«СТУКНУТЬ» В ГИБДД

Сегодня вечером активисты татарстанского отделения федерации автовладельцев России презентовали премьер-министру РТ Ильдару Халикову систему «Народный инспектор». По словам разработчиков из федерации автовладельцев России, предполагается создать возможность для граждан фиксировать и отправлять в ГИБДД данные с собственных видеорегистраторов, на которых будут зафиксированы свидетельства о нарушениях правил дорожного движения и произошедших ДТП. Также в систему «Народный инспектор» предлагают принимать фото- и видеосвидетельства такого распространенного нарушения как парковка на газонах и в других запрещенных местах, сообщает пресс-служба президента РТ. Все о болезнях сердца вы найдете на сайте Кардиолог онлайн.

Для обработки полученных данных будет создана специальная автоматизированная система обработки сообщений, призванная облегчить работу сотрудникам ГИБДД. По результатам рассмотрения данных сотрудники смогут выносить соответствующие административные постановления. Разработчики предлагают создать специальное мобильное приложение для разных типов устройств. Фиксация нарушений при помощи специального приложения должна, по замыслу создателей, обеспечить достоверность передаваемой информации и исключить возможность подделки фотографий и видеозаписей. Появление системы, по мнению разработчиков, позволит повысить ответственность водителей на дорогах, поскольку в таком случае их нарушение смогут фиксировать не только сотрудники ГИБДД, но и любой сосед в транспортном потоке.

Халиков поддержал идею разработки системы «Народный инспектор», однако отметил ряд юридических трудностей, которые предстоит решить как при разработке, так и при использовании системы. «Это очень хорошая идея, и я надеюсь, вам удастся преодолеть все трудности и реализовать ее», — заявил премьер-министр республики и пообещал необходимую нормативно-правовую поддержку со стороны правительства.

Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», презентация системы на правительственной комиссии состоится в грядущую пятницу. «Пока рано комментировать, потому что это инициатива общественной организации. Она еще на комиссии будет рассматриваться», — сообщил «БИЗНЕС Online» глава ГИБДД Татарстана Рифкат Минниханов.

Напомним, Татарстан является регионом с высокой смертностью в ДТП. В 2013 году только на территории республики в ДТП погибли 707 человек и более 7 тыс. человек получили ранения. В начале июня Госсовет РТ принял обращение к председателю Госдумы РФ Сергею Нарышкину, в котором предлагает ужесточить административное наказание за нарушения правил дорожного движения. Также депутаты Госсовета РТ хотят ввести уголовную ответственность за оставление места ДТП в случае причинения тяжкого вреда здоровью и смерти, предусмотренных статьей 264 УК РФ.

ЭТО ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БУДЕТ ОБКАТЫВАТЬСЯ В ТАТАРСТАНЕ

Подробности проекта «Народный инспектор» газете «БИЗНЕС Online» рассказал региональный представитель ФАР по РТ Рамиль Хайруллин.

— Откуда пришла идея создания системы «Народный инспектор»? Это наше новшество, или такой пример используется за рубежом?

Помните проект «Гражданский патруль», который мы презентовали пару лет назад? «Народный инспектор» — это апгрейд, вторая версия. «Гражданский патруль» перестал функционировать, потому что было много препятствий, какие-то пробелы в законодательстве. Человек о нарушении сообщает в ГИБДД, но ему для этого нужно пройти такую кучу всяких препонов: приехать в ГИБДД, собственноручно написать заявление, провести очную ставку. У человека терялось время и отбивалась охота и желание всем этим заниматься.

«Народный инспектор» все эти препоны убирает. Человек снимает на регистратор нарушение ПДД, отправляет его на специально созданный сервер под эту систему и на основании полученных материалов ГИБДД сразу выносит постановление и присылает по адресу владельца автомобиля.

— Как можно будет узнать, когда и где было сделано видео, если автору видео не придется писать заявление и вообще являться в ГИБДД? Ведь данные о дате и времени регистратора могут быть ошибочными.

