Включение Болгарского комплекса в список всемирного наследия ЮНЕСКО стало поводом для пресс-конференции с представителями фонда «Возрождение»

ОЧЕРЕДНАЯ ПОБЕДА ШАЙМИЕВА

Сегодня в казанском Кремле собрались представители СМИ, а также члены попечительского и экспертного советов фонда «Возрождение». Поводом стала суперновость, долетевшая вчера в Татарстан из Катара — решением 38-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО Болгарский историко-археологический комплекс включен в список всемирного наследия.

«День знаменательный, — сразу объявил сегодня госсоветник РТ, первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. — Работа была начата почти 15 лет назад. Первый раз мы заявились еще на 24-й сессии в 2000 году в Австралии. Потом на 25-й сессии в Хельсинки». По его словам, на многие вопросы нельзя было бы ответить без масштабных работ.

Минтимер Шаймиев: «При умелом обращении наследие не только обогащает нас духовно, но и играет познавательную роль»

Госсоветник рассказал, как проходила сессия в Катаре. «Началось с нас, с обсуждения Болгарского комплекса. Оно продолжалось больше часа — довольно-таки длительно. Всего выступили более 20 стран. Были вопросы. Надо отдать должное, это придает весомость той работе, которую мы проводим. Материалы наши составили несколько томов научно-практических обоснований, представленных нашими специалистами. В целом они признаны соответствующими строгим требованиям ЮНЕСКО. В итоге Болгар включен в список ЮНЕСКО, — под аплодисменты сообщил Шаймиев. — Работы стали возможными с одобрения президента России Владимира Путина. Потом при Минниханове, при правительстве благодаря тому, что удалось найти понимание важности восстановления Болгара и Свияжска не только для республики, но и России».

Похвалил первый президент РТ и свою команду. «Главное — как подойти к масштабным работам. За эти годы появилась прекрасная команда. В стране таких специалистов очень мало! Шло тесное сотрудничество с ЮНЕСКО. Мы ездили по разным странам, смотрели их объекты», — рассказал он. Напомнил и количество объектов в заветном списке. Так, в России за 50 лет (принятие СССР в ЮНЕСКО) было принято в список всего 25 объектов. Болгар стал 26-м. Другой татарстанский объект — казанский Кремль.

«При умелом обращении наследие не только обогащает нас духовно, но и играет познавательную роль. Сейчас в обществе идет много споров по составлению учебников. Нам удалось ответить на много вопросов в этой части. Огромное значение имеет Болгар сегодня», — поделился мыслями госсоветник.

Татьяна Ларионова — исполнительный директор некоммерческой организации «Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры РТ», рассказала всю предысторию до вчерашнего события — признание на сессии в прошлом году универсальной выдающейся ценности Болгара, осенний приезд в республику экспертов ИКОМОС. По ее словам, в Катаре Казахстан предложил включить Болгар в список ЮНЕСКО по трем критериям, а не одному. Напомним, ранее мы подробно писали о работах по включению татарстанского объекта в список. «Это яркая победа. Очередная для Шаймиева», — резюмировала Ларионова.


«БУДЕМ СПЕШИТЬ МЕДЛЕННО»

Работа по Болгару, связанная с попаданием в заветный список, разумеется, на этом не заканчивается. Кто бы сомневался... «Работы много. Казалось бы, многое сделано. Главное — это то, что дальше что и как делать мы уже знаем. Мы будем открывать новые пласты, спеша медленно. Раскопки будут продолжаться, — сообщил госсоветник РТ. — Мы пригласили мастеров по стеклянным делам. Но сейчас мы работаем над тем, как все было. В Болгаре появятся археологические парки, они ничему не противоречат, потому что крупных сооружений там не будет».

Одним из главных направлений работ при этом он считает решение капитальных вопросов транспортного обеспечения в Болгар. «Мы сейчас думаем, как сократить туда водный путь на летний и зимний период. Прорабатываем варианты. Возможно, люди будут ехать до Лаишева, а потом по водохранилищу двигаться в Болгар, — назвал варианты Шаймиев. — Нужно, чтобы было достаточное количество гостиничных номеров. Отмечу, что палаточный городок мы вынесли за пределы городища. Главное — создать людям комфорт. И, конечно, самое большое, что начали — укрепительные работы, чтобы выйти на русло Волги. Республика 30 процентов средств выделяет. Остальное — за счет российских структур. Скоро Болгар сможет принимать любые теплоходы, будет пристань, причальные стенки, чтобы оградить сползание. Тогда вообще все заиграет». Среди других необходимых работ он назвал наличие точек питания для любой категории людей, а также содержательное экскурсионное обслуживание.

