В следующем году челнинская школа архитектуры и дизайна «Да-Да» отметит 25-летие
В следующем году челнинская школа архитектуры и дизайна «Да-Да» отметит 25-летие

«ВЕЗДЕ ОТКАЗ, ВЕЗДЕ МОЛЧАНИЕ»

Встревоженный улей напоминает в последние дни челнинская школа архитектуры и дизайна «Да-Да». Преподаватели этого учебного заведения обратились в редакцию газеты «БИЗНЕС Online» с просьбой... помочь в решении неожиданной проблемы. Как гром среди ясного неба свалилась на них новость об отставке директора Татьяны Хайман, руководившей школой четверть века. В августе ей должно исполниться 60 лет, и, по негласным законам управления образования, в этом возрасте ей надлежит оставить должность и назначить себе преемника. Сотрудники учебного заведения признаются: они готовы уйти вслед за директором, так как на ней держится вся школа.

«В 2015 году школе исполнится 25 лет. Татьяна Александровна всегда с надеждой говорила, что ей дадут отпраздновать эту дату, — рассказывает член союза архитекторов России и преподаватель школы Елена Сафиуллина. — Тем не менее власти на это даже не посмотрели — ее просто поставили в известность, что с ней больше не будут заключать контракт. Она долго не говорила нам об этом. Когда мы все узнали, то были в шоке! Пытались поговорить с администрацией города, стали «поднимать» всех знакомых, ведь у нас учатся дети чиновников и руководителей предприятий, у нас учились и дети Ильдара Халикова когда-то. Мы ходили в общественную приемную Шайхразиева, записывались на прием, ждем звонка уже три недели, но везде отказ, везде молчание».

Татьяна Хайман: «Это моя авторская школа, мы с мужем всю жизнь в нее вложили, из маленького кружка превратили ее в одну из лучших архитектурно-дизайнерских школ России»
Татьяна Хайман: «Это моя авторская школа, мы с мужем всю жизнь в нее вложили, из маленького кружка превратили ее в одну из лучших архитектурно-дизайнерских школ России»

Коллектив школы хочет одного: чтобы Хайман дали еще хотя бы год побыть на посту. За это время она смогла бы подготовить себе достойного преемника. Преподаватели признаются: никто в «Да-Да» и не задумывался о том, что нужно срочно готовить замену директору — все просто работали, занимались творчеством, обучали детей. Да и претендентов на эту должность (даже из числа сотрудников) не так уж много, учитывая, что новый руководитель должен быть не старше 45 лет.

«ОНИ СОБИРАЮТСЯ УЕХАТЬ ИЗ ГОРОДА. ЧТО ИМ ЗДЕСЬ ДЕЛАТЬ?»

«Молодые не хотят руководить, боятся, да и мы не будем им подчиняться, — говорит доцент кафедры дизайна НГПИ и преподаватель школы Галина Нигматзянова. — Текучки кадров у нас почти не было. Коллектив Татьяна Александровна собрала сама, он был почти неизменным в течение 15 лет. У нас ни один не ушел, даже пенсионеры работают до сих пор. Теперь же 50 процентов преподавателей уйдут точно. Если придет другой человек на должность директора, у него будут свои требования. Школа больше не будет такой, как сейчас. Она может стать просто художественной, но не будет авторской. Мы и депутату Госсовета РТ Файрузе Мустафиной звонили, и в Казань обращались. Нам сказали, что при всем уважении ничего сделать не могут».

Мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев и заслуженный деятель искусств РТ, член Союза дизайнеров  СССР и  России Вадим Хайман на открытии персональной выставки последнего
Мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев на открытии персональной выставки заслуженного деятеля искусств РТ, члена союза дизайнеров СССР и России Вадима Хаймана (на фото)

Как стало известно «БИЗНЕС Online», свой пост заведующего кафедрой дизайна НГПИ собирается покинуть и муж директора «Да-да» Татьяны Александровны Вадим Хайман. Именно он в 1990 году основал школу архитектуры и дизайна, став автором ее образовательной концепции и структуры. До сегодняшнего дня он работал в школе преподавателем и заместителем директора по научно-методической работе.

«Татьяна Александровна просила ничего не говорить родителям, никто ничего не знает, — продолжает Нигматзянова. — Мы хотели поднять бучу на родительском собрании, но она сказала, чтобы до нового учебного года никто ничего не говорил. Она готова бороться за нас, но за себя бороться не может. Ей сказали, что на 25-летие она может всего лишь «прийти в гости». Сейчас они с мужем собираются уехать из города. А что им здесь делать? Ходить и смотреть из-за угла на школу?»

