1.jpg
Апелляционную жалобу суд не удовлетворил

ОСТАВИТЬ ПОД СТРАЖЕЙ

Сегодня в Верховном суде Татарстана состоялась процедура обжалования решения Вахитовского районного суда Казани от 11 июня 2014 года, согласно которому на два месяца на время следствия был арестован проректор по научной работе КНИТУ-КХТИ 60-летний Ильдар Абдуллин.

Защитой интересов Абдуллина в суде занимается адвокат Владимир Гусев, знакомый читателям «БИЗНЕС Online» по громкому процессу, связанному с ДТП на улице Эсперанто: этот известный в Казани юрист защищал обвиняемого Сергея Руснака.

Как только связь в СИЗО-2 Казани посредством видеоконференцсвязи была налажена, на экране за решеткой появился сам Абдуллин. Проректор был одет просто: серая ветровка, темный джемпер в полоску. Представившись суду, Абдуллин сел и стал внимательно следить за происходящим в зале Верховного суда.

Первым делом адвокат Гусев попросил суд приобщить к материалам уголовного дела справку из поликлиники о состоянии здоровья подозреваемого, а также два обращения от научных сообществ КНИТУ-КХТИ и КНИТУ им. Туполева. Преподаватели этих вузов собрали подписи в поддержку Абдуллина и попросили суд изменить меру пресечения на домашний арест. Судья Ренат Касимов обратил внимание на то, что обращения коллег Абдуллина не заверены печатью.

«А вдруг это не ученые? Может, это студенты подписались?» — обратился судья к Гусеву.

«Они ведь не от имени вуза ходатайствуют, это мнение научной общественности. Я считаю, что их можно оценить в таком виде», — парировал Гусев, после чего обращения преподавателей двух вузов были приобщены к материалам дела.

Ильдар Абдуллин
Об освобождении Ильдара Абдуллина из СИЗО ходатайствовали преподаватели КНИТУ-КХТИ и КНИТУ им. Туполева (фото: www.kstu.ru)

Ссылаясь на обращения преподавателей, Гусев также отметил, что Абдуллин является признанным ученым, автором 350 научных работ. Только за последнее время 18 его работ были опубликованы в зарубежных изданиях, сообщил адвокат.

«Достаточных оснований для избрания такой суровой меры пресечения для моего подзащитного у суда первой инстанции не имелось как по основаниям, предусмотренным законом, так и по характеристике личности моего подзащитного, который является не просто уважаемым человеком, но и человеком публичным. Плюс ряд заболеваний и других оснований...» — заключил Гусев.

Разбираясь в материалах дела, судья уточнил, по какому числу эпизодов подозреваемому предъявлено обвинение.

«Обвинение предъявлено по одному эпизоду, по второму не возбуждалось еще», — ответил Гусев.

Когда очередь дошла до Абдуллина, проректор сообщил суду, что не собирается скрываться от следствия, оказывать давление на свидетелей и уничтожать вещественные доказательства. Он попросил судью смягчить ему меру наказания на домашний арест.

Отвечая на вопросы судьи, Абдуллин сообщил, что шенгенской визы у него нет, а от загранпаспорта он может отказаться, если это потребуется.

«Прошу учесть мое состояние здоровья. А загранпаспорт можно просто ликвидировать», — резюмировал Абдуллин.

Удалившись в совещательную комнату, Касимов вернулся в зал суда уже через несколько минут и огласил решение: постановление судьи Вахитовского районного суда Казани от 11 июня 2014 года оставить без изменений, апелляционную жалобу адвоката Гусева — без удовлетворения.

НА РАБОТЕ ИЗЪЯЛИ БУМАГИ

По окончании процесса Гусев прокомментировал резонансную историю, которая развивается вокруг Абдуллина. По словам адвоката, во время выемки в кабинете проректора ничего не нашли.

«Думали, в кабинете миллионы чемоданами и россыпи бриллиантовые... Ничего не изъяли такого, чтобы оно пригодилось следствию. На работе изъяли бумаги, у него в служебном кабинете много бумаг. Их изъяли, но какое отношение они имеют к этому делу, я не знаю. Ничего такого, что бы свидетельствовало о его безграничной преступной деятельности», — рассказал Гусев.

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о втором эпизоде в деле, упомянутом на процессе, Гусев сообщил, что информация об аналогичном случае имеется.

«Про это есть информация, что якобы за год до этого был аналогичный случай с тем же фигурантом. Те же люди, те же обстоятельства, только другие деньги. Но пока нам никто про него ничего не говорит, поэтому я не могу рассказать подробностей», — сообщил «БИЗНЕС Online» Гусев.

К слову, адвокат не исключает, что его подзащитного будут проверять на детекторе лжи. Гусев отметил, что такая проверка вряд ли станет доказательством в суде и больше связана с моральной стороной вопроса.

2.jpg
Владимир Гусев: «Ничего не изъяли такого, что бы свидетельствовало о его безграничной преступной деятельности»

ЧТО ШЬЮТ?

Как ранее сообщала газета «БИЗНЕС Online», Абдуллин был арестован около двух недель назад — его вывели из здания университета в наручниках.

Громкое задержание в вузе «большой тройки» до вчерашнего дня в правоохранительных органах никак не комментировали. И вот, наконец, эти комментарии последовали. Накануне пресс-служба МВД по Татарстану сообщила о том, что полицейскими задержан проректор одного из казанских вузов по подозрению в совершении мошенничества. Название вуза и фамилия задержанного в пресс-релизе не названы. Но было ясно, что речь идет именно об Абдуллине.

Согласно информации МВД, он подозревается в совершении мошенничества в особо крупном размере. А именно: в создании схемы систематического хищения бюджетных денежных средств, выделенных на развитие вуза и проведение научных разработок. Как говорится в сообщении министерства внутренних дел, это было установлено в ходе комплекса оперативно-разыскных мероприятий, проведенных сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Татарстану.

Названы и факты, ставшие основанием для задержания. В частности, говорится о том, что в декабре 2013 года подозреваемый решил вопрос о выделении образовательному учреждению 40 млн. рублей для приобретения дорогостоящего научного оборудования. После выделения средств он по заранее разработанной схеме через подконтрольные ему коммерческие структуры совершил хищение свыше 16 млн. рублей. Аналогичным образом в феврале 2013 года подозреваемый инициировал проведение конкурса, где победила подконтрольная ему коммерческая структура.

Еще 11 июня Вахитовский районный суд Казани выдал санкцию на арест проректора сроком на 2 месяца с содержанием в следственном изоляторе. А 17 июня ему было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»).

После публикации в газете «БИЗНЕС Online» материала о задержании проректора КНИТУ с нами связалась его дочь Елена — доцент того же вуза, которая рассказала о том, что арест ее отца был окружен такой плотной завесой тайны, что даже она, одна из немногих близких родственников, узнала об этом буквально на днях и случайно, что называется, через третьи руки. К тому моменту она уже собиралась подавать заявление в полицию о пропаже отца, так как он несколько дней не отвечал по мобильному телефону, чего ранее с ним никогда не бывало, даже если он находился за границей.