ПОЧТИ ПОЛОВИНА ЮНЫХ КАЗАНЦЕВ ПОКИДАЕТ ШКОЛУ ПОСЛЕ 9-ГО КЛАССА

В Татарстане стартовала приемная кампания: вузы, техникумы и колледжи готовятся к встрече с будущими студентами. А между тем эксперты в области профориентации бьют тревогу: молодые люди все реже самостоятельно выбирают профессию, уступая настояниям родителей. И частый результат такого выбора — неудачи в дальнейшей профессиональной жизни. Эксперты социально-делового центра БИНК, кандидаты социологических наук Татьяна Трифонова и Алсу Вылегжанина в ходе состоявшегося на днях в редакции «БИЗНЕС Online» круглого стола рассказали, какие профессии наиболее востребованы на рынке труда, и поделились советами, как избежать ошибок в выборе специальности.

ELG_0030.jpg

СУЩЕСТВУЕТ ПЕРЕКОС В ТОМ, КАКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОТОВЯТ, И КАКИЕ ВОСТРЕБОВАНЫ НА РЫНКЕ

– Вы сотрудничаете с министерством труда, занятости и социальной защиты в области профориентации уже более 7 лет. Насколько эффективна эта работа, полезна для подростков и родителей?

Алсу Вылегжанина (А.В.):

– Я давно работаю с безработными, и в моей практике не раз были случаи, когда во время индивидуальной беседы люди признавались, что всю свою жизнь занимались не своим делом. И причина тому одна – в свое время родители настояли на той или иной профессии. Один случай мне особо запомнился. В центр занятости обратилась женщина – врач-педиатр, в разговоре со мной она сообщила, что всю жизнь не любила свою работу. Я была поражена: как может врач, да еще педиатр, не любить дело, которым занимается?! В разговоре выяснилось, что в юности она мечтала посвятить свою жизнь хореографии, но родители настояли, чтобы она поступила в мединститут. Почти 20 лет она работала врачом, всем сердцем не любя свою профессию, и в 40 лет решила полностью поменять жизнь. И знаете, по результатам тестирования выходило, что она реально человек искусства. Если бы в свое время она получила консультацию специалиста, если бы родители прислушались к ее желаниям, то не сложилось бы такой ситуации, когда взрослый человек оказался несчастен в профессиональной жизни.

Татьяна Трифонова (Т.Т.):

– На самом деле профориентация необходима. Существует три основных направления в нашей работе: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика и консультация. В зависимости от запросов центров занятости, учебных заведений, педагогов мы выбираем тот или иной формат. Но никогда не советуем ту или иную профессию, а предлагаем только направление, в котором человеку будет комфортно в дальнейшей жизни.

– А в каком возрасте можно определить профессиональные предрасположенности ребенка? Вот в Японии, к примеру, самый высокооплачиваемый специалист – это воспитатель детского сада, потому что считается, что именно воспитатель может и должен выявлять способности ребенка.

– А.В.:

– Мы работаем с подростками с 8-го класса, то есть с детьми, у которых уже есть паспорт. Это ребята, которые стоят на пороге выбора профессии. Здесь есть такой момент: очень важно, чтобы дети в этом возрасте могли понять, что они ждут от жизни. И министерство труда и занятости озабочено этим вопросом, потому что, и это не секрет, существует перекос в том, каких специалистов готовят образовательные учреждения, и какие реально требуются на рынке труда. Но в принципе в мировой практике имеется опыт приобщения к профессии с раннего возраста, кстати, он есть и в России. В основном это коммерческие детские клубы, школы, где с помощью игр, интерактивных занятий, тренингов формируют у ребенка интерес к профессии.

– Понятно, что можно сформировать интересы, но есть еще и то, что заложено природой. Можно ли в маленьком человечке разглядеть профессиональные наклонности?

–Т.Т.:

– Конечно, важно учитывать и темперамент, и тип нервной системы ребенка, а это дается с рождения. Я считаю, что в нашей работе очень важно, что мы активизируем профессиональное самосознание, то есть мы заставляем детей задуматься о том, что это их жизнь, и им выбирать профессию, и им жить в этой профессии, а не родителям. Не сама рекомендация – вот, мне порекомендовали, и я пошел в эту профессию, а то, что нужно становится самостоятельным, познавать себя, оценивать себя, свои способности, искать информацию и принимать решение. Да, нужно прислушиваться к родителям, педагогам, но выбор делать самостоятельно.

