова.

Что же, раз не удалось поговорить с людьми, имеющими контакт со столь странными и фривольными музами, послушаем глас народа, который, как известно, глас божий. Побывав в сквере и поговорив с прогуливающимися мимо скульптур горожанами, корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил, что оценивают этот микс античности и соцреализма люди по-разному.

Представившаяся Натальей Михайловной женщина средних лет, отметив, что не хотела бы никого обижать, заявила, что не стоило все же ставить рядом работы а-ля «античность» и фигуры в стиле 50-х годов прошлого века. А затем процитировала стихи Анны Ахматовой. Сквер ей в целом нравится, и на фоне зелени серебристо-белые полуобнаженные фигуры смотрятся лирично. «Жаль, что я не могу уже привезти сюда свою маму, ей 93 года, — добавила женщина. Фотографии — это не то...»

2014-07-22-18-51-07.jpg

Татьяна Гайфуллина, увидев фотографии в соцсети «ВКонтакте», специально приехала из Мирного, чтобы посмотреть все своими глазами. «Мы в детстве бегали здесь в кино, а в последние годы улица Мира была вся заросшая какими-то кустами, страшно смотреть было, — сказала она. — Сейчас все изменилось. Рядом Казань, и очень приятно, что в Зеленодольске появился благоустроенный уголок». Статуи, по ее мнению, смотрятся вполне уместно, это в любом случае шаг в благоустройстве города, хотя и спорный.

Совершенно недовольна Татьяна Камайданова, которая регулярно проходит этими улочками. «После благоустройства все стало хорошо, и вдруг мы вернулись в 50-е годы! — возмущалась она, показывая на фигуры. — Эти статуи делали дилетанты! Посмотрите, какие ноги, они же просто короткие. Где пропорции, разве это красиво? Ужасающие постаменты, смешение древнегреческих образов с советскими — это какой-то китч...» Кроме того, Камайданова отметила, что на нескольких десятках метров стоит полтора десятка статуй, и это просто перебор. Как минимум часть скульптур следовало бы разместить в других местах города, а здесь оставить только античность, расставив их подальше друг от друга, иначе теряется вся прелесть скульптур. «Я уже звонила главному архитектору, он сказал, что статуи ставили без его согласования», — добавила женщина.

Многие жители Зеленодольска, с которыми поговорили корреспонденты «БИЗНЕС Online», считают, что статуи, конечно, красивые, но не рассчитаны на современный уровень культуры людей. Так что не сегодня завтра, по их словам, фигуры как минимум разрисуют, отобьют выступающие части и обезобразят до неузнаваемости.

12.jpg
Не сегодня завтра, по мнению горожан, фигуры как минимум разрисуют, отобьют выступающие части и обезобразят до неузнаваемости

«МЕНЕДЖЕРЫ И ПОЛИТИКИ РЕДКО НАСТОЛЬКО РАЗВИТЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПЛАНЕ...»

Газета «БИЗНЕС Online» связалась с главой Зеленодольского района Александром Тыгиным, который рассказал, как он относится к скульптурам в сквере и высокому искусству античной эпохи.

— Александр Васильевич, скульптуры в одном из скверов Зеленодольска вызвали неоднозначную реакцию населения...

— А многие жители удовлетворены и радуются этим скульптурам.

А вы видели скульптуры? Вам понравилось?

— К этому надо относиться с культурной точки зрения. У меня многослойное чувство. Во-первых, я не считаю себя превосходным знатоком искусства, но в любом случае античное искусство — это классика, которое имеет место в истории культуры. Формат обнаженности — это без комментариев. Это классика, античная скульптура, она такая. Во-вторых, мы впервые применили эти элементы античности в благоустройстве города. Это решение главного архитектора, специалистов. Я одобрил сразу же, хотя мне, действительно, сложно оценить это на уровне архитектурного искусства. Но я уверен, что у людей должен быть доступ к этим произведениям.

Александр Тыгин: «Это настолько бюджетный вариант, что это просто смешные деньги»

— А реакция горожан будет как-то учитываться?

— Мы посмотрим, какая будет реакция. Если будут элементы ханжества, если эти настроения будут доминировать, мы это учтем. Потому что мнение населения для нас — ключевой момент. Но если восторжествует классическое потребление искусства, это хорошо. Лично я плохого в этом ничего не вижу. Для меня это новый проект благоустройства, хороший получился сквер.

— Кто предложил установить скульптуры в сквере?

— Разумеется, только архитектор, которому Всевышний дал божий дар, может принимать решение о благоустройстве, о расположении экспозиции. В этом есть элемент творчества, а менеджеры и политики редко настолько развиты в эстетическом плане.

20.jpg

— Кто автор работ?

— Я не знаю. Заказывали скульптуры наши специалисты, но, каков будет внешний вид этих фигур, конечно, выбирал архитектор города. У нас с ним принципиальная договоренность, согласно которой внешний облик, цветовое решение выбирает он. Я никогда не буду навязывать свое мнение. Если архитектор говорит, что желтый цвет правильный, я его поддержу! Главный архитектор — это человек от Бога.

