ELG_0524.jpg
Мария Колегова: «Для меня делать куклы как дышать»

В МИРЕ РЫЖЕВОЛОСЫХ КУКОЛ

— Мария, кто скрывается за брендом «АняМаня»: действительно два человека или целая команда?

Дуэт «АняМаня» подразумевает двух кукольников: меня и Аню. Мы с ней двойняшки с разницей в 20 минут. Я появилась на свет раньше.

— Тем не менее ваш офис называется «Творческая мастерская трех сестер».

— Нас действительно три сестры: еще есть Наташа, которая старше нас на четыре года. Она окончила художественное училище в Казани и академию имени Глазунова в Москве, занимается живописью. Сейчас переезжает в Казань. Будем работать вместе, втроем. Поэтому у мастерской и название соответствующее.

— Вы меня удивили — большинство родители еще с советских времен советовали детям выбирать приземленные профессии, которые могут обеспечить стабильный заработок. А у вас, кажется, все с точностью до наоборот.

У нас у папы именно так и вышло. Стараниями родителей он оказался за станком, хотя очень одаренный человек — портреты в камне гравирует. Что же касается нас, это, скорее, какие-то нереализованные мамины мечты. Она хотела, чтобы мы рисовали — сама в юности мечтала об этом, но у нее не получилось, и она с пяти лет записала нас в изостудию. Потом мы окончили художественную школу...

— Вам самим-то это было интересно?

— Конечно. Нам это было интересно, у нас получалось. До 7 лет у нас с Аней уже было по 2 персональные выставки.

— Ничего себе! А что именно вы выставляли?

— Живописные работы. К куклам мы пришли не сразу, хотя и в изостудии, и в художественной школе, и в училище (мы с Аней окончили еще и театральное) ими занимались.

Почему же, в конце концов, решили сконцентрироваться именно на них?

Нас всегда тянуло на что-то более прикладное.

IMG_1542.jpg
В авторской кукле как и в любой работе важна идея

— Помните свою первую куклу?

Еще бы! Первой нашей куклой была Сонечка — нам помогала ее делать мама. Свои старые колготки мы наполнили синтепоном, пришили кофту. Мама нарисовала на наволочке лицо. Нашу Соню мы сажали на кресло, одевали, кормили — очень забавно. Кукла была в человеческий рост, с рыжими волосами.

— Похожа на кого-то из знакомых?

Да нет, это выдуманный персонаж. Кстати, у нас все куклы женского пола рыжеволосые.

— А почему?

Может быть, это из детства. Рыжина — яркость, солнечный образ.

— Одно дело, когда изготовление кукол — это хобби и другое — когда дело всей жизни. Как вы решились на это?

Это стало нашей профессией, когда мы поняли, что на этом можно зарабатывать.

— А как пришло это понимание?

Я тогда только-только родила — малыш был совсем крохотный. Аня работала продавцом в магазине сувениров, что ее, конечно же, не устраивало. Она поехала в Москву, хотела там окончить мастер-классы. Пришла в галерею «Вахтановъ» (она одной из первых в России 17 лет назад начала заниматься авторской куклой), принесла сувенирные работы — в Казани они в то время вообще не выставлялись. Девочки-менеджеры сказали ей: скоро будет выставка «Цветочный базар», если подготовишь работы и они нам понравятся — оставим на выставку. Так как это была первая большая международная выставка, мы решили поднапрячься. Я тогда буквально на ночь отпросилась из дома к маме. Как оказалось, не зря. Нашу куклу в первый же день выставки купили коллекционеры...

— Сейчас вы занимаетесь только куклами?

— Да, все наше свободное и несвободное время посвящено им.

«Наша с Аней задача — создать миниатюру, в которой живут какие-то эмоции»

— Как же рождаются образы в вашей мастерской?

— Работа начинается с эскиза — замысла. Сначала мы обязательно рисуем куклу. Потом делаем в натуральную величину ее чертеж. И только после этого лепим. Тут применяется и скульптура, и роспись. Работаем и с тканями, и с прическами, и какие-то декорационные элементы применяем, например, имитации различных материалов, украшений.

— А для чего это нужно?

— Если, например, использовать кожу в обуви, она будет очень грубо смотреться. Поэтому тот или иной материал имитируется.

— Из чего?

— Салфеток, бумаги.

— Технология отработана настолько, что каждая из вас выполняет определенные этапы работы — у кого что лучше получается? Или у вас и у Ани каждая кукла от и до своя?

— Бывает по-разному. Есть работы, которые от и до Анины или мои. Но есть и совместные. В этом отношении нам, наверное, повезло. Мы все-таки сестры и поэтому полностью доверяем друг другу в работе.

Я точно знаю, что если остался последний день для выполнения срочного заказа, я могу на Аню 100 процентов положиться — она меня не бросит, мы будем вместе доводить его до конца. И она так же уверена во мне.

— Изготовление куклы — долгий процесс?

— Изготовление самой простой куклы занимает от трех дней. На коллекционную куклу по технологии уходит около месяца. Даже когда хочешь быстрее, все-равно какие-то детали приходится додумывать, искать другие материалы. В любом случае это творческий процесс.

— И потому не поддается четкому временному разграничению: 20 минут на то, 30 — на это?

Нет. Первое время мы одно лицо могли неделю лепить. Не нравилось, комкали, снова лепили. Сейчас у нас, конечно, это занимает гораздо меньше времени. Но все-таки никогда не угадаешь: день ты его будешь лепить или 20 минут. Конечно же, мы делаем не по одной работе, начинаем сразу не меньше пяти. Чем больше у нас времени, тем больше мы начинаем творить. Бывало, что и заснуть не можешь, потому что все мысли только о кукле.

IMG_1543.jpg
«Ностальгия» — воспоминания о прошедшей жизни

СМЕШЕНИЕ СТИЛЕЙ И ФАКТУР

— Насколько уникальна техника, в которой вы работаете? Это не та техника, которую вам преподавали?

Нет, конечно. До этой техники мы дошли сами. Мы из пластика во время учебы вообще не лепили. Не говоря уже о том, что театральные куклы — это совершенно другое направление. Они должны смотреться с расстояния зрительного зала, в движении, быть эффектными. Если рассматривать с близкого расстояния, это может быть достаточно грубая работа. Авторскую же куклу хочется рассматривать именно вблизи — смаковать каждую деталь. И каждая деталь должна говорить об этом образе, нести за собой какую-то историю.

— Как вы пришли к своей технологии?

Методом тыка. Пробовали разные материалы. Первых кукол делали из запекаемых пластиков, глины.

— А где пекли?

В духовке.

— ?!

— Есть такая технология. В Казани профессиональных материалов тогда не было. Мы нашли немецкий рок-пластик, который нам более-менее понравился. Но он тяжелый, если полностью из него делать куклу. Плюс к тому непластичный — трескается и шкурится ужасно долго. Уже потом мы стали покупать материалы в Москве. Сейчас работаем с японским папер-клеем. Это скульптурный материал, из которого лепится фигура куклы. Он, конечно, намного дороже, но зато и результат налицо. Проволочный каркас вылепливаем из папер-клея, большие формы делаем из папье-маше. Далее идет грунтованный текстиль и роспись — акрил или акварель, пастель. Мы смешиваем разные материалы, разные фактуры. Так интереснее работать. И не используем готовые формы, абсолютно все делаем вручную. Те же трессы (волосы — прим. авт.) для кукол сами окрашиваем красками для волос.

— Можно сказать, что у ваших кукол есть свое лицо?

У нас есть свой почерк и свои узнаваемые образы. Если же говорить о технике, в ней работают и другие. Но так как мы сами доходили до нее, у нас наверняка есть какие-то свои нюансы, отличия.