ELG_0024.jpg
Татьяна Трифонова

– А.В.:

– В дополнение хочу сказать, что во время проведения психологических тренингов, игр по профориентации, мы сталкиваемся с тем, что старшеклассники могут назвать всего 20 - 25 профессий. А что хоть чуть-чуть выходит из рамок их повседневной жизни, они не знают. В ведь мир профессий огромен! И мы говорим ребятам, что существует масса новых специальностей, имеющих перспективу. А в реальности, если говорить о советах родителей, то кроме как «юрист» и «экономист», многие из них ничего не предлагают.

– И какие, на ваш взгляд, профессии будут востребованы?

– Т.Т.:

– Однозначно технические специальности, ІТ-инженеры. Но в основном не хватает квалифицированных рабочих. Автотранспортный сектор очень нуждается в квалифицированных кадрах. Сектор общественного питания – повара востребованы, причем, отмечу, это высокооплачиваемая профессия, и, что интересно, она становится мужской. Конечно же, строительный сектор. Вообще, когда идет речь о востребованных профессиях, мы всегда интересуемся у подростка: а где ты собираешься жить? В каком городе, селе, в районе республики? Ведь республика развивается кластерно. У нас есть промышленные районы: в том же Менделеевске, Нижнекамске нужны химики, технологи. В аграрных районах остро не хватает агрономов, животноводов, зоотехников. Для Казани актуально развитие туристического бизнеса и, значит, именно там будут нужны специалисты.

В ГЕРМАНИИ РАБОЧИЙ – ОЧЕНЬ УВАЖАЕМЫЙ ЧЕЛОВЕК

– Но ведь большинство родителей мечтают, что их дети выучатся и станут «белыми воротничками». И понять их можно: каждый хочет, чтобы его ребенок сидел в светлом и чистом кабинете на хорошей зарплате. И для достижения этих целей настаивают, чтобы сын или дочь в обязательном порядке поступили в вуз. Но насколько эти ожидания оправдываются?

– А.В:

– Статистика такова, что многие выпускники вузов либо работают не по специальности, либо долгое время находятся в поисках места.

– Т.Т.:

– Основной критерий в отказе от рабочей профессии: «С удовольствием туда бы шли, если бы там была достойная оплата труда». Вспомните доперестроечное время, когда зарплата рабочего была 300 рублей, а у инженера – 120!

- А.В.:

– Я бы, конечно, так не идеализировала, потому что существует немало должностей, на которых люди с высшим образованием получают также небольшие деньги. Так почему же надо делать выбор в пользу именно высшего образования?

ELG_0004.jpg
Алсу Вылегжанина

– Т.Т.:

– А здесь, наверное, имеет значение вопрос престижа. Вот сидит человек, к примеру, в министерстве чиновником, пусть совсем маленьким, ничего не решающим, которого к тому же все вышестоящие начальники заставляют «пахать» с утра до ночи. И не так важно, что у него зарплата крохотная и перспектив «ноль». Зато можно с гордостью говорить о социальном статусе.

– А.В.:

– Но хочу отметить, это только в России такая проблема. В Германии, к примеру, человек, имеющий рабочую специальность, считается успешным, полезным обществу, а значит, очень уважаемым гражданином. А у нас о рабочих профессиях говорят… несколько принижая их значимость. Этому и средства массовой информации способствуют: если пишут, что человек чего-то добился, то обязательно упомянут, что он закончил такой-то вуз. А ведь в советское время высшее образование было не для всех. И сегодня те родители, которые сами когда-то не получили высшего образования, стремятся, чтобы бы их дети поступили в вуз. Любыми путями. Даже если для достижения этой цели придется пожертвовать многим. Я не раз сталкивалась с подобным, когда мы ездили с профориентационной работой по районам. Вот только один пример. У повара в деревенской школе дочь проходила тестирование, женщина поинтересовалась, какие, мол, данные у ее девочки? Я ответила, что диагностирование показало, что девочка так же может быть поваром, у нее есть показания к этой специальности. Мама так разъярилась! «Мой ребенок будет поваром, чтобы тратить свою жизнь на это?! Чтобы ее жизнь пропала, как моя?! Да я продам все, корову, дом, но мой ребенок обязательно будет учиться и жить в Казани!» Я пыталась объяснить, что повара в Казани зарабатывают очень даже неплохо, но мама даже и слушать меня не захотела. Это так называемые компенсаторные механизмы, и даже если девочка захочет стать поваром, мама встанет грудью, но не пустит ее в эту профессию.

