Министр образования Дмитрий Ливанов посетил КФУ в марте 2014 года в июне подписал протокол, признающий неэффективность работы двух его филиалов
Министр образования Дмитрий Ливанов посетил КФУ в марте 2014 года, в июне подписал протокол, признающий неэффективность работы двух его филиалов (фото: kpfu.ru)

ТРЕБОВАНИЯ СТАЛИ СУРОВЕЕ

Министерство образования и науки России опубликовало список малоэффективных вузов, составленный на основе мониторинга их работы по итогам 2013 года. В число 1006 высших учебных заведений попали Казанский университет культуры и искусств, филиалы КФУ в Набережных Челнах и Зеленодольске, 7 филиалов КНИТУ-КАИ, филиалы КНИТУ-КХТИ в Нижнекамске и Бугульме, казанский филиал Волжской академии водного транспорта и Казанский кооперативный институт. Учредителям вузов рекомендуется до 31 октября 2014 года провести мероприятия по повышению их эффективности, включая кадровые решения. Могут быть и отставки, и закрытия заведений.

Эксперты отмечают, что в этом году изменились критерии оценки. К филиалам раньше предъявляли облегченные требования: не учитывались показатели научных исследований, международной работы, ЕГЭ, размер учебных площадей, финансово-экономическая деятельность.

— В прошлом году были иные критерии, их филиалы выполняли, — говорит проректор по административной работе и филиалам КНИТУ-КАИ Булат Зиннуров. — А сейчас с филиалов требуют столько же, сколько с головных вузов. И все — филиалы полетели. Мы сегодня собирались с директорами, с проректором по образованию. Каждый разрабатывает план мероприятий, как повышать свой уровень, что мы будем делать. До октября мы представим министерству отчет. Что-то будем реорганизовывать, Бугульму будем закрывать. Хотя филиалы не так-то просто закрыть. В них обучаются не менее 500 студентов, им надо завершить учебу, а это несколько лет...

Зеленодольский филиал КФУ уже выпустил последних учащихся и прекращает свою работу, несмотря на протесты школьников, студентов и их родителей
Зеленодольский филиал КФУ уже выпустил последних учащихся и прекращает свою работу, несмотря на протесты школьников, студентов и их родителей

Казанский федеральный университет уже объявил о закрытии филиала в Зеленодольске еще в мае — студенты будут доучиваться в столице. Как оказалось тогда, главной причиной стало вхождение КФУ в федеральный список вузов, претендующих на включение в мировую «золотую сотню» основных университетских рейтингов мира. А также — новые требования к вузам. «Министр образования на совещании ректоров дал задание всем университетам, участвующим в этой программе, до 2020 года избавиться от всех неэффективных и малых филиалов», — заявил тогда директор филиала Рамиль Шаймухаметов.

Приостановка деятельности челнинского филиала пока не планируется. На его апгрейд будут выделяться деньги из бюджета, а также от предприятий города — будущих работодателей. «В соответствии с подписанным 9 июня президентом законом о государственной поддержке развития образования в КФУ, эту поддержку мы будем получать и на образовательный процесс по подготовке инженерных кадров для Татарстана, в том числе и для КАМАЗа. Так что нет смысла закрывать институт, который сейчас превращается в полноценный политех», — рассказал руководитель общественно-информационного центра КФУ Юрий Алаев.

В КНИТУ-КХТИ отчет об устранении недостатков уже отправлен в минобрнауки РФ, к примеру, там заключен договор на проведение исследований с институтом «ТатНИПИнефть», районные власти обещают выделить дополнительные квадратные метры. Интересно, что в этом сентябре КНИТУ-КХТИ открывает научно-образовательный центр на базе Индустриального университета Хошимина, а в планах у него полноценный филиал КНИТУ во Вьетнаме.

ПОЗА САМОАНАЛИЗА

Отметим, что татарстанские институты и университеты не в первый раз попадают в черный список. Скажем, в 2012 году в нем фигурировали Казанский государственный аграрный университет, Казанский государственный энергетический университет и Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов (НИСПТР).

— Мониторинговые показатели одинаковы и для больших вузов, которым априори сам учредитель дает большие деньги, и для таких вузов, как мы. Мы же находимся в неравном положении, — соглашается с коллегами ректор НИСПТР Файруза Мустафина. — У нас живые люди работают. Конечно, мониторинг нужен, он должен быть объективным, должен показывать реальное продвижение. Но мы не встали в позу осуждения, мы встали в позу самоанализа. Это была программа действий: оптимизация деятельности, повышение квалицификации, приглашение авторов учебников, изучение стандартов школ, активное вовлечение в переквалификацию. Не зная требования школы, нельзя готовить специалистов. Мы на этот шаг и пошли, чтобы узнать, что творится в современной школе. Мы сделали внутренние гранты на настоящую науку, связанную с изменением учебных программ. Поэтому у нас показатели с запасом и по ЕГЭ, и по международной деятельности. Хотя мы отстали по зарабатыванию.

Мустафина предложила сравнить свой вуз с Башкирским государственным педагогическим университетом им. Акмуллы: «Они должны хуже нас работать, чтобы соответствовать критериями. К примеру, мы должны зарабатывать 1,5 миллиона, а они 1,1 миллиона. Потому что мы не находимся в дотационном регионе. Видите, какие условия? Но я думаю, вся это [система оценки] постепенно утрясется».

Наиль Валеев (справа): «Я думаю, каждый будет стараться подтянуть свой вуз»
Наиль Валеев (справа): «Я думаю, каждый будет стараться подтянуть свой вуз»

— Надо учитывать, на какую систему вуз работает, — говорит депутат Госсовета РТ Наиль Валеев (в 2007 - 2009 годах — министр образования и науки РТ), — на сельскохозяйственную, культурную, физкультурную. Как можно все под одну систему подгонять? Вот раньше были такие критерии, как количество студентов-иностранцев, которых нельзя было добиться в провинциальных условиях. Но я думаю, каждый будет стараться подтянуть свой вуз.

Помимо татарстанских есть в списке и столичные учебные заведения: МАТИ, МАМИ, Московский архитектурный институт, РГГУ, РГСУ, Московский строительный университет, МЭСИ, МГУТУ, Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строганова, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет.