«И НЕ ВСЕГДА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ МОЖЕТ БЫТЬ ВО ГЛАВЕ УГЛА»

— Марат Ривгатович, 29 мая исполнилось два года, как вы возглавили Госкомитет РТ по тарифам. Можно подвести некоторые итоги?

— Прошлый год у нас ассоциируется с тем, что мы, во-первых, ушли от перекрестного субсидирования за тепловую энергию. В конце 2012 года люди почувствовали это на себе, когда с 600 рублей «прыгнули» на 1,2 тысячи. Многими это было воспринято болезненно, хотя правительством и президентом республики была введена целевая субсидия для определенной категории граждан, которая действует и сегодня.

В июне прошлого года в рамках подготовки к питерскому заседанию G20 по инициативе федеральной службы по тарифам в Казани были собраны регуляторы этих стран. В России это мероприятие состоялось впервые. Выработанные здесь документы легли в основу тех решений, которые приняли на своей встрече в Питере президенты G20.

— Эти документы, принятые на таком высоком уровне, для нас имеют какое-то практическое значение?

— Опосредованно имеют. Наверное, в рамках единого экономического пространства в перспективе эти решения важны. А с точки зрения сегодняшней экономики России, нашей республики, это все-таки установление правил игры в мировом сообществе: как это должно функционировать, какие правила должны действовать. Впервые были приняты рамочные соглашения, а до этого об общих правилах и подходах в вопросах регулирования никто не говорил. Как вы думаете, кто был ярым противником этого мероприятия? Оказалось, представитель Саудовской Аравии. А самыми активными участниками были бразильцы. Возможно, потому что это растущая экономика.

— На прошлой интернет-конференции год назад вы говорили, что по вашей инициативе был создан экспертный совет для оценки инвестиционных программ. Он работает?

— Да, межотраслевой экспертный совет создан и благополучно функционирует. Напомню, вопрос о необходимости подобной структуры встал после того, как министерство энергетики республики прекратило свое существование, и часть его полномочий перешла Госкомитету РТ по тарифам. Чтобы достигнуть максимальной открытости в таком глобальном вопросе, как принятие инвестпрограмм, было решено создать экспертный совет, куда вошли представители всех заинтересованных сторон — компаний, министерств и ведомств, науки, Госсовета, профсоюзов, Общественной палаты.

Ведь нужно понимать, что принимая инвестиционную программу, нужно, во-первых, обеспечить безопасность производства, во-вторых, обеспечить качество предоставляемых услуг, в-третьих, во главе угла должен стоять экономический эффект. А исходя из всего этого в совокупности, можно ожидать какие-то тарифные последствия.

Сама инвестиционная программа может затрагивать как тарифные источники, так и нетарифные. В принципе, у любой нормальной компании должен быть перспективный план развития. А для того, чтобы развиваться, необходимо для себя определить приоритеты. И не всегда экономический эффект может быть во главе угла. Поясню на примере. В населенном пункте стоит котельная, которая снабжает теплом жителей. К сожалению, многие годы ничего не делалось, ее амортизация исчерпана, денег для обновления нет. Что делать? Есть два варианта: первый — закрыть ее, и тогда все останутся без тепла, второй вариант — модернизировать котельную, но при этом встает вопрос о необходимости повышения тарифа, чтобы получить прибыль для покупки оборудования. И в данном случае стоит вопрос не экономики, а чтобы люди зимой не замерзли.

21.jpg
Круглый стол регуляторов энергетики стран-участниц G20 «Эффективное регулирование и стимулирование инвестиций в энергетическую инфраструктуру»

«В ИНВЕСТПРОГРАММАХ ЕСТЬ РАЗУМНЫЕ ВЕЩИ, А ЕСТЬ ПРОСТО ЖЕЛАНИЕ»

— Какие крупные инвестиционные программы были рассмотрены экспертным советом за прошедшее время?

— Особо крупных программ не было. Один из ярких примеров эффективности — программа ЗАО «Татгазэнерго» «Техническое перевооружение центральной котельной». Вложения — порядка 2 миллионов рублей, срок окупаемости — буквально месяцы, а при этом ежегодный эффект — 20 миллионов рублей.

— Директор Генерирующей компании после одного из совещаний задал вам вопрос, почему не рассматривается их инвестиционная программа. И почему?

— В 2013 году Генкомпания вообще не подавала заявку на инвестиционную программу! А вот в 2014 году заявку они подали, и их программа сейчас рассматривается. Первый этап рассмотрения уже прошел, мы дали свои замечания, обменялись мнениями. Сейчас программа готовится ко второму раунду обсуждения.

— На что направлена инвестиционная программа Генкомпании?

— В основном их программа связана с теплосетевым оборудованием. Вы же знаете, что им в аренду переданы теплосети, ОАО «Казанская теплосетевая компания» и ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания». И, конечно, стоит вопрос оптимизации работы. И потери в сетях большие — 18 - 20 процентов. Это много. Хотя, конечно, и протяженность сетей огромная. Мы закладываем в тарифы расходы на капитальный и текущий ремонт, но этого не хватает.

1.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

— Но вы хорошо «постригли» их финансовые запросы...

