2-filtr.jpg
Вероятно, что предупреждение в соцсетях о злоумышленниках – просто черный пиар

«ДАЮТ ПОПРОБОВАТЬ ВОДУ С КЛОФЕЛИНОМ, ЧЕЛОВЕК — В «ОТКЛЮЧКУ», А ОНИ ВЫНОСЯТ ВСЕ ИЗ КВАРТИРЫ»

Сегодня в интернете продолжает набирать обороты история о том, как в квартиры казанцев под видом продавцов фильтров для очистки воды якобы проникают злоумышленники, «накачивают» хозяев клофелином и похищают деньги и имущество. «Друзья, будьте осторожны, сейчас постоянно звонят и предлагают провести анализ воды в вашей квартире. Не соглашайтесь. Ставят фильтр, дают попробовать воду с клофелином, человек — в «отключку», а они выносят все из квартиры. Вчера получили информацию от адвоката, 40 заявлений в полицию. Сообщите всем!» — пишет у себя на странице в социальной сети жительница Казани Елена Кочанова.

На сегодняшний день под сообщением Кочановой уже 56 «лайков» и 37 «репостов». Информацию о «мошенниках-клофелинщиках» тут же подхватили и растиражировали местные социальные группы.

Связавшись с Кочановой, выяснили, что в отношении самой распространительницы сообщения никаких преступлений не совершалось. «Сама я, слава Богу, мошенничеству не подверглась. Я просто перепостила из WhatsApp информацию от подруги, которая попросила разослать, так как я занимаю активную социальную позицию и информирую своих друзей о всех случаях обмана населения», — сообщила Кочанова, добавив, что ее подруге сообщение о банде клофелинщиков пришло также через WhatsApp (программа-мессенджер для смартфонов, позволяющая пересылать сообщения, фото-, видео- и аудиофайлыприм. авт.).

ЗАЯВЛЕНИЙ НА «КЛОФЕЛИНЩИКОВ» НЕ ПОСТУПАЛО

Тем временем, как сообщили «БИЗНЕС Online» в УМВД России по Казани, ни одного заявления, связанного с описанной преступной схемой, в полицию Казани до сих пор не поступало. «Заявлений о том, что дистрибьюторы фильтров для очистки воды подсыпали какое-то одурманивающее вещество жителям, от граждан Казани не поступало», — сообщила старший специалист отделения по связям со СМИ УМВД России по Казани Мария Киямутдинова.

По словам Киямутдиновой, с начала 2014 года в полиции Казани зарегистрировано всего два заявления на продавцов фильтров. Так, в начале года в правоохранительные органы обратилась женщина, которая рассказала, что ее сын заключил договор с некой фирмой, предлагающий приобрести фильтр для очистки воды, и оформил кредит на покупку этой техники. Заявительница приняла продавца фильтров за мошенника, однако оснований для возбуждения уголовного дела по статье 159 УК РФ «Мошенничество» в полиции не усмотрели. Также не имелось достоверных сведений о том, что приобретенный потребителем товар является испорченным или оказывает пагубное воздействие на здоровье человека.

Второй случай произошел буквально на днях, 23 июня. В полицию с сообщением о том, что к ней пришел продавец фильтра, обратилась жительница Вахитовского района Казани. Впрочем, никаких преступных действий дистрибьютор не совершал — женщина просто решила перестраховаться, наслушавшись историй о фактах мошенничества, совершаемых в отношении женщин пожилого возраста, объяснила Киямутдинова. «У них просто возникли подозрения, и они обратились в полицию», — заключила представитель УМВД Казани.

Как выяснилось, сообщение о мошенниках с точно таким же текстом распространилось не только среди казанцев, но и среди пользователей интернета из других городов России. Впрочем, и там «40 заявлений в полицию» не подтвердились. Как сообщил 23 июня сайт регионального издания «АиФ-Югра», полиция Югры опровергла сообщения о банде клофелинщиков, распространяемые пользователями социальных сетей. «В пресс-службе УМВД по Югре корреспонденту «АиФ-Югра» сообщили, что в последние пару месяцев подобных ограблений не происходило, и информация не соответствует действительности. Тем не менее полицейские советуют не доверять так называемым продавцам фильтров — подобные установки никак не влияют на качество воды, а чистая жидкость, которая появляется во время презентации после использования фильтров, — не более чем трюк, говорится в сообщении СМИ.

В казанской компании Delfeen, которая работает в направлении очистки воды, не исключают, что сообщение о мошенничествах может быть спланированной акцией конкурентов. В то же время действия мошенников — реальные или вымышленные — сильно мешают бизнесу, отметила офис-менеджер компании Зухра Исхакова.

«Мы, как организация, которая более 8 лет на рынке, страдаем от этих мошенников. Люди стали бдительнее, настороженно относятся к продавцам фильтров, не пускают их в квартиры», — рассказала Исхакова.