Наверное, именно театральное училише дало нам смешение разных фактур. Те, кто занимается авторской куклой и знает в этом толк, сразу говорят, что по нашим работам видно театральное образование.

— Это плюс?

Большой плюс.

— Делать театральные куклы, как предполагала ваша профессия, никогда не хотели?

Нет, мы не работали в театре. Как так вышло (задумывается)? Там низенькие зарплаты. Вообще Аня — декоратор-бутафор. А у меня несколько другое: кукольник-декоратор кукольных спектаклей и бутафор, а еще технолог. Когда я поступала, Аня была беременна, поэтому мы оказались в разных группах. У нас с ней и педагоги разные, которые к тому же друг с другом были в контрах. У меня был такой, что мы свои работы даже изнутри вышкуривали. Одну куклу могли делать по полгода, но зато делали так, что ах. У Ани, напротив, педагог был нацелен на зарабатывание денег и брал студентов на подработки. Они ко Дню города оформляли кафе. Например, приложили руки к оформлению ресторанов сети «Сытый папа».

— Это, видимо, вам и помогло впоследствии создать успешный проект, совместив в нем коммерческое начало с тщательностью проработки.

Мы тоже так считаем.

IMG_1537.jpg
«Мир, труд, май»: дед с внуком идут на демонстрацию

ДЕЛАТЬ КУКЛЫ — ЭТО ИГРА

— Досконально свою технологию вы, наверное, не раскрываете?

— Секретов у нас нет. В кукле как и в любой работе главное — это идея. Технику можно изучить от и до. Тем более что мы ее преподаем на мастер-классах. Надо делиться знаниями. Да и когда появляется конкуренция, становится интереснее. Это способствует и твоему личному росту.

— Далеко не все творческие люди так считают. Многие маститые мастера очень ревностно относятся к своим последователям.

— Если человек все держит в себе, это, наверное, говорит о его духовной бедности. Мы придерживаемся другой точки зрения. А потом сейчас же есть интернет — знания можно почерпнуть и оттуда.

Но лично нас воодушевляют выставки. На них собираются очень интересные люди. Начиная от коллекционеров и заканчивая специалистами в этой области, которые серьезно изучают историю кукол. И представлены на них, как правило, очень разные куклы и разные материалы. Если даже просто ходить на выставки и смотреть, приумножаешь знания. Это совсем другое дело, чем в Казани вариться в своей каше. Воочию видишь, какого уровня можно достичь. Конечно, речь идет не о том, чтобы кого-то копировать, а создать что-то новое. Мы всегда в поиске. Ищем новые технологии и материалы. Вообще делать куклы — это игра. Мы сами придумываем персонажей, сами их изготавливаем. Придумываем им различные истории, их взаимоотношения между собой...

— А заказчикам вы рассказываете эти истории?

— Я думаю, не стоит ничего навязывать — история у каждого своя. При взгляде на куклу у человека рождается какая-то ассоциация, и он уже сам домысливает.

— Откуда берете образы — из сказок, детства, из фильмов? Или это микс всего и отовсюду?

Скорее, всего и отовсюду.

IMG_1532.jpg
«Спасибо за поддержку полных женщин», — пишут Анне и Марии

— Фантазия не иссякает?

Нет, замыслов очень много — времени не хватает все воплотить. Чем больше делаем, тем больше хочется еще и еще. Обычно одна тема вытекает из другой: работаешь над куклой и происходит какое-то развитие.

— Можно сказать, что вы живете от выставки к выставке?

— Нет. Сейчас у нас уже есть и заказчики. Наши работы стоят в московской галерее. Кроме того, они продаются через интернет-магазин. Все идет параллельно. И зависит только от нашей работоспособности. Чем больше кукол мы сделаем, тем больше продадим.

IMG_1530.jpg
«Нежность» — так назвали девушки эту работу

— Насколько сегодня востребованы ваши куклы?