— Но у нас же вся работа направлена на то, чтобы соблюсти баланс интересов. Если будет перекос в одну из сторон, то либо потребитель будет страдать, либо поставщик. В инвестпрограммах есть разумные вещи, а есть просто желание. Но мы же не можем в один год взять и все поменять.

ОБЯЗАНЫ ПОКАЗАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

— В условиях жесткого ограничения роста тарифов на законодательном уровне, наблюдается тенденция сворачивания инвестиционных программ ресурсоснабжающих предприятий. Коммунальная инфраструктура городов изношена на 70 - 90 процентов. Благодаря росту тарифа ресурсоснабжающие предприятия имели возможность существенно обновлять инфраструктуру. Какие пути выхода вы видите из сложившейся ситуации, при условии отсутствия бюджетной поддержки отрасли? (Булат)

— Могу одно сказать: никакие искусственные причины сворачивания инвестиционных программ не предусматриваются. Единственное, у нас есть ограничение только по плате граждан за коммунальные услуги. Исходя из этого, при утверждении инвестиционных программ мы, как правило, не рассматриваем источники ее финансирования только из прибыли.

Источники финансирования инвестпрограмм — это амортизация, заемные средства, инвесторы. Когда к нам приходят с инвестиционной программой, мы им говорим: раз вы пришли с инвестпрограммой и планируете получить какой-то экономический эффект, тогда привлекайте кредиты. Если это сетевые компании, то у них есть плата за техприсоединение. Это тоже источник для развития. Если они привлекут кредиты, то мы готовы рассмотреть возможность включения в тариф уплату процентов на период действия их инвестиционной программы.

Но при этом компании должны достигнуть значимых экономических показателей, чтобы было сдерживание роста тарифов. Чтобы потребитель понимал, что если сейчас будут платить больше, то в перспективе рост тарифа будет гораздо меньше — не 10, а, например, 2 процента. Тогда это интересно, и мы рассмотрим такие планы. Что касается ремонта сетей и оборудования, то у них на это идут амортизационные средства, и никто их не сдерживает в этом.

— Вы можете назвать самую возмутительную составляющую, заложенную в предлагаемом поставщиками тарифе, что вы секвестировали? Например, покупка вертолета...

— В открытом виде не увидите ни пароходов, ни вертолетов, а вот различного рода материальное стимулирование встречается: это и надбавка к зарплате, и различного рода доплаты, например, к отпуску. Все это мы у всех исключили. Единственное, что оставили, это поддержка ветеранов предприятия и материнства.

— Пусть скидываются и поощряют своих женщин, как это делается в любом другом коллективе. Почему потребители должны им платить?

— Я тоже им говорю: при вашей-то заработной плате организуйте профсоюз и через него выплачивайте.

«ЕСЛИ БЫ МЫ ЭТИ 16 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ ОСТАВИЛИ, ТО ТАРИФЫ НА 16 МИЛЛИАРДОВ БЫЛИ БЫ ВЫШЕ»

— Какой еще итог работы госкомитета вы назвали бы существенным?

— Вы знаете, что конец 2013 года — это старт тарифной кампании 2014 года. И если в целом подвести итог работ Госкомитета РТ по тарифам, то наш экономический эффект — 16 миллиардов рублей. То есть это та сумма, которую мы срезали от заявок организаций, умерили их «аппетит». Мы считаем, что желания компаний были необоснованными в сумме на 16 миллиардов рублей.

— Разве это тоже называется «экономическим эффектом»? Вы же эти средства не произвели, не заработали, не сэкономили вследствие, например, увеличения производительности труда...

— На это надо посмотреть с другой стороны: если бы мы эти 16 миллиардов оставили, то тарифы на 16 миллиардов рублей были бы выше. А источник пополнения этих 16 миллиардов — мы с вами, потребители коммунальных услуг — население и предприятия.

2.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

— Если какой-то пункт инвестиционной программы организации вы одобрили и оставили, вы потом контролируете его выполнение?

— Обязательно! Они же перед нами отчитываются ежеквартально, а мы, в свою очередь, отправляем все это в Федеральную службу по тарифам. Мы постоянно мониторим работу компаний, и если не будут достигнуты качественные показатели, а при этом были использованы тарифные источники, то мы обязаны эту сумму исключить при дальнейшем регулировании. Если ты сказал, что за два-три года потери у тебя упадут с 20 до 10 процентов, и потратил на эти мероприятия, условно говоря, 100 миллионов рублей, то обязан показать экономический эффект. Если нет, то из программы следующего года мы эти 100 миллионов у него исключим.

ЦЕНА НА ГАЗ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОВЫСИТСЯ НА 4,1%

С 1 июля опять повысятся тарифы. На какие виды услуг и насколько они повысятся в РТ? (Зульфия Тагирова)

— Цена на газ для населения по сравнению с прошлым годом с 1 июля повысится на 4,1 процента. Если кубометр газа стоил 4,61 рубля, то будет стоить 4,8 рубля. Но эта цена экономически необоснована — фактически есть наличие «перекрестки». И в нашей республике по году объем «перекрестки» по газу составляет 1,8 миллиарда рублей. Но составляющие конечной цены на газ устанавливаем не мы, а Федеральная служба по тарифам. За население платят крупные потребители. Хотя, честно говоря, всю «кухню» расчета тарифа на газ я не знаю, потому что этим мы не занимаемся. Возможно, «перекрестка» покрывается за счет маржинальной части «Газпрома», возможно, эти затраты на кого-то перекладываются.

