ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ

Сегодня стало известно о том, что бывший руководитель и совладелец ОАО «Вамин Татарстан» Вагиз Мингазов принял решение уйти из Совета Федерации. Как сообщил РИА «Новости» председатель комитета Совета Федерации по регламенту Вадим Тюльпанов, сенатор от Татарстана намерен досрочно сложить полномочия. Его заявление будет рассмотрено 18 июня на пленарном заседании палаты. По словам Тюльпанова, Мингазов уходит по собственному желанию. «В своем заявлении сенатор попросил досрочно сложить с него полномочия по состоянию здоровья», — сказал он.

Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», именно по причине болезни Мингазов не мог присутствовать в феврале прошлого года на рассмотрении гражданских исков кредиторов «Вамина» в Арском районном суде. Сенатор от Татарстана выступал поручителем по пяти кредитным договорам между «АК БАРС» Банком и «Вамином». И в итоге задолжал по кредитным договорам, обеспеченным его личным поручительством, 2,3 млрд. рублей. Официально Мингазову нездоровилось с ноября 2012 года, и судебные дела в связи с этим приостановились...

А несколькими днями ранее именно эта причина — состояние здоровья — фигурировала и в заявлении экс-главы «Вамина», поданном в татарстанский арбитраж.

Напомним, Мингазов просил об отсрочке в выплате долга перед ЮниКредит Банком. В мае прошлого года, как рассказывала «БИЗНЕС Online», эта кредитная организация добилась судебного решения о взыскании с сенатора 129,19 млн. рублей долга — в 2008 году последний, тогда руководитель ОАО «Вамин Татарстан» поручился за предоставленный агрохолдингу кредит. После вступления «Вамина» в процедуру банкротства банк потребовал его досрочного возврата...

Представитель сенатора Илдар Зиннуров на судебном заседании рассказал, что Мингазов уже начал возвращать банку кредит: «В службе судебных приставов есть исполнительное производство, и ежемесячно с заработной платы удерживается определенная сумма». Тем не менее сенатор просит отсрочить исполнение упомянутого решения на более поздний срок: «Хотя бы до сентября этого года». В качестве причины юрист назвал состояние здоровья должника.

В частности, по словам Зиннурова, у его доверителя еще в 2003 году было выявлено тяжелое заболевание. Год спустя он перенес в связи с этим первую операцию. И с этого времени проходил курс лечения «с выездом в Германию». Так продолжалось вплоть до конца прошлого года. Но из-за ограничения выезда за пределы РФ в связи с судебным решением по иску ЮниКредит Банка Мингазов получает лечение в России.

Видимо, подчеркивая серьезность ситуации, Зиннуров сказал, что доводы Мингазова «заслуживают понимания». Он просил «учесть объективный человеческий фактор» и удовлетворить заявление его доверителя.

Правда, никаких документов, подтверждающих эту информацию, юрист не представил. Он объяснял это тем, что его доверитель не предполагал, что ему ограничат выезд, и поэтому не взял в Германии подтверждающие бумаги.

Представитель ЮниКредит Банка Наталья Колерова потребовала представить доказательства заболевания. При этом она отметила, что если бы такие доказательства были, то кредитная организация не возражала бы против удовлетворения данного заявления. Кроме того, по ее словам, Мингазов как член Совета Федерации по федеральному закону «О статусе членов Совета Федерации» должен в обязательном порядке быть застрахован. А значит, у него есть возможность получить бесплатное медицинское лечение на территории РФ. И в результате Арбитражный суд РТ отказал сенатору в отсрочке выплаты долга.

«БЕГСТВО» В СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

Напомним, Мингазов, являвшийся совладельцем и гендиректором крупнейшего агрохолдинга республики ОАО «Вамин Татарстан», перебрался в кресло сенатора в преддверии громких событий в агрохолдинге. А именно — его банкротства.

Он стал членом Совета Федерации в 2011 году, избавившись от всех постов в ОАО «Вамин Татарстан» и перестав быть акционером компании (во всяком случае, формально). В частности, Мингазов покинул кресло председателя совета директоров «Вамина» в соответствии с требованием законодательства, которое запрещает совмещать предпринимательскую деятельность с работой в качестве сенатора. По этой же причине Мингазов вышел из состава акционеров компании, передав принадлежавшие ему 19,95% акций своей родной сестре Зулайхе Хусаеновой.

О том, что не все ладно в молочном королевстве Мингазова, газета «БИЗНЕС Online» писала еще в 2011 году. Но в 2012 году кризис в крупнейшем аграрном холдинге Татарстана приобрел необратимый характер.

Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», крупнейший агрохолдинг Татарстана, ставший, по сути, семейным предприятием сенатора Мингазова, был признан банкротом 13 марта 2012 года. Процедуру несостоятельности «Вамина», против чего ранее возражали власти республики, включая министра сельского хозяйства Марата Ахметова, инициировал банк ВТБ. Тогда же в отношении него Арбитражным судом было открыто конкурсное производство.

ОАО «Вамин Татарстан»
Банки выдавали кредиты ОАО «Вамин Татарстан» под личное поручительство его гендиректора (фото: tatcenter.ru)

Как отмечала газета «БИЗНЕС Online», ни гигантские активы, собранные под Мингазова, ни политическая поддержка первого и нынешнего президентов РТ и максимальная лояльность минсельхоза РТ, ни гигантские ежегодные миллиардные дотации из казны республики и федерации — ничто не спасло колосса от гибели...

Именно это обстоятельство дало основание обвинять Мингазова в продуманном бегстве. Речь — о неприкосновенности члена Совета Федерации, которая может защитить от притязаний правоохранительных органов. Только по официальным данным, реестровые долги «Вамина» составляют 12,5 млрд. рублей (реальные превышают все 20 млрд. рублей). На сегодня, как сообщают источники «БИЗНЕС Online» в МВД, возбуждено 23 уголовных дела, связанных так или иначе с «Вамином». Все они приостановлены, но «могут быть возобновлены в любой момент...»

Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», еще год назад на заседании Госсовета Татарстана депутаты фракции КПРФ попытались поставить вопрос об отзыве Мингазова из Совета Федерации, предложив председателю парламента Фариду Мухаметшину направить официальный запрос в правоохранительные структуры по публикации газеты «БИЗНЕС Online» за его подтвержденное видеозаписями участие в делах принадлежащей семье сенатора компании «Вамин Татарстан».

Но оказалось, что у субъекта РФ нет такого права — это может сделать только сам Совет Федерации...

20322.jpg
По некоторым данным, Мингазова в Совете Федерации сменит Марат Ахметов

БАНКРОТСТВО «ВАМИНА» И МИЛЛИАРДНЫЕ ДОЛГИ

Как рассказывала «БИЗНЕС Online», Мингазов в связи с личным поручительством по кредитам ОАО «Вамин Татарстан» оказался крупнейшим должником кредитных организаций. Как стало известно нашему изданию, ЮниКредит Банк одним из последних потребовал с Мингазова, как поручителя, возврата кредита, непогашенного агрохолдингом. Другие банки-кредиторы ранее добились аналогичных судебных решений в Арском райсуде. Согласно базе данных ФССП РФ, его совокупный долг превышает 4,3 млрд. рублей.

Это обеспечило Мингазову второе место среди парламентариев по сумме невыплаченных долгов. В этом рейтинге нашего земляка опередил депутат «Справедливой России» Олег Михеев с суммой долга в 5,4 млрд. рублей. Как ранее рассказал газете «БИЗНЕС Online» главный судебный пристав РТ Радик Ильясов, Мингазову, который заработал по итогам прошлого года 2,5 млн. рублей, ограничили выезд за границу. Половину его зарплаты в Совете Федерации удерживают для погашения долга...

На условиях анонимности близкие к Кремлю источники «БИЗНЕС Online», рассказали, что кроме болезни Мингазова причиной досрочной отставки могло быть и желание властей — «постоянный негативный информационный шум вокруг этой персоны ничего хорошего не приносил Татарстану и мог надоесть...» Кто может сменить Мингазова в Москве? Тот же источник считает, что этим человеком мог бы быть нынешний 60-летний глава минсельхоза РТ Ахметов, «который не в пример нынешнему сенатору очень работоспособный человек и эффективный лоббист, в котором нуждается республика, если говорить о Совете Федерации». По словам нашего собеседника, эта версия всерьез обсуждается на самом верху, и вроде бы сам Марат Готович не прочь поменять стезю и быть полезным в таком качестве республике. Окончательно вопрос с преемником прояснится только в июле, когда обнародуют списки «Единой России» в будущий Госсовет РТ.

«ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ С «ВАМИНОМ» — ПЫТАТЬСЯ РАСКРУТИТЬ
ИМЕННО ЧЕРЕЗ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО»

Юридические перспективы сенатора Мингазова газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Эмиль Гатауллин — юрист:

— Думаю, что единственный выход из сложившейся ситуации с «Вамином» — пытаться раскрутить ситуацию именно через уголовное дело.

При возбуждении уголовного дела появляется больше оперативных возможностей для получения той или иной информации, есть возможность пригрозить людям, которые имеют отношение к этому делу, привлечением их к уголовной ответственности и возбуждением дополнительных уголовных дел. Если с потерей собственности как-то можно смириться, то с потерей свободы не каждый может смириться. Конечно, смотря какая собственность и о чьей свободе идет речь. Но вообще, возбуждение уголовного дела дает большой оперативный простор для быстрого получения информации. В рамках арбитражного процесса этих возможностей меньше.