Не жалуемся. Есть коллекционеры, которые собирают только наши работы. Некоторые из таких людей, даже не видя куклу, только услышав описание по телефону, говорят «Берем», хотя она зачастую стоит 50 - 60 тысяч. В той же галерее «Вахтановъ» в Москве люди приходят и спрашивают конкретно наши работы.

— Для коллекционеров, наверное, важна не цена?

Да. Многие говорят: «Мы отдыхаем на ваших куклах». Но достигалось это очень тяжело. Мы к этому шли долго. Сначала, чтобы поехать на те же выставки или купить дорогую ткань для кукол, залезали в долги. У нас очень часто меняются работы — под каждую выставку.

— Каждая ваша работа находит поклонников или бывает и так, что кукла никому не понравилась?

Мы в основном больше воплощаем свои творческие замыслы. Желание заказчика угадать сложно. Поэтому не мы ориентируемся на них, а они выбирают из наших работ. Хотя бывает, что и за заказы беремся. Но достаточно редко. Сразу предупреждаем, что работаем в гротеске. А он предполагает некую комичность. Помещение мастерской, где мы работам, позволило сделать еще и небольшую галерею, где есть возможность выставить работы. Больше половины кукол из того, что вы там видели, уже проданы. Какие-то работы нам привезли специально на открытие. Мы дружим со многими своими покупателями.

— А бывает, что просят что-то повторить?

Мы делаем авторские повторы. Но так как куклы лепятся вручную, они, естественно, отличаются от оригиналов.

— Не было ли такого, что кукла настолько вам самим полюбилась, что не хочется ее никому отдавать? У вас нет собственных коллекций?

Своих коллекций у нас нет. Мы вообще очень самокритичны. Редкий случай, чтобы что-то от и до понравилось. К тому же мы круглые сутки заняты изготовлением кукол, если они еще и дома у нас будут стоять, будет тяжеловато.

Но я знаю, у Ани есть любимая кукла — мальчик с собакой. Она сейчас находится в одной из частных коллекций в Москве. Как нам рассказали в галерее, нынешний ее владелец три дня ходил вокруг и только потом приобрел. Естественно, в галерее наши координаты не дают, он нашел их через интернет. И вот уже на протяжении пяти лет раз в три месяца — раньше чаще — звонит Ане и благодарит ее. Насколько его зацепила эта работа. Он говорит, что это он сам в детстве. Композиция, а она называется «На одну ночку», на самом деле получилась удачная. В чем ее смысл? Румяный мальчик, видимо, только что с прогулки, стоит в подъезде и смотрит наверх, а позади него большой лохматый пес. Он больше мальчика, с языка у него текут слюни. Мальчик просит у мамы разрешения взять этого пса домой на одну ночку. Он ему уже вместо ошейника веревочку повязал...

IMG_1544.jpg
Прообразом для этой работы стала бабушка участниц дуэта

КТО-ТО ТРАТИТСЯ НА ТРЯПКИ, КТО-ТО — НА КУКОЛ

— Спрос на авторскую куклу активизировался в последние годы?

Напротив, раньше спрос был гораздо выше. Сейчас очень много кукольников.

— Конкуренция высокая?

В Москве — очень. Потому что туда съезжаются авторы со всего мира: и из России, и из Европы. В Казани, конечно, меньше. Конкуренции мы не боимся. Несмотря на нее, свою нишу все-равно занимаем. К тому же конкуренция заставляет двигаться, придумывать что-то новое.

— Где у вас больше покупателей?

Все-таки в Москве. Там, например, есть одна дама, она покупает и наши работы, и других авторов. Признается, что их уже некуда ставить, но все-равно не может удержаться. Она так и говорит: «Кто-то тратится на тряпки, а я — на куклы». Хотя это женщина в годах, она ими играет — составляет из кукольных человечков целые композиции.

— А как в Казани складывается с клиентурой?