Для юридических лиц стоимость газа — это составная из трех комбинаций: есть оптовая цена, есть услуги по транспортировке газа и есть услуги по реализации. Оптовая цена на газ в прошлом году с 1 июля решением правительства была заморожена. Но подросли затраты на транспортировку. По всем 7-ми группам потребителей рост цены на газ хоть и небольшой, но все равно есть.

— Постоянно ходят слухи, что мы на внутренний рынок газ продаем дороже, чем некоторым странам. Например, Украине и Белоруссии.

— Нет, даже если брать с максимальными льготами, на нашем внутреннем рынке цена газа в два раза ниже.

— Но наш газ идет в хранилища для промышленных предприятий тех стран, а для населения, например, на Украине свои ресурсы затрачивают.

— Этот вопрос вне компетенции Госкомитета по тарифам. Но еще раз отмечу, что население оплачивает газ по льготному тарифу, а для прочих потребителей тариф на транспортировку газа дифференцируется на 7 групп в зависимости от объема потребления, и оптовая цена на газ зависит от зоны. Данные параметры утверждаются Федеральной службой по тарифам.

Если стоимость газа поддерживается субсидиями, то сколько он будет стоить, когда субсидии отменят? Произойдет как с теплом — рост на 100 процентов? (Azat)

— Если льготный тариф на газ для населения будет отменен, то «население» будет отнесено к группе с самым низким объемом потребления газа, а это 7 группа. Действующая до 1 июля 2014 года цена газа для 7 группы составляет 4,75 рублей за кубометр, а с учетом НДС — 5,68 рубля за кубометр.

РОСТ ТАРИФА НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ — 3,8%

— Какие тарифы будут на электроэнергию?

— Тариф на электрическую энергию тоже экономически необоснованный, есть «перекрестка». Сегодня у нас действует тариф 2,88 рубля, а с 1 июля будет 2,99 рубля, рост составит 3,8 процента процента. Объем «перекрестки» составляет 6,5 миллиардов рублей. Население фактически должно платить порядка 5 рублей, а будет платить 2,99 рубля.

— Введение социальной нормы на электроэнергию отложили. Но некоторые регионы проводят эксперимент на этот счет. Татарстан не хочет в нем участвовать?

— Да, мы официально отказались от участия в эксперименте. Мы решили социальные нормы пока не вводить.

— На ваш взгляд, введение социальных норм все-таки оправдано или нет? Это может дать экономический эффект?

— Если исходить из тех базовых условий, которые заложены в постановлении правительства об установлении социальной нормы, то там сказано, что порядка 70 процентов потребления населением должно вписываться в социальную норму. И плюс к этому определена большая группа льготников. А если учесть, что население потребляет всего 12 процентов от общего объема потребления, да еще 70 процентов населения должны вписаться в соцнорму, да плюс льготники, то можно сказать словами Путина — «все равно, что стричь поросенка: шерсти мало, визгу много».

— То есть овчинка выделки не стоит?

— Если исходить из нынешних условий, то не стоит. Если же заглянуть в дальнейшую перспективу, довести тарифы до уровня экономически обоснованных цен, то будут другие цифры (не 2,99 рубля, а 5), и тогда социальные нормы будут иметь смысл.

— То есть когда решат, что «перекрестку» в электроэнергии надо ликвидировать, население и соцнормам будет радо?

— Вопрос, конечно, риторический, но свой чемодан каждый должен нести сам. А сегодня введение социальных норм, я думаю, преждевременно. Тем более по той методике, которая предлагается.

— А вопрос ликвидации «перекрестки» в электроэнергии уже обсуждается?

— Были такие попытки, когда встал вопрос о проведении экспериментов по социальным нормам. Кстати сказать, при проведении экспериментов чистота не была соблюдена, потому что в первый год давалась льгота — 10-процентная скидка на электроэнергию. Поэтому народ особо-то и не почувствовал разницу. Многие регионы по-своему трактовали. По имеющейся у меня информации, например, Нижний Новгород сделал совсем не так, как предписывалось: они просто на каждого установили норму 50 киловатт. А когда, например, в Ростове стали отрабатывать по предписываемой схеме, сразу пошло возмущение населения. Говорили, что даже электрический чайник лишний раз не включишь... И многие субъекты высказали мнение, что пока преждевременно вводить социальные нормы. В итоге было принято решение пока этот процесс приостановить.

print_594183_639292.jpg
Итоговая коллегия Госкомитета РТ по тарифам

ТАРИФЫ НА ТЕПЛО ПОДРОСЛИ НА 2,8 — 38%

— На сколько подросли тарифы на тепло?