Согласен, есть такие небольшие технические проблемы.

— Что представляет собой система «Народный инспектор»?

Ильдару Халикову презентовали систему, с помощью которой простые граждане смогут отправлять в Госавтоинспекцию фото- и видеоматериалы о нарушениях правил дорожного движения

— Это пилотный проект, который будет обкатываться в Татарстане. У системы есть три направления. Первое — это нарушения, зафиксированные на видеорегистратор. Второе — незаконная парковка: на газоне, тротуаре, в местах, где она в принципе запрещена. Третье — прием материалов по ДТП.

Для фиксации нарушения ПДД, связанного с незаконной парковкой, будет работать специально разработанное для телефонов приложение, благодаря которому будет обеспечиваться полная привязка к дате, времени и месту.

— Какова основная цель создания системы?

— Уйти от бюрократизма, заявлений в ГИБДД. Человек в любом случае будет верифицирован. Обязательное условие: либо он будет зарегистрирован на сайте госуслуг РТ, либо на специально созданном сайте. Если вдруг у инспекторов возникнут какие-то вопросы по видео, например, нарушитель будет отнекиваться от правонарушения, то в этом случае автора могут пригласить для подтверждения этих данных. Это максимальное упрощение для водителей и пешеходов.

— Сможет ли любой пешеход на свой смартфон снять правонарушение на дороге и отправить его в ГИБДД?

— Да. Пешеходу в этом плане проще, потому что на смартфон это все легко сделать. Зафиксировал, нажал «отправить» — сообщение о нарушении ушло.

— Захочется ли водителю, который зафиксировал нарушение ПДД на регистратор, заниматься отправкой видеоматериалов через компьютер?

Если человек за порядок на дорогах, то он будет заливать видео и отправлять его в ГИБДД. Когда мы запустили «Гражданский патруль», была куча людей с огнем в глазах, которые стояли на перекрестах и снимали по несколько десятков нарушений в день. Но когда они сталкивались с бюрократизмом, когда человек как на работу идет в ГИБДД, пишет заявления, проводит кучу очных ставок в день, он плюет на это все, идет и пишет отказные заявления.

«БУДЕТ СОБЛЮДАТЬСЯ АНОНИМНОСТЬ»

— С какими юридическими трудностями может столкнуться этот проект?

— Все-таки видеорегистратор не является автоматическим средством видеофиксации. Юридическая трудность — то, что вы сразу упомянули: дата, время, место. Основная трудность заключается в том, что на основании данных с видеорегистратора по закону сразу выносить постановление нельзя. Поэтому параллельно с обкаткой проекта будут выдвигаться законодательные инициативы.

— Не приведет ли система к конфликту между гражданами?

— Будет соблюдаться анонимность. Они давно этого просят. Они готовы этим заниматься, чтобы не было наездов со стороны нарушителей. Они опасаются за себя — люди разные бывают.

— Но вы говорили, что заявитель будет верифицирован...

— Данные автора будут доступны только ГИБДД. Не будет заявлений, в которых они будут указаны — то, от чего мы хотим уйти с помощью проекта. Сразу будет постановление, в котором не будет информации об авторе фото или видео.

— Какое решение будет принято на правительственной комиссии по БДД в пятницу?

— На правительственной комиссии, скорее всего, просто донесут, мол, стартует проект в пилотном режиме. Соответствующие комитеты и ведомства должны к этому подключаться. Думаю, система стартанет в любом случае. Будет соответствующий протокол комиссии для утверждения, что проект необходимо запускать.

— Когда заработает система?

— Там все непросто, она будет вводиться этапами. Согласно первоначальному графику запуск назначен на осень. Пока будет идти утверждение, будут разрабатываться законодательные инициативы, подготавливаться сервер, сайт. Приложение для мобильных телефонов запустится быстрее — оно фактически готово, его осталось обкатать.

Как быть с видеоматериалом — да, это большая проблема именно достоверности. Пока сейчас не знаем как.

— Сколько денег потребуется на реализацию проекта?

