ВНЕШНЯЯ РИТУАЛЬНОСТЬ

В последние годы в Татарстане, как, впрочем, и во всей России, началась своеобразная мода на различные духовные туры. Люди едут в Непал, Тибет и другие экзотические страны, прославившееся своими религиозными традициями. В этом нет ничего удивительного. Обитатели мегаполисов, измученные постоянной гонкой за успехом, хотят отойти от бесконечной суеты и хоть немного прийти в себя. Только стоит ли для этого обращаться к туроператорам?

В данной связи нельзя не вспомнить, как в прошлом году один из татарстанских бизнесменов начал привозить в нашу республику верблюдов для жертвенного заклания на Курбан-байрам. С точки зрения формального богословия приносить в жертву верблюдов можно. Более того, именно так и поступал наш благословенный Пророк. Однако здесь есть один очень важный нюанс. То, что делал Божий посланник, было благоразумно для тех мест, где он жил. В нашем же случае подобное бездумное калькирование внешней стороны пророческого примера грозит утратой главного смысла обряда жертвоприношения — помощи людям, ведь жертвенное мясо предназначено для нуждающихся и голодных. И потому вместо того, чтобы покупать одного верблюда за 200 тыс. рублей, лучше приобрести несколько коров. И хлопот меньше, и большему количеству людей помочь можно.

Так вот поиски просветления в Непале или Тибете, на мой взгляд, это нечто похожее. Очень уж много здесь внешней, наносной ритуальности. Да и любой тибетский лама подтвердит, что все то, что мы так упорно ищем на духовном пути, находится не где-то там, куда нужно было бы ехать, а всегда здесь, внутри нас. Неужели, чтобы услышать эту общеизвестную истину, обязательно отправляться за тридевять земель?

БЕСЦЕННАЯ НАХОДКА

В исламе есть собственные практики, которые помогают человеку остановить свой суетный бег, навести порядок внутри себя и сверить свои жизненные ориентиры. Одна из таких практик называется «итикаф» («уединение») и непосредственно связана со священным месяцем Рамадан, который начался неделю назад. Если пренебречь неточностями религиозной компаративистики, то можно сказать, что итикаф — это практика многодневной медитации в исламе.

Итикаф/уединение проходит в последнюю декаду священного месяца. Мужчины проводят его в молитвенном зале мечети, женщины — в молельной комнате дома. На протяжении всего уединения человек посвящает себя богомыслию (зикру), совершению молитвы, чтению Священного Корана и другим богоугодным деяниям. Можно изучать религиозную литературу, нельзя предаваться земным разговорам и каким бы то ни было развлечениям. Выходить из места уединения также нельзя, разве что для справления естественной нужды и гигиенических процедур.

Для современного человека практика уединения — бесценная находка. Жизнь нон-стоп в круглосуточной online-включенности постоянно опустошает его внутренний мир. У человека нашей эпохи просто физически нет времени остановиться, чтобы, образно говоря, взглянуть на звездное небо и хоть на мгновение прислушаться к мелодии своей души. У него дедлайн на работе сменяет дедлайн по кредитам. А душевные беседы в кругу близких людей уже давно сменились коллективным сомнамбулизмом перед экраном телевизора или компьютера.

Человек нашего времени не принадлежит себе. И в этом смысле он порабощен, быть может, даже в большей степени, чем босоногие рабы Древнего Египта. Ведь современный человек практически полностью отсутствует в своей жизни. Он постоянно где-то в мыслях о работе, с френдами в соцсетях, но никак не здесь и не сейчас. Он лишь телом поддерживает иллюзию своего присутствия. Другими словами, у него отняли самое ценное — его жизнь.

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ЖИЗНИ

Загнанные бесконечной гонкой на работе наши современники рождают протест. Именно так появилось движение дауншифтеров. Эти люди осознанно выходят из «игры», «сбавляют обороты» и говорят: «Хватит! Мы не хотим больше бегать как белки в колесе. Мы хотим просто жить: заниматься творчеством, своей семьей и хобби». В крайних вариантах дауншифтеры бросают все и едут автостопом путешествовать по миру.

Дауншифтеры — это признак болезни современного общества. Это реакция на агрессивный, античеловеческий формат жизни. Но ведь до этого можно себя и не доводить.

Наш благословенный Пророк сравнивал верующего с двукрылой птицей. «Одно ее крыло, — говорил он, — парит в этом мире, другое — в том». Иначе говоря, Пророк учил людей жизненной гармонии. Важно заниматься мирскими делами, карьерой и т.д., но нельзя при этом забывать и о своих духовных потребностях, о внутреннем мире. В то же время, занимаясь духовностью, нельзя впадать и в другую крайность, становиться отшельником. Всегда нужно находить время и вдохновение также и для земных забот. Разумный баланс между тем и другим — вот идеал, про стремление к которому многие среди нас забывают, а потому из одной крайности кидаются в другую.

Для того чтобы этого избежать и сохранить сбалансированность своего индивидуального пути, ислам предлагает человеку целый набор практик. Например, пятикратный намаз, который соблюдается в течение всего дня и позволяет верующему делать передышку в череде текущих забот. При этом мусульманская молитва так построена, что помимо эмоциональной стороны она включает в себя и целый комплекс различных телодвижений. Науке давно известно, как важна психосоматика для гармонизации нашего общего состояния.

Итикаф — это тоже своеобразная профилактика психологического перегрева, только более глубокая, пролонгированная. Хотя, конечно же, верующие видят в ней намного больше, чем просто душевный релакс. Это одна из форм ибадата — служения Богу. В Татарстане благодаря настоящим подвижникам духа практика итикафа постепенно возвращается в религиозную жизнь мечетей.

«ТЫ ИСТОЧНИК»

Благословенный Пророк, как говорится в канонических сводах, последние 10 дней каждого Рамадана проводил в уединении, а в год своей смерти он уединялся 20 дней. Поэтому подобное уединение вошло в ислам как одна из важнейших (муаккада) традиций (сунна), заложенных самим Пророком. При этом данное предписание носит коллективный характер (ки­файа). Это значит, что во всей мусульманской общине его должен исполнить хотя бы один человек с тем, чтобы в День воскрешения данной общине не оказаться среди лишенных заступничества Пророка.

Конечно, никто не вправе запретить человеку ехать в Тибет или еще куда-нибудь в поисках просветления и внутреннего прозрения. Туристический бизнес, полагаю, только рад подобной новоявленной моде. Впрочем, с тем же успехом можно деньги кидать на ветер и другим способом, например, заказать себе бриллиантовые четки.

Однако кто понял главное, тот не кидается за всей этой внешней мишурой, не грезит мыслью, что «заграница нам поможет». Он глубже изучает и практикует собственную религиозную традицию, а также чаще вспоминает слова Джалаладдина Руми: «Ты — источник молока, перестань доить других».

первый заместитель муфтия РТ
Рустам Батыр