— С 2012 года в Казани тариф был 1271 рубль, а с 1 июля будет 1380,43 рубля, рост составит 8,6 процента. В Челнах сейчас тариф 1400,08 рубля, с 1 июля будет 1439,26 рубля, рост — 2,8 процента. В Нижнекамске — 1304,05 рубля, будет —1404,39 рубля, рост — 7,7 процента. В Заинске —1304,05 рубля, будет — 1421,42 рубля, рост — 9 процентов. В Уруссу — 1304,05 рубля, будет — 1,8 тысячи рублей, рост — 38 процентов.

— В Уруссу рост составит 38 процентов?!

— И это еще не предел. Реальный тариф там получается 2,2 тысячи рублей. Руководством республики было принято такое решение — 1,8 тысячи рублей, чтобы не было взрыва недовольства населения. И из республиканского бюджета для недопущения резкого роста будет выделена субсидия в размере 8 миллионов рублей Уруссу, чтобы стабилизировать ситуацию.

— А что там должно стабилизироваться?

— Поставлена задача вывести население на альтернативные источники теплоснабжения. Это либо поставить двухконтурные котлы, либо блочную котельную. Было дано поручение минстрою и главе Ютазинского района, чтобы они этот вопрос проработали. Иначе дальнейшее развитие этой станции достаточно проблематично.

3.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

— За чей счет будут устанавливать котлы? Там ведь народ небогатый живет.

— Речь может идти о лизинге. Понимаете, это тот самый случай, когда стоит вопрос «быть или не быть». Может получиться, что вообще без всего останутся. Поэтому уже в авральном режиме надо принимать решение и что-то делать.

— С этим лизингом народ в итоге заплатит еще больше...

— Да, могут быть одномоментные затраты, но ежемесячный платеж потом станет меньше.

— Лет через пять?

— Нет, думаю, сразу, как поставят котел. Даже с учетом лизингового платежа будет гораздо дешевле, чем платить за тепло по тарифу 2,2 тыс. рублей.

— Еще надо учесть, что люди сами смогут регулировать уровень отопления.

— Совершенно верно!

— Но ведь люди как рассуждают: у меня этот котел проработает максимум пять лет, а потом его опять надо покупать...

— Но ведь одежду, обувь мы сами покупаем, когда это требуется. Нельзя ориентироваться на иждивенческие настроения.

4.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

— Котлы будут индивидуальными? Там нет многоквартирных домов?

— Я не готов ответить на ваш вопрос, потому что этим занимается министерство строительства. Как я понимаю, необходимо выработать инженерные решения, и, самое главное, чтобы схема была сбалансированной. Не должно получиться так, что все ушли на другой вид отопления, а социальная сфера — больницы, школы, детсады — остались. Если все уйдут, то тариф там будет не 2 тысячи рублей, а все 22 тысячи.

— Разъясните, пожалуйста, разницу в тарифах на тепло по городам Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Заинск. Почему самый большой тариф по городу Набережные Челны? По сравнению с Казанью — на 4,3 процента, Нижнекамск — на 2,5 процента, Заинск — на 1,3 процента. За счет каких составляющих возникает разница? Разложите тариф 1439,26 руб/Гкал по городу Набережные Челны по составляющим: производство, передача, сбыт. (Максим)

— В городах Казань, Челны, Нижнекамск, Заинск и в поселке Уруссу работает комбинированная выработка. В Казани и Челнах уже в прошлом году тариф был установлен дифференцированный, исходя из выработки и своей теплоснабжающей системы. А по Нижнекамску, Заинску и Уруссу через систему «Таттеплосбыта» установили единый тариф. Это было вызвано тем, что в Заинске и Уруссу был резкий скачек тарифа из-за несбалансированности системы. Но в текущем году мы уже все привели в соответствие. У нас на сегодняшний день, в соответствие с законодательством, по каждой схеме теплоснабжения установлен отдельный тариф.

Производство и передача тепла в среднем стоит примерно одинаково — 50 процентов на 50. Конечно, есть и более эффективные станции. А эффективность складывается, самое главное, из ее загрузки, объемов потребления, второе — из качества оборудования. Если, например, ТГК-16 завязана на «Оргсинтез», то она всегда имеет стабильную полную загрузку все 24 часа 365 дней в году. И не важно, какая температура на улице. А у Генерирующей компании основной потребитель — население, которое регулирует потребление в зависимости от погоды. Да и протяженность сетей гораздо больше. Безусловно, все зависит от того, какой объем продан. А затраты-то уже понесли. Поэтому и тариф будет расти.

«ПЕРЕКРЕСТКА» ОСТАЛАСЬ ТОЛЬКО В ГАЗЕ И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ»

— На сколько процентов в среднем возрастут тарифы на коммунальные услуги?

— Для населения с 1 июля тариф на водоснабжение подрастет на 2,1 процента, на водоотведение — на 3,4 процента, теплоснабжение — на 5,2 процента, горячее водоснабжение — на 5,7 процента, электроснабжение — на 3,8 процента, газоснабжение — на 4,1 процента. В целом это дает рост тарифов на 4,54 процента.

— А для бизнеса рост тарифов будет гораздо больше?

— Нет, наверное, в эти же рамки влезем. У нас ведь «перекрестка» осталась только в газе и электроэнергии.

— Какова судьба «перекрестки» в этих видах энергоносителей?