— На какие средства были установлены фигуры?

— Муниципальный бюджет. Это же благоустройство!

— Во сколько же обошлось такое удовольствие?

— Это городской контракт, сейчас не могу сказать сумму. Скульптуры бетонные, и это настолько бюджетный вариант, что это просто смешные деньги (руководитель городского исполкома Александр Кияшко сообщил «БИЗНЕС Online», что в целом на благоустройство города в этом году было направлено 2,3 млн. рублейприм.ред.)!

— А раньше на месте скульптур что находилось?

— Ничего. Когда я ходил в этот сквер, ко мне подходили и молодежь, и пенсионеры, говорили: «Ребята, вы правильно делаете!» Это новая городская среда, мы формируем среду высокого качества потребления. Красивые вещи украшают нашу жизнь, развивают вкус. Но право на ханжество есть у каждого.

03.jpg

«ЭТО ВСЕ РАВНО ЧТО ДОСТАТЬ ПЛАТЬЕ С КРИНОЛИНОМ И ХОДИТЬ В НЕМ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ...»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили скульптуры в Зеленодольске.

Ольга Пиульская — руководитель центра «Эрмитаж-Казань»:

— Это не античность, а китч. Это «сделайте мне красиво», как в частном парке. Естественно, «фигуры» не для публичного места. Интересно узнать, кто же заказчик и кто те эксперты, которые утвердили эту «красоту»?

Помимо ужасного качества «фигуры», установленные в парке Зеленодольска, смешны оттого, что время уже ушло, художественный язык давно поменялся. В античности в изображение обнаженного тела вкладывался иной смысл. Сегодня другие идеалы и представления, другая философия. Это все равно что достать платье с кринолином и ходить в нем в повседневной жизни. Неужели нельзя было придумать что-то другое?

В Казани скульптура очень плохо развита. Не случайно в последнее время проводится столько симпозиумов, собраний и конкурсов скульпторов. Профессиональные скульпторы уходят в живопись, чтобы выжить. Прошли 1970-е годы, когда работали мощнейшие скульпторы, которые уже ушли из жизни. А сейчас пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать тех, кто в Татарстане более-менее профессионально занимается скульптурой. Также стоит отметить момент невостребованности. При этом люди, которые отвечают за благоустройство города, считают, что скульптура должна дешево стоить. На самом деле если скульптура сделана профессиональным художником, это действительно произведение искусства. Надо было заказать эти скульптуры у профессионалов.

2014-07-22-18-28-12.jpg

Впрочем, интерес к скульптуре есть, поэтому он и породил такую ситуацию. Что касается тех, кто возмущается наготой скульптур, а не их качеством, то здесь присутствует момент необразованности народа. Все-таки это провинция, народ там не избалован какими-то выставками ню или обнаженными скульптурами, мало кто ходит на наши выставки. К слову, недавно у нас были две античные выставки, где было много обнаженных скульптур.

2014-07-22-18-29-22.jpg

Гузель Файзрахманова — искусствовед:

— Это не высокохудожественная скульптура, которая была установлена по какому-то замыслу благоустройства и эстетизации города. Это странное решение, судя по всему, чиновников, потому что это массовая китчевая садовая скульптура, которую можно легко приобрести. Установка этой скульптуры в сквере — очень безграмотное градостроительное решение чиновников, которые должны отвечать за благоустройство города. Качество скульптуры очень плохое, художественной ценности она не представляет. Это явно массовое производство, их где-то закупили. Такое устанавливают состоятельные люди на своих приусадебных участках, что тоже показывает, какой у них низкий, отвратительный вкус.

В советское время существовал ленинский план монументальной пропаганды, в рамках которого работали высокопрофессиональные архитекторы в соавторстве со скульпторами, дизайнерами. В то время было очень много достойных скульптурных комплексов, начиная с Прибалтики, на Мамаевом кургане и т.д. Также была декоративная парковая скульптура в городах. Когда произошел слом советской эпохи, с 1990-х годов по 2000-е годы, никакой скульптуры у нас в городе не устанавливается — ни в Казани, ни в Зеленодольске. Это беда всей России, за исключением некоторых городов, где проводится культурная политика. В связи с этим и случаются такие казусы, как в парке Зеленодольска.

42.jpg

Во-вторых, принятое решение наверняка согласовывал главный архитектор или дизайнер Зеленодольска, что тоже характеризует этих людей как непрофессионалов. Возможно, они были под давлением чиновников, чьего-нибудь личного проекта.

То, что обнаженная скульптура шокирует обывателей, показывает, что вкус наших жителей ужасный. Их надо образовывать, просвещать. Пусть они съездят в Петербург, сходят в Летний сад и посмотрят на классические образцы античной греческой обнаженной скульптуры времен Возрождения. То, что их шокирует нагое тело в скульптуре, — это показатель культурной невменяемости наших граждан.