МОЛОДЕЖИ НУЖНО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

– А как вы полагаете, сколько детей не готовы получить высшее образование в принципе и уходят из школы после девятого класса?

– Т.Т.:

– Если говорить о Казани, то сейчас появилась такая тенденция, что много детей уходят из школы после 9-го класса, примерно половина не идет в 10-й класс. Детей и родителей настолько запугали ЕГЭ, что они просто не желают с ним связываться. Но есть и другая причина: подростки не хотят просиживать в школе еще два года, стремятся за это время получить диплом, профессию. Ну а дальше, если поймут, что есть желание продолжать обучение, поступят в вуз, но уже осознанно.

– А.В.:

– Да, такой тренд появился в последние три-четыре года. Ребята полагают, что высшее образование они получить успеют, но вот в колледже уже через три года обретут профессию и смогут начать самостоятельно зарабатывать. Здесь много факторов, и нельзя говорить, что у всех, кто уходит после 9-го класса, нет способностей для обучения в вузе. Как раз наоборот: многие педагоги сетуют, что стены школы покидают как раз самые способные.

– То есть сейчас включается механизм понимания, что происходит в реальной жизни? Тем более не секрет, что работодатель более ценит того работника, кто прошел в своей профессии все ступеньки.

– А.В.:

– Это действительно так. Во-первых, молодой человек уже узнал свою профессию «руками». Во-вторых, если он окончил техникум, а затем вуз по этой же специальности, значит это его осознанный выбор. В некоторых американских университетах есть такая практика, когда на первом курсе студенты получают сначала рабочую профессию. Предполагается, что молодой человек может и не окончить вуз, но уже после первого курса у него в руках будет рабочая специальность.

Прислушиваться к этому опыту необходимо. С моей точки зрения, важно информировать детей, что не стыдно начинать с основы, ты добьешься гораздо большего, если пройдешь все ступени. Но, к сожалению, родители хотят, чтобы их ребенок сразу «прыгнул» наверх. А такие случаи очень редки.

– Иными словами, молодежи нужно ориентироваться на реальный сектор экономики, на требования рынка труда?

– А.В.:

– Конечно, нужно задать себе вопрос: как я смогу реализоваться в этой жизни? И не бояться начинать с «нуля». Для современной молодежи характерно долгое взросление, когда детство длится до 20, а порой и до 30 лет. Это отодвигание границы взрослости приводит к тому, что молодые люди не желают принимать решений.

– Т.Т.:

– Есть один важный момент, на котором бы я остановилась: если мы говорим о востребованности рабочих профессий, то нужно понимать, что мы не призываем молодежь, условно говоря, «рыть котлованы руками». Рабочие профессии сейчас сильно отличаются от тех, что были 20 - 30 лет назад. Это и современные технологии, и высокотехнологичное оборудование, и всем этим должны управлять молодые люди со светлыми головами.

РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ СЕГОДНЯ ДРУГИЕ

– В республике стартовала приемная кампания. Какие тенденции у выпускников школ прослеживаются в последнее время?

– Т.Т.:

– Первая тенденция четко проявилась два года назад, и она все возрастает: как только подняли зарплату учителям, дети сразу захотели получать педагогическое образование. До этого ребята никогда не указывали, что хотят стать педагогами. Профессия полицейского также стала привлекательнее. Следующее: когда мы проводим беседы с 9-классниками, то большинство юношей говорят, что хотят выбрать рабочие специальности: водителя, автослесаря… Но и специальность «экономист» также осталась востребована, особенно у школьников 10 - 11 классов.

– С одной стороны, мы говорим, что рынок требует квалифицированных рабочих кадров. С другой стороны, не находится отклика ни от родителей будущих специалистов, ни от работодателей. Так где же найти баланс?

– А.В.:

– Очень важен материальный фактор: если токари станут получать хорошие деньги, то дефицита рабочих кадров не будет. Нужно говорить о том, что рабочие профессии сегодня другие, озвучивать зарплату, потому что мы так устроены, что откликаемся на материальное. Во-вторых, родителями, я повторюсь, внимательно относиться к своим детям и не мешать им в выборе профессии, не блокировать их желания. Ведь все хотят, чтобы их дети были счастливы.

Материал подготовлен при информационной поддержке министерства труда,
занятости и социальной защиты РТ

12+