— По большому счету, это политика государства. Лично моя позиция такова: чтобы встать на рельсы экономически обоснованных тарифов, «перекрестку» надо ликвидировать, а незащищенные слои населения субсидировать адресно. С другой стороны, как представлю, что за коммунальные услуги надо будет платить не 5 - 6 тысяч рублей, как сейчас, а 10 -12 тысяч рублей, то становится не особо приятно...

Но ведь надо понимать, что драйвером роста экономики могут стать только крупные предприятия, а они для этого должны быть конкурентоспособными. У них каждая копейка на счету, а если с них снять бремя «перекрестки» по газу и электроэнергии, то у них появятся дополнительные возможности. Они и зарплату более высокую смогут платить, значит, у нас меньше будет людей, которым требуются субсидии.

Будет ли повышение тарифов каким-нибудь образом контролироваться вышестоящими органами, дабы не допустить искусственно-завышенного увеличения тарифов? (Ренат Шайхиев)

— Вопрос ЖКХ на особом контроле руководства республики. Кроме того, все наши решения мониторит Федеральная служба по тарифам, а мы все принятые здесь тарифы направляем туда. Более того, на плановый год, сейчас это 2015-й, исходя из тех объемов и показателей, которые мы сформировали по всем производителям и направили в Москву, они устанавливают нам предельный индекс роста — на сколько рублей мы можем максимально поднять тариф.

Мониторится вся страна, и если предельно разрешенные показатели превышены, разборки идут на уровне федерального правительства. Поэтому нельзя говорить, что тарифы принимаются бесконтрольно. И, повторюсь, все принимаемые решения — на грани баланса. У нас постоянно работают согласительные комиссии, в том числе на уровне Федеральной службы по тарифам. Если кто-то не согласен с нашим решением, выносит вопрос и на федеральный уровень.

Надо понимать, что в тарифе на тепло в комбинированной выработке доля топлива сегодня составляет 80 процентов. Но и оставшиеся 20 процентов нами детально раскладываются и изучаются. И на заседания согласительной комиссии может прийти любой.

23.jpg
Заседание согласительной комиссии

ИЗ-ЗА КАПО И КМПО ТАРИФ НА ГОРЯЧУЮ ВОДУ В КАЗАНИ ВЫРОС НА 8,6%

Бизнес все чаще отказывается от услуг монополистов из-за больших тарифов, а сокращение объема услуг ложится на плечи населения, которому приходится возмещать выпадающие доходы производителям. Власти знают об этом? Что предпринимается для защиты населения? (Мусин Р.Х.)

— Яркий пример тому — ОАО «КМПО» и ОАО «КАПО им. Горбунова», которые создали свои генерирующие мощности. Я считаю, это дорога с двусторонним движением. Если будут качественно предоставляться услуги и по разумной цене, то нет смысла создавать собственные мощности. А это ведь непросто: закрыл и ушел. Этим нужно постоянно заниматься, постоянно за этим следить, это же опасное производство. И специалисты должны быть высочайшего класса. И второе — надо понимать, что затраты на создание собственных мощностей могут никогда не отбиться, и они лягут грузом на предприятие.

Конечно, эти компании, уйдя от поставщика услуг, создали головную боль для всех. Ведь именно поэтому рост тарифа на горячую воду по Казани составил 8,6 процента. Объем потребления упал на 5 процентов, а тариф вырос более чем на 8 процентов! Такая тенденция есть, но создание собственных мощностей — это дело дорогое, доступное только крупным предприятиям. На мой личный взгляд, это неэффективно, это рискованное вложение средств.

К сожалению, Госкомитет РТ по тарифам узнал об этом в последний момент. Когда начали разбираться, КАПО и КМПО уже на 80 - 90 процентов выполнили свои мероприятия по уходу от услуг Генерирующей компании. Да, уход потребителей, безусловно, сказывается, ведь в теплоэнергетике тарифы экономически обоснованные, здесь нет «перекрестки». И тарифы растут для всех, кто остался, — и для населения, и для бизнеса.

После ухода предприятий группы «ТАИФ» под ТКГ-16 у «Таттеплосбыта» образовались долги более 5 миллиардов рублей. Как сегодня обстоят дела с погашением долгов? (А. Ильин)

— Генерирующей компании были переданы и «Таттеплосбыт», и сети, где эта задолженность сформировалась. С точки зрения оптимизации расходов, расшивки этих долгов все мероприятия были проведены. Сегодня «Таттеплосбыт» и теплосетевые компании находятся под оперативным руководством Генерирующей компании. Поэтому я надеюсь, что через оптимизацию работы, через поиск резервов, сокращение всяческих потерь удастся проблему долгов решить. Знаю, Генкомпания активно занимается этим вопросом.

1.jpg
С премьер-министром Ильдаром Халиковым на заседании итоговой коллегии

«САМОЕ ДЕШЕВОЕ ТЕХПОДКЛЮЧЕНИЕ — В БАШКИРИИ»

— Бизнесмены жалуются на то, что в Татарстане сложно и дорого подключиться к сетям. И они уходят в соседние регионы, особенно в Марий Эл. Бизнес расценивает тарифы на техподсоединения как непомерные. Как вы оцениваете эту ситуацию?