— Думаю, этот вопрос к ГИБДД, которая взвалит финансовый и технический вопросы себе на плечи. С нашей стороны — донести суть проекта до массы людей, подключить как можно больше людей и освещать его.

— Как вы считаете, через какое время проект должен принесет свои плоды и на дорогах Казани появится культура?

— Этот проект — бомба. То есть фактически видеокамеру в автомобиле приравнивают к автоматическому прибору фото- и видеофиксации ГИБДД. Многие еще не осознают — фактически в машинах будут кататься камеры штрафов, водителей наказывают на месте. Если у нас все это будет работать, два-три месяца — и на дорогах станет на порядок комфортнее ездить, не будет наглецов и автохамов. Они просто не будут знать, откуда пришло возмездие. Они будут опасаться любого автомобиля в потоке. За день можно будет накатать столько штрафов, что пешком легче ходить будет.

ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫЕ ЛИХАЧИ ПОД ПРИЦЕЛОМ КАМЕР

Очевидно, что в объектив «народных инспекторов» будут попадать не только обычные авто рядовых нарушителей, но и автомобили, закрепленные за высокопоставленными чиновниками и бизнесменами РТ. Они, к слову, неоднократно попадали в объективны видеорегистраторов. Недавно в редакцию газеты «БИЗНЕС Online» автолюбитель прислал видео, сделанное его видеорегистратором на северном участке трассы М7. На кадрах видно, как черный BMW X5 с госзнаком Р528ВР 116RUS пытается обогнать выехавший на левую полосу четырехполосной дороги автовоз, сигналя ему. Но водитель тяжелой машины съезжать вправо по первому требованию дорогого авто не намерен и решает завершить обгон. Тут у водителя внедорожника кончается терпение, он не дожидается завершения маневра и обгоняет автовоз по разделительной полосе, поднимая густые клубы пыли. Однако на этом инцидент не исчерпывается: выехав вновь на трассу перед грузовиком, джип притормаживает, «наказывая» его за нерасторопность. Затем, судя по записи, также по разделительной полосе BMW обгоняет и машину автора видео, которого решает также проучить, притормаживая. Как выяснилось, за рулем внедорожника был депутат Госсовета РТ, гендиректор «ПСО Казань» Равиль Зиганшин. Впоследствии комиссия Госсовета по этике признала поведение парламентария неэтичным и рекомендовала ему извиниться через СМИ, чего он, впрочем, пока не сделал.

В октябре 2012 года президент Татарстана Рустам Минниханов лично отреагировал на размещенный в интернете снимок черного Audi с правительственными номерами О069АА, который нарушил правила дорожного движения. Один из жителей Казани сфотографировал, как черная иномарка двигалась по тротуару на площади Тысячелетия по встречному направлению, распугивая прохожих. Таким образом, как выяснилось, водитель решил объехать пробку. Как сообщили тогда газете «БИЗНЕС Online», глава республики, узнав о данном факте, жестко отреагировал на нарушение закона — водитель был уволен.

В прошлом году в сети появилось видео, на котором видно, как Land Cruiser, закрепленный за главой Арского района Алмасом Назировым, выезжает на встречную полосу и проезжает на красный сигнал светофора. Тогда в администрации Арского района заявили, что глава обычно ездит с водителем, который за нарушение правил дорожного движения будет лишен дополнительных выплат.

За нарушением ПДД в апреле 2014 года «поймали» внедорожник главы Елабуги Геннадия Емельянова. Ролик с видеорегистратора, на котором белый Ford Explorer с госзнаками О112АА 16RUS на большой скорости выезжает на полосу встречного движения в зоне действия знака «Обгон запрещен» и обгоняет автомобили в попутном направлении, за пару дней просмотрели 2,2 тыс. человек. Впрочем, по словам пресс-секретаря главы Елабужского района Гульшат Гайсиной, Емельянов в момент события находился у себя на рабочем месте в совете Елабужского муниципального района, а ГИБДД РТ позднее разослала сообщение, что водитель Емельянова был привлечен к административной ответственности.