Особый интерес гостей на выставке образования вызвал скутер — тренажер по правилам дорожного движения стоимостью более 200 тыс. рублей

СКУТЕР ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ НА ВЫСТАВКЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня в Казани министр образования РФ Дмитрий Ливанов и президент РТ Рустам Минниханов открыли всероссийское совещание руководителей управления образования, посвященное итогам работы за прошлый год и задачам на будущий. На совещание приехали и представители нового региона РФ — Крыма. В холле ГТРК «Корстон» ранним утром до приезда высоких гостей открылась выставка. Регионы, в том числе Татарстан, представили разработки в сфере образования как экспериментальные, так и уже вполне успешно действующие.

Управленцы от образования с любопытством рассматривали мобильные компьютерные классы (ICL) автоматизированные рабочие места педагога и ученика (Intel), модернизированную периодическую систему химических элементов с беговой дорожкой, подсветкой и звуковым сопровождением о каждом элементе — вполне бюджетная мечта стоимостью менее 30 тыс. рублей для учителя химии. Некоторые чиновники, вспомнив мальчишеские мечты, надолго замирали, разглядывая различных роботов и конструкторы, представленные на выставке. Были представлены и радости подороже. Так, особый интерес гостей вызвал скутер — тренажер по правилам дорожного движения стоимостью более 200 тыс. рублей. Среднестатистическая школа в регионе себе такое едва ли сможет позволить, но как пояснил «БИЗНЕС Online» представитель компании-производителя, эти «скутеры» приобретают автошколы. И как раз во время разговора министр образования одной из соседних с Татарстаном республик с удовольствием тренировался на скутере в ожидании Ливанова, вероятно, проходя сложные перекрестки. Позднее скутер показали Минниханову и Ливанову. Президент с удовольствием протестировал виртуальную автошколу.

ЭЛЕКТРОННОЕ БУДУЩЕЕ ШКОЛЬНИКОВ

На выставке также была представлена федеральная платформа для распространения электронных учебников, которая позволяет на планшет или компьютер закачивать образовательный контент. При этом закачивать в варианте, подготовленном для использования на экранах устройств. К примеру, читая учебник, здесь можно использовать разные возможности компьютера, а не просто листать страницы pdf-формата. Система уже работает в некоторых регионах, но в Татарстане ее представили впервые.

«В рамках программы есть возможность обмениваться заданиями с внешними системами типа дневника. Сейчас работаем над интеграцией дневников, чтобы можно было выдавать задания и возвращать. Учитель сможет проверять их, а родители получат доступ к определенной части этой информации», — рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор компании «Орфограф» Рубен Акопов.

Блестящее электронно-инновационное будущее завтрашних российских школьников, представленное на выставке, немного тускнеет после того, как чиновники и сам Ливанов начинают говорить о гораздо более приземленных и необходимых вещах. Замминистра общего и профессионального образования Свердловской области Александр Банников в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сказал, что среди задач на ближайшее будущее важными являются информатизация образовательного процесса, строительство спортивных сооружений, более широкий доступ к образовательным услугам детей с ограниченными возможностями и в целом повышение качества образования.

ПОРОГ ДЛЯ СДАЧИ ЕГЭ СНИЖЕН, СТАТИСТИКА СОХРАНЕНА

О необходимости повышения качества образовательного процесса говорит и начальник департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи Людмила Иваниченко. В пример она привела понижение порога для сдачи ЕГЭ по русскому языку. Порог минимальной оценки госэкзамена для получения аттестата в этом году был снижен с 36 до 24 баллов. Как прокомментировал это позднее Ливанов, в прошлом году примерно 11 тыс. выпускников из более чем 700 тыс. не превысили пороговый балл по русскому языку. «В этом году если бы порог был вновь 36 баллов, таких выпускников было бы около 30 тысяч, — коротко сообщил Ливанов журналистам. — То есть было бы не 1,5 процента, а примерно 4 процента».

То есть снижение балла в этом году фактически позволило чиновникам не портить статистику по ЕГЭ. По его итогам «сохранятся» прошлогодние примерно 1,5% «двоечников» — это около 10 - 11 тыс. школьников.

Минниханов на совещании вкратце рассказал о проектах «Иннополис» и «Смарт Сити», а также о ресурсных центрах, которые будут созданы в ближайшее время для подготовки кадров на предприятиях. Ливанов в своем выступлении подчеркнул необходимость повышения качества подготовки школьников к ЕГЭ, но призвал не стремиться скорее «наказывать» школы за плохие результаты, а анализировать их «спокойно и глубоко». Он подчеркнул важность работы с детьми из неблагополучных семей, с трудными подростками, отметив, что одной из причин снижения порога по ЕГЭ являются именно результаты таких школьников.

ДЕФИЦИТ МЕСТ В ШКОЛАХ И 20% ОТЧЕТНОСТИ

Говоря о планах по ликвидации дефицита мест в детских садах в России к 2016 году, министр заявил, что аналогичная проблема в скором времени может коснуться школ. «Эта проблема уже актуальна во многих регионах», — сказал он. Ожидается, что уже через три года возникнет серьезное увеличение потребности в новых местах в школах. Причиной, по словам министра, является улучшение демографической ситуации.

Что касается нововведений, то министр сообщил, что будут введены базовый (для получения аттестата) и профильный (для поступления в вуз) уровни для сдачи русского языка и математики. «Вряд ли мы внедрим это в следующем году, пока над этим работаем», — оговорился Ливанов. Также министр пообещал вскоре представить общественности масштабный проект по созданию новой образовательной среды в школах РФ.

Среди проблемных моментов Ливанов выделил порой чрезмерную нагрузку на учителей в школах и педагогов дошкольных учреждений, а отчетность вовсе занимает в работе учителей 20% времени, которое могло бы быть потрачено эффективнее, посетовал глава минобрнауки. Эту бюрократизацию министр предложил сократить вдвое — до 10% от общего объема рабочего времени. Участники совещания будут работать в Казани в течение двух дней, вырабатывая ориентиры на будущий учебный год.