На этой неделе была решена судьба гибнущих предприятий в поселке Пикалёво Ленинградской области. После того, как рабочие, длительное время не получавшие зарплату, перекрыли федеральную трассу Санкт-Петербург - Вологда, группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о национализации ЗАО "БазэлЦемент-Пикалёво", ООО "Пикалёвский цемент" и ЗАО "Метахим".

Вопрос, стоит ли спасать предприятия-банкроты таким способом, газета "БИЗНЕС Online" адресовала топ-менеджерам и руководителям компаний Татарстана.

Ринат Уразаев, заместитель генерального директора по стратегическому развитию ОАО "Холдинговая компания "АК БАРС":

- Не думаю, что это эффективная мера. Государство вообще самый неэффективный собственник. Допустим, предприятие не может выжить, потому что его продукцию никто не покупает. Но если завод будет передан государству, оно что, потом будет скупать его продукцию? В Татарстане я не предлагал бы национализировать предприятия.   Руководство нашей республики занимает такую позицию, что управлять предприятием должен собственник. Государство приобретает только ключевые предприятия, и то, лишь   блокирующие пакеты. Так что, я не думаю, что национализация пойдет на пользу.

Ильяс Дивеев, руководитель казанского представительства ООО "Солнечный город":

- Если национализация ведет за собой государственную поддержку – это выплата зарплат, сохранение рабочих мест, обеспечение заказами, если она поможет предприятию выжить – то это решение проблемы. Красивое решение. Но если судить с позиции собственника, то ситуация выглядит, конечно, иначе.

Ильдус Янышев, председатель совета директоров ГПБ "Контр":

- Любая национализация означает нарушение ранее принятых договоренностей. У нас ее понимают так: отнять предприятие за неэффективное управление. Поэтому я категорически против национализации, так как она рушит основы Конституции и рыночной экономики, снижает инновационный потенциал страны. Национализация возможна лишь только через проведение процедуры банкротства, когда имущество должника переходит в собственность его кредиторов. В то же время я считаю несправедливым то, как в свое время в России прошло акционирование предприятий, до 50 процентов собственности было приватизировано с нарушениями. Поэтому, если в ходе расследования выяснится, что приватизация пикалевских предприятий была проведена с нарушениями, то в рамках закона (а не социально-политических акций), думаю, возможно было бы провести их деприватизацию.

Наталья Алентьева, директор казанского представительства ОАО "Брокерский дом "Открытие":

- Национализировать стоит, если от этого зависит благополучие людей. Нельзя допускать, чтобы работники были выброшены на улицу. И не стоит, если за национализацией стоит проведение народного IPO… Известны примеры национализации, которые не пошли впрок ни государству, ни населению.

Рустем Курчаков, экономист:

- Все эти национализации – дурилки картонные, вчерашний день. Этот механизм уже не работает, что кризис и обнаружил. О национализации можно говорить, когда есть капитализм или социализм. Но они уже умерли, хотя мы их еще не похоронили. И Путин своим мужским поведением в Пикалеве как раз это и показал для тех, кто еще не понял. Но только этой энергии, которую продемонстрировал премьер-министр, надолго не хватит. Нужны работающие инструменты власти, а их как раз и нет. И все администраторы на местах это хорошо чувствуют. Отсюда административный паралич на всех уровнях. И он будет продолжаться, пока мы не научимся управлять хозяйством по-новому. Но кризис - хороший учитель.

Алексей Лопанов, генеральный директор ООО "Регионстрой":

- Это мера не новая. Это мировая практика, когда предприятие тонет, ему помогает государство.

Александр Таркаев, председатель совета директоров ОАО "Диалог Консалтинг":

- Это мера может прикончить наше государство, по крайней мере, его экономику. Потому что государство –   неэффективный управленец, оно доказало это уже один раз по полной программе. Это шаг назад, шаг к потере конкурентоспособности. На самом деле ведь причина в Пикалеве заключается не в том, что Дерипаска слишком частный. Структура Дерипаски скорее более государственная или недостаточно рыночная. Мы все время забываем, что у нас есть закон. Особенно обидно, когда этим грешат руководители правительства. Сначала они забыли о том, что есть закон, когда не включили соответствующие рычаги давления на компанию, как только она начала безобразничать с оплатой труда. Во-вторых, есть ответственность руководителей. Есть ответственность головных организаций и организаций владельцев за решения, принимаемые дочерними компаниями. Почему для этого нужен выход народа на улицу и демонстративный визит премьер-министра с требованием, решить все вмиг? На броне подписать приказ! Ельцин этим же страдал. Это популистская акция, рассчитанная исключительно на телевизор.

Хотя на самом деле, такие немедленные выезды говорят о том, что процесс запустили.

Предприятие, которое испытывает проблемы, становится дешевле. Я сторонник того, чтобы предприятие было легко купить, когда его цена соответствует его стоимости. Для здоровья экономики нужны простые условия для рождения и гибели компаний. Предприятие должно легко учреждаться, предприятие должно легко умирать, если оно не справляется с работой. Смерть предприятия это - не смерть его активов. Станки не проваливаются сквозь землю, ни здания, ни работники, просто приходят более эффективные люди, которые могут использовать все это гораздо лучше. Мы говорим, что есть градообразующие монстры, которые могут потянуть за собой всю экономику… Но, как правило, мы сами их и создали. Может быть, просто надо думать, прежде чем создавать их?

Юрий Смирнов, генеральный директор ООО "Инталев-Консалт НН":

- Национализировать "тонущее" предприятия надо. Иначе они все равно погибнут – их бросят как котят в воду, и будет в пустых цехах ветер гулять. А так хоть какая-то работа будет идти.

Няркясь Монасыпова, директор казанского регионального центра "Альфа-Страхование":

- Если государство покроет долги по зарплате перед рабочими, то, конечно, предприятие надо национализировать. Народ будет себя чувствовать более защищенным. Частникам сейчас выживать очень тяжело, да и многие крупные компании сегодня просто терпят бедствие. И никому не известно, что будет дальше. Начался определенный подъем – ценные бумаги начали расти – но очевидно, что процесс восстановления будет длительным.  

Татарстан отличается сильной экономикой, поскольку республике была предоставлена определенная свобода. Поэтому у нас предприятия не нужно национализировать, в период рыночных отношений люди научились работать. Словом, нужно в каждом случае смотреть отдельно – все зависит от обстановке в регионе, от поддержки, которую оказывает местное правительство.

Гульназ Халиуллова, управляющая магазином Mother care:

- Считаю, национализировать необходимо, люди же не должны сидеть без зарплаты. Тем более, если это касается города, где больше нет других крупных производств. На данный момент, считаю, это выход.

 

Наталья Голобурдова,
Владимир Казанцев