— У нас средняя ставка тарифов на техподсоединение к электросетям на 2013 год составила 3228 рублей за киловатт мощности. Это средняя ставка, и она, может быть, не отражает всей действительности. Вот если рассматривать по стандартизированным ставкам, которые рассчитываются, исходя из километража сетей, в Татарстане одно из самых дешевых подключений к сетям.

— А кто лидирует по дешевизне?

— Самое дешевое техподключение — в Башкирии, но разброс цен небольшой. Например, в Башкирии на уровне напряжения 0,4кВ — 172 тысячи рублей на один километр, а у нас — 222 тысячи рублей. При напряжении от 6 до 10 кВ у них получается 218 тысяч рублей, а у нас — 280 тысяч. Дешевле нас подключение еще в Удмуртии и Кировской области. Дороже, чем у нас, в Нижегородской, Ульяновской, Саратовской и Оренбургской областях, а также в Чувашии и Мордовии. Если смотреть по кабельным линиям, то по дешевизне мы вторые снизу, дешевле нас только в Башкирии.

— Получается, что чем беднее регион, тем дороже техподключение...

— Сегодня есть разные технологии. Если тянуть простым кабелем, это одно. Если СИПом, то, конечно, будет дороже, но он в процессе эксплуатации дает совершенно другие показатели. Можно и деревянные столбы использовать, а можно оцинкованные, которые простоят 100 лет. Поэтому по поводу якобы дорогого техподсоединения у нас в республике я готов поспорить.

5.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

— Чем такой разброс цен объясняется? Все-таки одна страна, один климатический пояс...

— Очень правильный вопрос! И я задавался этим вопросом — мы, в конце концов, не в условиях Крайнего Севера работаем, у нас одна климатическая зона, приблизительно одинаковые зарплаты и цены на материалы. Этим вопросом сейчас озаботилась и Федеральная служба по тарифам. Они хотят все это дело формализовать. Условно говоря, километр воздушных линий стоит 150 тысяч рублей, а кабельных — 400 тысяч, и баста.

— Как считаете, все эти цены, которые дают производители услуг, — не предмет разбирательства УФАС?

— Вы знаете, все предписанные законом торги они проводят. Но мы хотим обязать все регулируемые организации размещать свои заказы на нашей электронной торговой площадке.

«ТОНКОЕ» МЕСТО — ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧКИ ТЕХПОДСОЕДИНЕНИЯ»

— А насколько процедура подсоединения дебюрократизирована? Спрашиваю об этом потому, что у всех на слуху дело с «Леруа Мерлен». Если все так просто, то зачем обращаются к посредникам?

— Размер платы за техприсоединение зависит от способа присоединения. Есть три варианта расчета: по ставкам на единицу мощности, стандартизированная ставка и индивидуальный проект. Размер платы будет зависеть от точки присоединения: ее могут дать в пяти метрах, а могут — в километре от вас. И вы либо за пять метров платите, либо за километр. Есть разница? Есть!

— То есть коррупционная составляющая может возникнуть при определении места присоединения?

— Думаю, это самое «тонкое» место — определение точки техподсоединения. Хотя если у потребителя есть сомнения в определении точки присоединения, если он не согласен, то может обратиться в Ростехнадзор, и тот проведет экспертизу. Более того, мы сейчас обсуждаем возможность создания электронной карты свободных мощностей в республике. Тогда бизнес сможет выбрать для своего развития территории, где есть свободные мощности.

— Скажите, все-таки у «Леруа Мерлена» была необходимость обращаться к посреднику?

— Если вы пришли в Сетевую компанию, она обязана выдать вам условия техприсоединения. Если вы с этими условиями и точкой присоединения согласны, они должны рассчитать вам стоимость по двум методикам. Они обязаны указать, что есть два варианта подсчета — либо по ставке за мощность, либо за протяженность. И вы вправе выбрать.

— Получается, что все посредники тут лишние?

— По сути, да. Но если человек поленился узнать альтернативное решение, то цена может получиться совсем иной.

— В Арбитражном суде РТ идет процесс по иску Сетевой компании к заводу «Аммоний», который задолжал почти 200 миллионов рублей за техприсоединение к подстанции «Елабуга-500». Здесь кто прав?

— Я думаю, «Аммонию» все-таки придется заплатить. Подстанция строилась, исходя из заявленных мощностей потребителей, в том числе самого «Аммония», а также ТАНЕКО, ОЭЗ «Алабуга» и «Татнефть». Насколько я знаю, спор пошел из-за того, что появилась излишняя мощность. Но это объясняется тем, что было установлено оборудование. Соглашение всеми сторонами было подписано, все пожали руки ... Более того, если «Аммоний» не заплатит, то это бремя ляжет на всех остальных потребителей.