«СВАДЕБНЫМ ГЕНЕРАЛОМ Я БЫТЬ НЕ ПРИВЫКЛА»

По результатам рейтинга союза архитекторов России, школа «Да-Да» входит в тройку ведущих архитектурных школ страны. Первоначально она была студией, которая к 1996 году переросла в школу с системой непрерывного трехступенчатого художественно-проектного образования, получившей в процессе реорганизации ступени «Студия», «Школа», а также «Отделение архитектуры и дизайна» для направленной подготовки в архитектурно-дизайнерские вузы.

Впервые в России на базе уже сформированного педагогического коллектива школы и разработанных им методов художественно-проектного образования в 2008 году создана кафедра дизайна высшего учебного заведения при ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» (НИСПТР). Многие из преподавателей школы являются победителями и лауреатами всероссийских и международных конкурсов. Более 60% из них состоят в творческих союзах страны: союзе дизайнеров России, союзе архитекторов России, союзе художников России. Обучение проходит по авторским методикам и программам.

Школа дважды награждена российским национальным призом в области дизайна «Виктория» в номинациях «Дизайн-образование» (2002) и «Школа дизайна» (2010), союза дизайнеров России и министерства культуры России. Сейчас в ней обучаются около 600 детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет.

Сама Хайман призналась корреспонденту «БИЗНЕС Online», что, и правда, подумывает покинуть город вместе с мужем: по ее мнению, в Челнах ей больше делать нечего.

«Это моя авторская школа, мы с мужем всю жизнь в нее вложили, из маленького кружка превратили ее в одну из лучших архитектурно-дизайнерских школ России, — говорит она. — Я не была инициатором обращений в мэрию. Я знаю эту систему, 24 года в ней работаю. Я сразу сотрудникам сказала, что это бессмысленно, только хуже будет. Я не вечная. Но обидно то, что в следующем году школе 25 лет, а свадебным генералом я быть не привыкла. Рамиль Марванович прекрасно понимает, что школа авторская, просто он, наверное, не в силах ничего изменить. Он с большим уважением относится к школе».

Хайман сказала, что на роль преемников выдвинула две кандидатуры. Как стало известно «БИЗНЕС Online», одной из них стала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Гасперт. Она также упомянула, что обратилась к Халимову с просьбой присвоить «Да-Да» статус «нетиповой школы». По ее словам, согласно новым федеральным требованиям к школам искусств, «все программы обучения становятся одинаковыми по всей стране без учета авторских подходов». Единственный способ сохранить «изюминку» — сделать «Да-Да» нетиповым образовательным учреждением. Однако на это может пойти только учредитель, которым в данном случае выступает город.

«Разница между учебным планом, который предлагает минкульт, и тем учебным планом, по которому работаем мы — порядка тысячи часов в год, — говорит Хайман. — Финансовые вливания, конечно, потребуются. Но если город хочет гордиться такой школой, как «Да-Да», он пойдет на это. Суть в том, что за эти годы мы умудрились выстроить очень работоспособную творческую систему. Школа вплотную уже 6 лет связана с кафедрой НИСПТР, связана с союзом дизайнеров России, с союзом архитекторов. Все было отлажено, все очень эффектно работало: и конференции, и фестивали, и связь с творческими союзами, и участие в конкурсах. А что будет теперь, я, честно говоря, не знаю. Школа — сложный организм, он выстраивался годами».

«ЭТО ПРОИСХОДИТ С КАЖДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»

Заместитель руководителя исполкома города — начальник управления образования и по делам молодежи Рамиль Халимов, к которому газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментарием, сказал, что Хайман в течение пяти лет после выхода на пенсию работала в «Да-Да» директором на контрактной основе. В принципе, контракт можно было продлевать и дальше, но «молодые тоже должны работать» и «преемственность должна быть». При этом он выразил уверенность, что бывший директор останется в учебном заведении, а вовсе не покинет город.

«Она, как и все, уходит на заслуженный отдых, это происходит с каждым человеком, — сказал Халимов. — При этом она остается в этом учебном заведении. В качестве кого — мы будем решать вместе с ней. Это будет хорошо для преемника, который будет наводить новую политику в школе».

Халимов подчеркнул: от коллектива школы «Да-Да» к нему не поступало никакого письма с просьбой оставить Хайман на посту. На вопрос «БИЗНЕС Online» о возможном уходе вслед за директором половины преподавательского состава начальник управления ответил просто: раз она останется на должности в школе, значит, и коллектив останется.

«Школ такого уровня на территории России раз-два и обчелся, — добавил он. — Это несомненная заслуга Татьяны Александровны и всего коллектива. Есть достижения республиканские, российские — все это есть. Но нужно понять одну вещь, что в жизни так происходит: старшее поколение потихоньку уходит, дает дорогу молодым, они должны дальше развивать дело. В случае с «Да-Да» цель преследуется именно такая».

«ЭТО ХАМСТВО С БОЛЬШОЙ БУКВЫ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» высказали резкую критику в адрес поведения властей по отношению к директору школы архитектуры и дизайна.

Вячеслав Нилов — гендиректор ООО «Челныпроект», экс-главный архитектор Набережных Челнов:

— Для таких людей, как Татьяна Александровна, необходимо делать исключения из общего правила по возрасту. Если она останется работать в школе, она как минимум принесет пользу еще многим детям. В ее случае возраст не помеха плодотворной работе, и подобные правила должны носить рекомендательный характер. Все это звучит странно. Я полностью на стороне коллектива школы, который пытается не допустить ухода своего директора. А если, к примеру, со стороны Татьяны Александровны звучали резкие высказывания по поводу архитектуры Челнов, то это надо ценить и радоваться тому, что есть отдельная яркая точка зрения. Когда все дуют в одну дуду — неинтересно работать и жить. Интересное высказывание против всегда ценно.

Игорь Лерман — руководитель оркестра:

— Татьяна Александровна — человек инициативный, культурный, человек, который строил наш город. Отставка — это неправильно, потому что на таких людях наш город держится и обладает небольшим, но именем. Отправлять ее на пенсию нельзя. На Западе, к примеру, есть пенсионный возраст, и даже самые великие профессора или скрипачи, с которыми мы играли, уходят. Один из них преподавал в Кельне, но достиг возрастного порога — и все, ушел. Однако есть и исключения, они распространяются на тех людей, которые делают имя школе. По-моему, так должно быть. Мне кажется, в отношении Татьяны Хайман нужно сделать такое исключение и обязательно ее оставить. Она же создатель этой школы. Насколько я знаю, школа «Да-Да» была элитным заведением. Я даже иногда приглашал учеников этой школы на наши концерты, и они делали сиюминутные зарисовки по музыке или по музыкальному сюжету.

Нетрудно вспомнить, как пример, политиков, которые работали и в 70 лет. А Татьяна Александровна полна деятельной энергии, планов, поэтому все это, по-моему, глупо. Но если коллектив будет вместе с Татьяной Александровной, тогда, я думаю, все обойдется. Вспомним инцидент со знаменитой «Лентой.ru», руководителя которой уволили, а за ним ушли около 70 журналистов. Теперь «Ленты.ru» нет — она как бы есть, но это уже обычная новостная лента, а была №1. От руководителя многое зависит. Как с головы гниет рыба, так и наоборот: если за руководителем идет коллектив, если он делает школу, дело процветает.

Александр Максимов
Александр Максимов

Александр Максимов — доцент кафедры дизайна НГПИ, член союза дизайнеров России:

— Было бы нормально, если бы все это было сказано Татьяне Александровне хотя бы уважительно. А не так: звонит отдел кадров, говорит готовить чемоданы. Наверное, должно быть как-то по-другому. Нельзя выбрасывать людей, как отработавший механизм, таких людей-интеллигентов, которые строили КАМАЗ и делали в городе все то, что отличает его теперь от других современных городов. Чтобы сохранилась хоть какая-то преемственность, нужно этих людей как можно дольше оставлять, держать, нужно, чтобы молодые люди как-то крутились вокруг них и продолжали заражаться.

Есть такое мнение, что незаменимых людей нет. И любое хорошее дело двигается вперед, когда в любой момент можно заменить любого члена этого коллектива, а он продолжит работать, как ни в чем не бывало. Это представление пришло из бизнеса: каждый бизнесмен мечтает о том, чтобы он мог отказаться от конкретного человека, заменить его другим, и все продолжает работать. Все хотят такую схему, но на деле все происходит очень болезненно. Да и не в любом деле это возможно. Я думаю, что это большое заблуждение и многое зависит от конкретного человека. В школе «Да-Да» не то, что руководителя, тут большой вопрос педагога заменить!

Школа делалась не по команде, не по команде делались ее результаты, и не по команде мы прожили 25 лет. Это большое взаимопонимание и желание делать общее дело. То, что произошло, — это моральное убийство. Это хамство с большой буквы. По-моему, власти просто не понимают, что они делают. Шайхразиев когда-то произнес, что по достижению 60 лет человек должен уйти и на его место должен прийти молодой. Но где взять такие мозги, такую культуру, такую интеллигентность? Только потому, что человек становится руководителем, автоматом такие качества не приобретаются. Нужно было очень осторожно, издалека предупредить человека, что настает его возраст, что нужно подготовить себе достойную смену, и максимально заботливо попытаться сохранить все, что уже сделано, не растерять. Это получилось какое-то глупое расставание: мол, ничего страшного, если вы уйдете — поплачут дети и родители какое-то время, привыкнут и успокоятся. Школа — это живой организм, что-то, что должно разумно продолжаться. И не может человек, который этого не создавал, понять это. Он просто не будет знать, к чему стремиться.