КРОВНАЯ ВЗЯТКА

Все мы люди, и порой приходится обращаться к врачу гораздо чаще, чем хотелось бы. Пришла пора поведать об этой «обратной стороне реальности» солнечного Египта вслед за моей экс-коллегой Алиной Белкинс, рассказавшей недавно читателям «БИЗНЕС Online» об отличиях немецкой медицины в целом, и родов в частности, от российской практики. Правда, на этот раз сравнение будет немного не в пользу туземного здравоохранения.

Качественная и доступная медицина (как и образование) в Египте закончилась с приходом к власти президента-социалиста Абделя Насера — героя Советского Союза. Точнее, в истории он остался как лидер, во время правления которого было построено множество больниц и школ. Именно он сделал здравоохранение бесплатным и гарантированным для каждого гражданина. Понятно, что идейный революционер и вдохновленный лидер панарабского движения хотел как лучше. Однако плоды его реформ оказались спорными. Бесплатное государственное здравоохранение недолго просуществовало на хорошем уровне. Больницы обветшали, оборудование устарело, зарплаты врачей не росли. Египет — не та страна, где в последние 50 лет из бюджета выделялись какие-либо значимые средства на данную отрасль. В результате уровень «медицины для народа» опустился так низко, что по сравнению с рядовым государственным госпиталем в Египте любая российская обветшалая сельская больница выглядит чудом прогресса.

Зато на развалах государственной системы здравоохранения в последние десятилетия щедро взросла частная врачебная практика. В Каире, например, в бесплатные учреждения обращаются в основном те, кто находится за чертой бедности. Все, у кого есть хоть какие-то средства, прибегают к услугам платной медицины. Именно поэтому, вероятно, египтяне ходят к врачу только в самых крайних случаях. Для начала они перепробуют все доступные подручные средства, затем позвонят в аптеку, где продавец (дай Бог, если у него будет диплом фармацевта) «назначит» им какое-нибудь лекарство. В результате египтяне бесконтрольно потребляют большое количество антибиотиков и других, зачастую совершенно бесполезных, препаратов. Так, при внезапной боли в желудке египтянин может на полном серьезе сначала пользовать себя «Спрайтом», а потом по совету аптекаря принять обезболивающее, и все будут считать, что лечение проведено.

При возникновении серьезных проблем со здоровьем перед египтянином встает выбор: обращаться в государственный госпиталь или в частный кабинет. В государственном учреждении мне довелось бывать дважды. Первый случай был связан с требованием органа, регистрирующего брак, принести справку об отсутствии тяжких заболеваний. Конечно, дело не в том, что я похожа на смертельно больную, просто это правило действует в Египте для всех пар, собирающихся пожениться. Какие заболевания имелись в виду, я так и не поняла, но предполагаю, что речь шла о ВИЧ-инфекции (вероятно, таким образом власти пытаются предотвратить ее распространение). Государственный госпиталь, куда нас с мужем направил местный загс, оказался большим старым зданием, где отсутствовало какое-либо подобие регистратуры или приемной. В результате хождений по коридорам и расспросов мы нашли нужный кабинет, где в клубах сигаретного дыма восседали несколько человек в форменной одежде медперсонала. Один из них без лишних расспросов и «шлепнул» нам справку за щедрый по местным меркам бакшиш в 20 египетских фунтов, который тут же отправился ему в карман. О том, чтобы брать кровь из вены на предмет выявления опасных заболеваний, и речи не шло, а если бы и шло, то в такой обстановке делать это мы бы никогда не согласились.

Во второй раз мне посчастливилось оказаться в государственной больнице в связи с прививками, необходимыми для маленького ребенка. Не буду описывать бурю сомнений, бушевавшую в моей душе по поводу целесообразности данной процедуры. Однако пора сказать и слово в защиту государственной медицины: в последнее время в Египте проводится бесплатная широкомасштабная вакцинация детей, и перечень прививок примерно совпадает с принятым в РФ. В общем, на семейном совете было решено: прививкам быть, и мы отправились в государственную детскую больницу. Заняв очередь еще на входе, через 20 минут мы уже оказались в маленьком кабинетике, через который конвейером проходили родители с детьми. Младенцев клали прямо на деревянный стол перед деловитой медсестрой, которая в три секунды («бесмелляхи-рахмани-рахим», укол, отметка в журнале) «расправлялась» с каждым маленьким пациентом. Дети ввиду таких скоростей не успевали понять, что происходит, и разражались громким плачем уже за дверями больницы.

В целом бесплатная медицина в Египте оставляет желать лучшего, но случаются и приятные внесистемные исключения. Например, хорошей репутацией пользуется государственный центр кожных заболеваний и некоторые другие отдельные учреждения здравоохранения в Каире, но их можно пересчитать по пальцам.