«НИКАКИЕ ОДН В ТАРИФАХ НЕ ЗАЛОЖЕНЫ»

Почему затраты на ОДН за электроэнергию возложили на потребителей, хотя изначально они заложены в самих коммунальных тарифах? Сами энергетики отказываются признавать незаконность этих сборов, хотя прокуратура многократно выносила решение в пользу жильцов. (Юлия Озерова)

— Во-первых, никакие ОДН в тарифах не заложены. Это однозначно! Потому что когда мы считаем затраты поставляющей организации, мы считаем только до границы раздела имущества. Вот до дома труба или провод дошли, а дальше идет уже чужое имущество. А ОДН — это разница между показаниями общедомового счетчика и суммы поквартирных. Но в доме еще есть подвал, чердак, лестничные площадки, которые тоже освещаются. За это жильцы тоже обязаны платить.

— Что касается электричества, то с ОДН более или менее понятно. А вот с ОДН на воду совсем ничего не понятно. Если следовать вашей логике, то в доме должно быть общее потребление воды. А где оно?!

— Уборщица у вас моет полы?

— Если у кого и моет, то берет воду не из дополнительного крана, а у жильцов. Но лично у нас полы моют сами жильцы, расходуя свою воду.

— Давайте вернемся. ОДН — это разность показателей между общедомовым счетчиком и поквартирными. Если разница возникает, то придется заплатить. Значит, у кого-то подтекает кран или смывной бачек унитаза. Есть и внутридомовые протечки, конечно. Или у кого-то прибор учета «поджат» так, что мало считает.

Давайте рассмотрим на примере электроэнергии, потому что именно здесь были самые большие суммы по ОДН. У нас есть четыре группы домостроений, и за основу берется проектное решение по дому, то есть, какое оборудование должно быть. Для примера: в пятиэтажной «хрущевке» все оборудование — это лампочка на каждом этаже и на входе. Если же жильцы решили установить коллективную антенну, во дворе — хоккейную коробку с освещением, с каждого угла дома — по фонарю для освещения улицы, то за это удовольствие надо будет платить всем жильцам пропорционально. Но ведь есть и примеры того, как жильцы устанавливали магнитики в свой счетчик...

А подсчет норматива, который мы установили, процесс прозрачный: известны и площадь мест общего пользования, и набор используемого оборудования.

— Норматив-то вы установили, может быть, прозрачно, но ОДН по конкретному дому считают другие люди, и не всегда они считают правильно.

— Такие случаи тоже есть, но мы постоянно с ними разбираемся, боремся. И совещаний много было, и с выездом на места смотрели.

Почему не разделяется ОДН за электричество на ночной и дневной режим? Почему, как только многие перешли на двухтарифные электросчетчики (потратив на это немалые деньги), их начали «бить» рублем — заставили за свой счет перепрограммировать в связи с переходами/отменами перехода на летнее/зимнее время (что, кстати, снова возможно). А тех, кто перешел, снова ждал сюрприз, что их ночной тариф стал не столь выгоден, как раньше (было 50 процентов, стало 30), но и в целом дневной стал дороже, чем у других. Из-за чего дневной стал дороже? (Azat)

— По данному вопросу основной всплеск возмущений был примерно год назад. В свое время у нас в республике за потребление электроэнергии в ночное время брали ровно половину от дневного тарифа. Но на федеральном уровне вышла новая методика расчета, и нам посыпались предписания о нарушении. Мы были вынуждены привести в соответствие с федеральными нормами. Хотя прекрасно понимаем, что ночное потребление надо стимулировать.

Мы платим за установленный тариф — водоснабжение — как за питьевую воду! Редко, кто ее пьет, не пора ли назвать ее правильно — водоснабжение для нужд населения, с изменением тарифа в меньшую сторону? (Рустам Мухтаров)

— Что касается «Водоканала», то по всем СанПиНам вода считается пригодной для питья. Есть вода либо питьевая, которая течет у нас в кране, либо техническая, которая к нам в кран попасть не может. Поэтому здесь, как говорится, дело вкуса. Можно и за 100 рублей 20 литров воды покупать.

— Получается, претензии надо предъявлять к санитарным правилам и нормам?

— Если не устраивает качество воды, то, однозначно, к СанПиНу, к водоканалам. У нас на сегодня кубометр воды стоит 16 рублей, а если покупать в магазине, то за литр — пять рублей... Что касается «технической воды для нужд населения», то такой категории просто нет.

— Кто и как в Республике Татарстан регулирует тарифы на техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и ВДГО многоквартирного дома? Как тарифы на ТО ВДГО МКД зависят от газового оборудования, установленного в помещениях собственников? (Волков Вячеслав Васильевич)

— Этим вопросом Госкомитет РТ по тарифам не занимается. Это вопрос «Таттрансгаза». Насколько я знаю, есть методика, утвержденная Федеральной службой по тарифам, которая определяет порядок платы за обслуживание газовых сетей.

Почему в постановлениях главы администрации ИКМО г. Казани до 2014 года вместе с тарифами на жилищные услуги присутствовали и тарифы на ТО внутридомовых газовых сетей, а в постановлении главы от 20.12.2013 г. нет ни слова о тарифах на ТО ВДГО? Почему в других районах и городах РТ исполком МО устанавливает тарифы на ТО ВДГО МКД исходя из площади, занимаемой собственником, а в Казани — исходя из того оборудования, которое установлено собственником в своей квартире? (Волков Вячеслав Васильевич)

— Дело в том, что в 2013 году произошло изменение методики, вышел новый нормативный документ, и эта функция ушла на уровень ФСТ России и газоснабжающих организаций.