Не остался без внимания и другой объект, которым занимается фонд «Возрождение», — Свияжск. «Продолжаем работу по Свияжску. Это XV век. Огромный объем работы ведется. Будем продолжать работу по нему. Простым этот путь не будет, — сказал Шаймиев и заявил, что данный объект также планирует побороться за включение в список ЮНЕСКО. — В какой номинации и в какой форме выйдем — путь длительный. Это не тот случай, когда вышел и победил. Да это и не нужно».

«Путь нелегкий, тернистый. Мир развивается, — рассказал журналистам Шаймиев. — Однажды мы показали экспертам Свияжск по природному критерию, ландшафту. Мы ждем эксперта, чтобы определить, как работать. Деревянная церковь XV века — это ведь величайшая ценность. Есть уникальная роспись в Успенском соборе. Будем думать, как подойти к работе», — прокомментировал он дальнейшие планы по Свияжску.

«ХРАНИТЕЛЬНИЦЕ — БЫТЬ! ИНАЧЕ ЧТО О НАС ПОДУМАЮТ ЛЮДИ?»

Рассказал Шаймиев и о других планах по новым объектам, ответив и на вопросы «БИЗНЕС Online».

«Я обещал главам районов посетить Тетюши, Биляр. И до сих пор еще не доехал, потому что разбрасываться в этом деле невозможно. Будем изучать, что еще и как делать постепенно. Я вам скажу, что Болгарское государство еще ведь включает и Мордовию, и территорию Самары. Это огромное государство, и на все у нас сил не хватит. Вопросы есть, включая и Чистополь, — ответил он. — Сейчас в России идет развитие туризма в малых городах. Мы только появились, по сути, в презентабельном виде, и Болгар среди малых городов уже на 10-м месте. Ниже уже не будет — я уверен в этом. Будем конкурировать. Есть еще ведь Свияжск. Надо определить, сколько времени еще этим заниматься. Сейчас мы поверили в себя, это главное».

Ларионова рассказала журналистам, ожидают ли Болгар какие-либо внутренние ограничения с включением в список ЮНЕСКО.

«ЮНЕСКО нам не будет платить, и мы тоже не будем им. Дополнительной ответственности перед ЮНЕСКО не появилось. Но появилась ответственность за сохранение имеющегося. Мы предусмотрели инфраструктуру для туристов. Основные объекты, связанные с инфраструктурой, вынесены за границы городища. Мы внимательно подошли к строительству речного порта», — сообщила она.

Сергей Иванов (слева) сообщил, что через несколько лет ожидает значительного прироста туристов в Болгар — до 500 тыс. ежегодно

Уточнила Ларионова и объем средств, направленных на восстановление Болгара в последние годы — по паритетному финансированию (федеральное плюс местное) в год выделялось по 400 млн. рублей. В этом году сумма составит 380 млн. рублей. «Некоторые объекты полностью финансируют частные инвесторы. Отчетности по ним нет. В начале каждого года представляем полную информацию», — сказала она. Шаймиев уточнил, что программа финансирования не бесконечная и продлена до 2015 года. «Будем думать, что делать. Не без заначки», — с улыбкой отметил он.

Первый президент РТ сообщил также, что в августе в Болгаре будет проведено масштабное мероприятие в связи с получением знака, на которое постараются пригласить и представителей ЮНЕСКО. Кстати, как сообщил журналистам председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов, он ожидает, что Болгар будет ежегодно принимать по 500 тыс. туристов через 6 - 7 лет.

Завершилась встреча вопросом «БИЗНЕС Online», когда же, наконец, и где будет (если будет?!) установлена многострадальная скульптура Даши Намдакова «Хранительница», которую первоначально планировалось разместить в Болгаре. Напомним, в прошлом году Шаймиев говорил, что скульптура обязательно будет установлена в Татарстане.

«Однажды я уже сказал, что скульптура найдет свое достойное место, потому что это выдающееся произведение. Где только сейчас не презентуют работы Намдакова! Это талантливый человек. Кроме того, это не касается непосредственно нашей истории. Иной раз интересные мы ребята! Как можно отказаться от своей истории. Если кто-то ищет элементы язычества, то до принятия ислама было язычество на всем пространстве Евразии. Конечно, статуя найдет свое место. Лично меня переубедить невозможно, — сказал Шаймиев. — Все продвинутые специалисты восхищаются им. Наша задача просветительская, мы должны расти. Я не представляю, чтобы в Татарстане заказали что-то, сделали и не установили. Что подумают про нас люди? Все будет нормально, все будут аплодировать».