Уголовное дело в отношении Вагиза Мингазова может быть возбуждено за доведение «Вамина» до банкротства, мошенничество, нецелевое использование кредитных средств, причинение ущерба. Бизнес — тонкая вещь. Трудно определить ту грань, где заканчивается бизнес и начинается мошенничество. Соответственно, это все можно установить волюнтаристским путем. Все зависит от возможностей правоохранительных органов и возможностей того, против кого они такое дело будут возбуждать.

На мой взгляд, ничего страшного конкретно с Мингазовым не случится. Как мне кажется, он единственный бенефициар от тех пока еще бизнес-схем, которые применялись. Зная то, что он сможет раскрыть конечных бенефициаров, думаю, что его будут так или иначе беречь. Думаю, что он останется на свободе и с тем же имуществом, которое, может быть, записано не на него, а на его ближайших родственников. Дело будет спущено на тормозах.

Марат Камалов — основатель и партнер юридической компании «Татюринформ»:

— Вагиз Мингазов является членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и на весь срок по Конституции Российской Федерации является лицом, которое обладает парламентской неприкосновенностью. То есть в отношении него не может производиться никаких действий в виде личного осмотра, задержания, тайного проникновения в жилище и так далее.

Уголовные дела в отношении членов Совета Федерации могут возбуждаться по запросу генерального прокурора России. Сам факт того, что Мингазов является членом Совета Федерации, не влечет полного освобождения от уголовной ответственности. Когда он добровольно сложит свои полномочия, безусловно, так парламентская неприкосновенность, которая ему гарантируется, исчерпает себя, то есть он станет абсолютно обычным гражданином. Повторюсь, уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов во время исполнения ими государственных обязанностей могут возбуждаться с согласия генерального прокурора России. Единственное, насколько я помню, ни разу в отношении членов Совета Федерации согласия такого получено не было.

В данном случае грандиозные долги Мингазова — его поручительство. В такой ситуации может оказаться любой человек, который поручился за своего друга, жену, одноклассника. В данном случае Мингазов был личным поручителем за предприятие. Не факт, что здесь есть уголовный состав. Если ситуация известна больше года, если бы там были признаки для возбуждения уголовного дела... Я понимаю недовольство банков и кредиторов, которые теряют деньги. Условно говоря, Мингазова можно обвинить в том, что он плохой руководитель, что он не справился с экономикой этого предприятия, но то, что он совершил преступление, не факт.

«НИ ОДНОГО ЗАСЕДАНИЯ НЕ ПРОПУСКАЛ, НЕСМОТРЯ НА СВОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ»

Сергей Батин — член Совета Федерации от Республики Татарстан:

— Я думаю, что тему состояния здоровья мы не должны с вами обсуждать, это конфиденциальная информация. А что касается присутствия на заседаниях, то я хочу сказать, что заседания Совета Федерации абсолютно открыты, в том числе в режиме online. Но могу сказать, что он ни одного заседания не пропускал, несмотря на свое состояние здоровья. Да, он работал. Но это вопрос сугубо личный, индивидуальный, ведь человек может прийти на заседание Совета Федерации несмотря на то, что он не очень хорошо себя чувствует.

Что касается его преемника, то ответ на этот вопрос мы узнаем позже. Нужно подождать сентября. Только из числа депутатов Госсовета может быть выбран этот человек. Еще списки не опубликовали все партийцы, я не говорю уже об одномандатниках...

Насколько важна двухпалатная система парламента, сейчас странно говорить. Более того, в свете того, что недавно было принято решение о так называемой президентской квоте. Решение было принято на прошлой сессии. Оно о том, что президент РФ имеет свою квоту до 16 человек, которых он делегирует в члены Совфеда. Вот значимость этого коллегиального законодательного органа вы можете дальше интерпретировать сами, насколько он важен или не важен, нужен или не нужен.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:

— Я сомневаюсь, что Мингазов нужен в Совете Федерации. У него и тут очень много проблем фактически полууголовного характера. Поэтому я сомневаюсь, нужен ли нам лоббист, который позорит нашу республику.

Я считаю, что верхняя палата нужна, но не только для того, чтобы заниматься лоббизмом своего региона. Если бы федерализм проводился, то верхняя палата действительно представляла бы регионы, но не в плане лоббизма, а в целом по голосованию по тем или иным законопроектам. Сами бюджетные источники распределялись бы довольно жестко. Например, треть или максимум половина оставались бы в центре, а остальные средства делились бы пополам между регионом и муниципалитетами. Этого у нас нет, поэтому приходится заниматься выбиванием средств в Москве. И хорош тот руководитель, который больше выбил, а не тот, который больше сделал для своего региона. Это совершенно не федерализм.