«ДО НАС ДОСТУЧАТЬСЯ ОЧЕНЬ ПРОСТО!»

У меня в собственности есть помещение, которое я сдаю в аренду. Заключен договор с ТСЖ «Кулон», и за электричество по счетчику я перечисляю им, поскольку в свое время «Энергосбыт» отказался заключать договор напрямую с ИП. Хотел бы узнать, сколько стоит электричество в Советском районе Казани, поскольку мы уже несколько лет перечисляем более 5-ти рублей за квт независимо от того, дневной это тариф или ночной, поскольку в ТСЖ сказали, что для ИП нет деления по тарифам, и им электричество отпускается по коммерческой цене? (Рустам Абузарович)

— «Татэнергосбыт» на территории республики является гарантирующим поставщиком, поэтому он обязан заключить договор. Но если есть факт отказа, то пусть автор вопроса выйдет на нас, и мы разберемся. Напомню, по электроэнергии у нас сохраняется перекрестное субсидирование: одна цена — для населения, другая — для прочих потребителей. Цена для прочих потребителей устанавливается исходя из того, потребителем какого напряжения они являются.

В данном случае ТСЖ «Кулон», по всей видимости, собирает с ИП плату, как со всех прочих жильцов. Но у жильцов совсем другой тариф. И деньги он должен платить не управляющей компании, а «Татэнергосбыту». Поэтому если есть проблемы, то пусть задавший вопрос выйдет на нас.

— А на вас как можно выйти?

— Любым способом — написать письмо через наш сайт, записаться на прием, позвонить по телефону горячей линии. Мы открыты для всех, до нас достучаться очень просто!

Создайте на своем сайте оnline-операторов, которые отвечали бы на вопросы жителей РТ. (Руслан Галлямов)

— У нас все это уже реализовано! Более того, по итогам 2013 года наш сайт признан лучшим во всей Российской Федерации — по открытости, по различным интерактивным возможностям. Задать вопрос и получить на него ответ есть возможность и через сайт, и по телефону горячей линии, и специальный отдел по работе с гражданами у нас есть, и ко мне на прием можно прийти по вторникам.

— Госкомитет РТ по тарифам за последние два года вырос численно?

— Нет, мы сокращаемся. Когда я пришел туда работать, было 128 человек, сейчас осталось 108.

— Это было плановое сокращение, или это вы так решили?

— Это было плановое сокращение, предпринятое в рамках указов о сокращении госслужащих в Российской Федерации. В прошлом году в рамках решения о повышении заработной платы на 13 процентов мы сократили штат на 9 процентов. Нагрузка у нас растет, круг вопросов расширяется. Особенно объем работы возрастает в период тарифной кампании, и объем переработки в это время просто колоссальный — люди работают до самой ночи.

— И как вы стимулируете сотрудников на такую работу?

— У нас разработана гибкая система поощрения. Каждый начальник отдела оценивает вклад каждого сотрудника, и тот получает премии, исходя из своего КПД и вклада в общее дело. Работу начальника отдела оценивает мой заместитель, а вклад зама оцениваю я сам.

— А кто оценивает вашу работу?

— Премьер-министр и президент республики.

— У вас разве нет федерального подчинения?

— Федеральная служба по тарифам может только отменить наше решение, если они увидят, что оно принято не в рамках действующего законодательства. Но такого не было. Мы с ними работаем, общаемся, находим аргументы для доказательства своих решений. У ФСТ была попытка опротестовать некоторые наши решения, но мы их отстояли в судах.

«ЗА ЧИСТОТУ ПРИНИМАЕМЫХ НАМИ РЕШЕНИЙ Я ОТВЕЧАЮ»

— Где вам работалось или работается лучше — в казначействе или в госкомитете по тарифам?

— За работу в госкомитете по тарифам никогда никто спасибо не скажет! Тарифом либо потребитель недоволен, либо производитель... Но я могу дать голову на отсечение, что принятые нами решения максимально взвешенные. Потому что у нас работает высокопрофессиональный коллектив, люди работают не ради денег, а на совесть.

С нашими работниками считаются и сотрудники ФСТ, советуются с ними, постоянно присылают нам документы на экспертизу. Поэтому за чистоту принимаемых нами решений я отвечаю. Есть несовершенства в плане методологий, именно поэтому и возникают порой споры, и приходится доходить до суда. Если бы все было четко разложено по полочкам, как в бюджете, тогда и не было бы разных инсинуаций на тему тарифов. Кстати, в прошлом году все судебные решения были приняты в пользу Госкомитета РТ по тарифам.

— В комментариях к анонсу интернет-конференции с вашим участием один из читателей спросил: «А чей это сынок?» И чей же вы сын?

— Мой папа 1932 года рождения, он отработал на заводе 44 года рабочим. Мама — с 1936 года, сейчас на пенсии. Никто из родственников высокие посты не занимал, я первый, кто стал начальником.

— Ваше мнение о «БИЗНЕС Online» за прошедший год изменилось?

— Вы работаете стабильно хорошо.

Марат Ривгатович, спасибо за участие в нашей интернет-конференции. Успехов вам!