«Народ говорит о том, что ходят мошенники. Разные варианты есть... Кто-то говорит, что оформляют кредит на большую сумму, кто-то говорит, что приходят, дают пробовать водичку на вкус, а в итоге там оказывается клофелин и происходит ограбление квартир. Буквально сегодня приходил молодой человек и рассказывал историю про клофелин», — сообщила офис-менеджер.

По словам Исхаковой, недавно ей позвонила клиентка и сказала, что к ней едет представитель Delfeen. Посмотрев график дистрибьюторов фильтров офис-менеджер обнаружила, что в районе, о котором говорила клиентка, представителей компании нет. «Мы тоже людей предупреждаем о том, что наши представители в любом случае представляются, у нас все организовано. Есть руководители, офис и номер телефона, куда можно позвонить. А эти люди никакую информацию не дают», — резюмировала девушка.

В компании «ЭкоЛайн», упоминающейся некоторыми пользователями в связи с подобными сообщениями, корреспонденту «БИЗНЕС Online» затруднились пояснить, как это влияет на бизнес. «Мы ни с чем подобным не сталкивались», — с недоумением ответили нашему корреспонденту по телефону.

БИЗНЕС ПРОСИТ ОЧИСТИТЬ «КАРМУ»

По мнению директора агентства интернет-рекламы «Реаспект» Нияза Гараева, вбросы были всегда и через газеты, и через радио, и на ТV. Но через официальные СМИ сделать что-то подобное непросто. И глубина аудитории в интернете совсем другая, если у кого-то тысячи «друзей» в соцсетях, любой «бред» разнести довольно-таки легко.

«Не сказал бы, что существуют какие-то специальные черные интернет-технологии, — пояснил «БИЗНЕС Online» Гараев. — Интернет — лишь средство распространения информации, причем стоимость этого канала гораздо ниже. Распространить любую ерунду может хоть школьник!»

С подобными историями компании сталкиваться приходилось. По словам Гараева, некоторые клиенты просят «очистить» негативные упоминания о компании в интернете. Поэтому существует услуга по формированию положительного образа клиента.

«Любая компания сталкивается с ситуацией, когда недовольный клиент заходит на форумы, выкладывает в соцсети негативные комментарии, — рассказал он. — Бывает, что это не имеет под собой оснований, часто это бывает преувеличено, некоторые клиенты просто неадекватны и навязчивы. Черный вброс, разумеется, никуда не денется, но более позитивные новости с точки зрения релевантности поисковых систем вполне могут его перевешивать».

Услуга востребована, как правило, крупными компаниями, отмечает Гараев. Если у фирмы много клиентов и есть большая вероятность, что кто-то будет недоволен, то приходится прибегать к такого рода сервису. Это может касаться банков, интернет-магазинов, где негативные отзывы способны напрямую отражаться на результатах бизнеса.

Антон Маркин — account-менеджер компании Green PR, Москва:

— Случаи подобного черного пиара случаются, и здесь надо понять, с чем мы имеем дело. Существует так называемый «направленный негатив», но он должен иметь под собой основание, например, негатив связан с упоминанием какой-то компании. Если же названия компании не указано, то, возможно, это какая-то забава людей, увлекающихся такими новостями, online-баловство.

Насколько негатив направленный, можно судить, если проанализировать статистику прироста подобных репостов. Характерная черта направленного негатива — это пиковость, когда сообщения появляются разом в нескольких крупных местах и носят примерно одинаковый контент.

Как бороться? Это в первую очередь работа community-менеджеров, которые активно ввязываются в дискуссии как официально от имени компании, так и через скрытый маркетинг, когда общение идет через неофициальных лиц. Можно также бороться и с поисковой выдачей. В описанном случае достаточно даже официального заявления компании, поскольку, как вы говорите, нет заявлений в полицию. А раз их нет, то негативные утверждения опровергаются, и такой вопрос может быть снят быстро, все легко доказуемо и можно легко продемонстрировать.

Алексей Щукин — гендиректор интернет-магазина «Подарки 116.ru»:

— Негатив в соцсетях для бизнеса крайне неприятен, особенно если бизнес «завязан» на интернете. Например, мы как интернет-магазин при высылке товара в другие города просим предоплату, и здесь очень важна репутация. И не только самой компании-продавца, но и даже самого вида бизнеса в целом! Когда в соцсетях, где-то в прессе пишут об интернет-магазинах, замешанных в мошенничестве, которые, допустим, берут предоплату, но не присылают товар или он плохого качества, это мешает и «хорошему» бизнесу. Люди меньше доверяют. А без подтверждения оплаты не всякий интернет-магазин может себе позволить отправку товара.

Противостоять этому, конечно, можно — планомерно искать комментарии, чтобы логически выводить на чистую воду клеветников, требуя фактов, документальных подтверждений сказанному. Это один путь. Второй — это, конечно, работа с клиентами. Заказчик должен быть доволен сервисом, тогда у него не будет повода жаловаться ни online, ни по-настоящему.