.

(фото: prav.tatarstan.ru)

РАКЕТЫ ИЗ БУМАГИ, КАРТА ТАТАРСТАНА ИЗ ГЛИНЫ

Центр «Дом занимательной науки и техники» создали по образцам западных аналогичных музеев. Здесь каждый объект можно и нужно трогать руками, изучая на простых примерах, что такое оптика, физика, химия. За год его посетили 20 тыс. человек, и сотрудники прилагают все усилия, чтобы посетителей было больше. В частности, здесь в Ночь музеев был свободный вход. На этот раз часть активностей вынесли на площадку перед ДК Меховщиков, где данный центр располагается. Скажем, на площадке «Круговорот подарка» можно было сделать небольшую ветряную мельницу. На «Запуске ракет», соответственно, можно было запустить в недолгое путешествие модель ракеты из бумаги при помощи пневматической пусковой установки.

Президент РТ Рустам Минниханов сразу после выхода из Range Rover Long начал снимать происходящее на телефон. Первым делом его подвели к карте Татарстана, где каждый район делался из глины. Для Минниханова приготовили два фрагмента — Сабинский район и выделенную в отдельную категорию Казань. Отметим, что приезд главы республики прошел без какой-либо помпы — детей от занятий не отвлекали, официальных речей не произносили. Хотя младшее поколение под конец встречи самостоятельно и попросилось с Рустамом Нургалиевичем сфотографироваться.

Войдя внутрь музея, президент увидел телевизор, по которому собираются показывать научные передачи, снятые самостоятельно. Потом он оказался возле машины «Ока», у которой раскрыли все внутренности. Директор центра Дмитрий Иванов пошутил, что планировали поставить Bentley, а также поделился планами: хотим, мол, чтобы была еще и другая машина — полицейская. Минниханов в «Оку» влез и спросил, кто составит ему компанию.

— Конечно, директор КВЗ! — заявили со смехом подчиненные. Вадим Лигай, прибывший в ДК с некоторыми другими руководителями, оказался на позиции пассажира.

НАДО ПОМОЧЬ С ТРЕТЬИМ ЗАЛОМ, АВТОПОЕЗДОМ, АРЕНДОЙ

Далее Минниханов играл на фортепиано песенку про день рождения и с любопытством изучал, как ферромагнитная жидкость собирается в шаре под воздействием магнитного поля и как колеблется хаотичный маятник. Как с гордостью отметили в центре, все подобные экспонаты не завезены из-за рубежа или других регинов, а сделаны в Казани — их изготовил центр высоких технологий «Алга».

Наконец, президент показал, как работает полиспаст (эта система подвижных и неподвижных блоков, соединенных канатов, применяется для работы с тяжестями). Сев на качели, он самостоятельно играючи поднял себя на высоту. На втором этаже его ожидали настоящий самолет и квадрокоптеры, но он сам ограничился изготовлением бумажного самолетика — тот улетел, надо заметить, на приличную дальность. Между тем другие участники встречи, к примеру, проверяли работу экспоната «Проводимость» — клали ладони на соединенные между собой медные отпечатки, и лампочка загоралась.

«Нравится, что здесь все очень просто», — отметил в итоге Минниханов. Иванов тут же поделился идеями: есть желание открыть третий выставочный зал, запустить по районам автопоезд, чтобы и там можно было изучать науку на подобного рода экспонатах. Была озвучена и сумма аренды — 280 тысяч.

Минниханов посмотрел на собравшихся и заявил, что надо помочь — по субсидиям, аренде... Обращался он в первую очередь к директорам заводов, ведь именно им нужны кадры, а привлекать лучше с младых лет.

После того как президент уехал, в Доме занимательной науки и техники решили устроить «Водную битву» при помощи водных пистолетов. Также сегодня там заложили «капсулу времени», запустили аэростат в стратосферу с поздравлением и подарком. Между тем, по словам директора центра, они уже начали переговоры с одним из помощников президента о взаимодействии.

«НАДО ПОСТОЯННО КРУТИТЬСЯ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» задал Иванову несколько вопросов.

— Поскольку Дом занимательной науки и техники отмечает день рождения, скажите, чего вам удалось достичь за год?

— У нас были цели раскрыться в конфигурацию двух выставочных залов и двух лабораторий. Их мы выполнили. Нам удалось хорошо развернуть работу со школами города — из каждой хотя бы один класс у нас побывал. Удалось выдержать темп по обновлению экспонатов, разработке новых научных программ, новых мастер-классов, проведению научных фестивалей и других праздников.

— По сути, ваш музей — пример многим государственным музеям.

— Работает коллектив энтузиастов, надо постоянно крутиться, иначе мы просто не выживем. Миссия у нас важная, мы каждый день меняем мировоззрение детей и взрослых. Многие приходят несколько раз. Мы видим, что музей действует даже на пенсионеров. У нас тоже не все получается. Не получилось добиться нужной динамики, чтобы у нас было еще больше посетителей, чтобы можно было раскручивать крупные задуманные проекты, расширять экспозицию, ввести в строй третью очередь.

— А что вам хочется показать?

— Например, у нас есть дельтаплан, но нам хочется, чтобы он был интерактивным. Пока мы не можем себе это позволить. На лето взяли из ДОСААФ тренажер на базе Як-52. Правда, на него надо записываться...

— Как вы выбираете экспонаты — в результате мозгового штурма?

— Если вы посмотрите на наш логотип, то увидите, что в лучах шестеренки, универсального машиностроительного символа, расположены основные отрасли промышленности Татарстана — сельское хозяйство, вертолето-, самолето-, судостроение, заводы, нефтехимия... Мы говорим о том, что эту всю промышленную инфраструктуру нужно питать человеческим капиталом. И с этим есть проблема. Профессии инженера и научного работника не овеяны славой. И наша задача в «золотом возрасте» от 5 до 12 лет, когда формируются интересы ребенка, показать, почему это интересно. И в ходе работы мы отталкиваемся от того, что нам доступно. Скажем, нашлись люди, которые подарили нам L-29, хотя изначально мы хотели кабину от Як-40 поставить. Есть желание теперь поставить вертолет.

— Какие сроки окупаемости у проекта?

— Мы надеемся, что два-три года. Это сильно зависит от того, как мы сможем привлечь и удержать посетителей, чтобы они приходили регулярно, и насколько у нас будут расти аппетиты в процессе. А вдруг мы захотим привезти ракету?

— Музей ваш общественно-полезный. Надеетесь ли вы на поддержку государства?

— В марте я был на саммите интерактивных музеев всего мира. Там присутствовали представители более 500 музеев из 58 стран мира. Я был единственным директором от России. Мы сидели на заключительной сессии за одним столом с директором Калифорнийского технического музея. Он только что ввел в экспозицию шаттл. Но у меня уже был Ил-29, так мы говорили на равных. Меня спросили: как вас поддерживает государство? Были очень удивлены, что нам государство оказывает поддержку информационную, но в сфере финансовой помощи даже механизм еще не выработан. За последние три года в России появилось 30 интерактивных музеев, почти все частные. Практика показывает, что государство в других странах участвует в их деятельности. Иногда даже на все 100 процентов. В Англии, к примеру, местные власти выделяют бесплатно помещение. Другие дают финансовую подушку безопасности, чтобы голова думала о том, как донести сложные вещи до детей, а не том, как заплатить зарплату. Я думаю, этот вопрос правомерен, потому что мы решаем государственные вопросы.