АМЕРИКАНЦЫ В ЕГИПТЕ ДОБРАЛИСЬ ДО МЕДИЦИНЫ

Может показаться, что опыт взаимодействия с бесплатной медициной у меня невелик, но желание его расширить у меня отсутствует. Как говорится, это не тот вопрос, в котором уместны эксперименты. Да и рассказов египтян на этот счет достаточно, а также того немногого, что я успела увидеть собственными глазами. Поэтому моя семья пользуется только услугами платной медицины, которые, увы, иногда тоже не гарантируют хорошего результата.

Девизом египетской медицины может считаться простой материалистический лозунг: «Были бы деньги, а болезни вылечим». Если с финансами нет проблем, то в столице Египта можно найти и хороших кардиохирургов, и специалистов по микрохирургии глаза. Платная медицина существует в Египте как в виде частных поликлиник с широким набором специалистов и небольшими лабораториями для проведения анализов, так и отдельными кабинетами врачей узкого профиля. Они осуществляют первичные консультации и несложное лечение (например, удаление родинок), а для проведения серьезных операций или сложного медикаментозного лечения под наблюдением отправляют в платные госпитали. Которые, в свою очередь, тоже ранжируются по уровню обслуживания и профессионализму врачей. Одним из наиболее высококлассных считается Американский госпиталь в Каире.

Приведу примерные расценки. Прием ЛОР-врача, окулиста, гинеколога в многопрофильном платном медцентре, включающий осмотр и консультирование, выписку медикаментов, контрольный осмотр через неделю — 25 - 30 фунтов (120 - 150 рублей). В отдельном частном кабинете специалист возьмет дороже — примерно 100 фунтов (500 рублей). Проведение каких-либо манипуляций, например, малая операция по удалению родинки с косметическим швом — 300 фунтов (1,5 тыс. рублей) в многопрофильном медцентре и примерно в два раза дороже у «доктора-одиночки». Лазерная коррекция зрения средней сложности — $1 тысяча. Сложные операции на внутренних органах сильно разнятся по стоимости в зависимости от города, уровня больницы и конкретного случая, поэтому приводить цифры смысла нет, но вышеперечисленное, по крайней мере, дает примерное представление об уровне цен.

ХОТИТЕ К ВРАЧУ — ПОЛЬЗУЙТЕСЬ САРАФАННЫМ РАДИО

Обязательное медицинское страхование в Египте отсутствует. Некоторые работодатели предоставляют работникам определенные льготы, но государство не обязывает к этому прямо. К иностранцам, проживающим в стране пирамид, не предъявляется никаких требований в плане оформления соответствующего полиса. Исключение составляют туристы, которые вместе с путевкой приобретают медицинскую страховку с минимальным покрытием на период отдыха. После переезда в Египет я всерьез задумалась о страховании жизни и здоровья в одной из частных компаний, но меня быстро от этого отговорили. Эдак ведь неизвестно, в какое медучреждение тебя направит страховщик. Обращаться лучше к проверенному доктору, который пользует твоих родственников и друзей, а идти к первому попавшемуся эскулапу — это не по-египетски, лучше следовать рекомендации кого-то знакомого. Потому что сам факт наличия у врача частной практики, увы, не предохраняет от его непрофессионализма.

Могу привести в пример случай обращения одного моего знакомого к частному аллергологу в Каире. В результате поиска в интернете был обнаружен телефон, адрес врача и отзывы как о хорошем специалисте. Впрочем, выбор был невелик — аллергологов в Каире немного, это считается очень узкой сферой, что невыгодно для бизнеса. Расстояния в столице большие, заторы огромные, так что знакомому пришлось провести в дороге что-то около двух часов. Явившись ко времени приема, пациент обнаружил огромную очередь (доктор записал как можно больше народу «на сегодня», рассчитывая, видимо, что половина не доберется), а самого эскулапа на месте не было еще два часа. Попав на консультацию спустя три часа ожидания, больной был удостоен 10-минутного приема и выписки антигистаминной мази, которую он мог бы спросить самостоятельно в любой аптеке. Никаких тестов на аллергены или направлений на анализы. Через неделю был назначен контрольный прием, и когда доктор увидел, что экзема от мази не прошла, просто развел руками и выписал другую. Ритуал ожидания при этом повторился. Так что, пожалуй, девиз египетской медицины можно уточнить: «Были бы деньги, много свободного времени и терпения, а болезни мы рано или поздно вылечим».

Самый же большой опыт взаимодействия с египетской медициной я получила в период беременности и родов. Подробнее об этом, а также других аспектах системы здравоохранения Египта я расскажу в своем следующем блоге.