Сувенирные куклы много покупают и себе, и на подарки. Приобретают и авторские куклы. Коллекционеров здесь, конечно, немного, но есть. Кто-то четыре года назад покупал, пропал и снова появился. Кто-то постоянный покупатель. Авторская кукла вообще далеко не для всех. Это достаточно специфический вид искусства.

— Работы от «АняМаня» предназначены для красоты?

Для украшения интерьера, поднятия настроения.

IMG_1538.jpg
Этот образ легко узнаваем

ГРОТЕСК — ЭТО НЕ ШАРЖ И НЕ КАРИКАТУРА

— Ваши куклы — это законченные образы, которые резко отличаются от фабричных близнецов. В авторской кукле всегда так?

Нет. Авторские куклы изготавливают в том числе и из фарфора. Отливают по одной форме, можно сказать, тиражируют и потом их просто по-разному одевают. У нас с Аней такая задача — создать миниатюру, в которой живут какие-то эмоции.

— Как вы сами определяете свой стиль?

Гротеск. Это не шарж, не карикатура. Многие почему-то считают, что это одно и то же. На самом деле гротеск глубже: в нем и юмор, и преувеличение, но и смысл обязательно присутствует. Это не просто картинка.

— Натуру подглядываете в повседневной жизни?

Как же без этого? Вот, например, мальчик с собакой похож на моего сыночка Никитку — такой же худенький, круглолицый, два передних зуба большие. И настроение точно передано. У нас у мамы собака шарпей. И когда наши детки собираются у нее, они ездят на ней, теребят. А она такая понимающая, все им позволяет. Кстати, рисунки, использованные в этой композиции, Аня скопировала тоже никиткины. Это у него такие человечки: пять пальчиков на ручке. Вот, например, композиция «Детские шалости». О чем она? Папа приходит с работы. Так как он мало времени уделяет своим троим детям, то решил им на ночь книжку почитать. Пока он это делает, они режут и разрисовывают простынку, печенюшки на кровати кушают. Все, что было нельзя, стало можно. И над своим папой шалят — бантик ему навязали. Видно, что он их очень любит, раз все это позволяет.

— Это тоже образ из семейной жизни?

Нет, нас воспитывала мама. Родители в разводе. Поэтому это больше придуманный образ. В авторской кукле важна каждая деталь. Видите, здесь наматрасник как настоящий. Даже изгиб кровати реален — так как лежащий на ней папа большой, она прогнулась.

А вот интересная работа Ани «Ностальгия». Мужчина в возрасте сидит на скамейке и вспоминает свою семейную жизнь, рассматривая старые фотографии. У его ног верный пес. Ностальгии способствует осенняя погода. Хотя мы и работаем в гротеске, через юмор и доброту стремимся передать и какие-то теплые чувства. Другая наша работа — «Нежность» — построена на контрасте: худенький мальчик и дородная девушка. Вообще, у нас есть серия дам с пышными формами. Нам даже в группе «ВКонтакте» писали: «Спасибо за поддержку полных женщин». На самом деле хотелось передать не только красоту 90-60-90, но и женственность, и широту души.

— Это видно: несмотря на таз с бельем женщина любуется цветочком...

Заметьте: у нее и каблуки, и бусики на шее — все как надо.

IMG_1527.jpg

ШЕЛКА, ВИНТАЖНОЕ КРУЖЕВО И СТРАЗЫ СВАРОВСКИ

— Ваши куклы вообще изысканно одеты. В магазинах ткани столь малого метража разве можно приобрести?

Ткань продают от 10 сантиметров. Мы покупаем их в интернет-магазинах в Москве, Питере и в Казани. Используем дорогие ткани.

Например, здесь винтажное кружево наклеено на жесткую основу. К тому же мы его нещадно покрасили. Затем идет роспись и наклеиваются стразы Сваровски.

На даме в комичной старинной сценке «Мой милый ангел» — там ангелочек обнимает ее за ногу — натуральные шелка, чулочки тоже шелковые. Чепец для шляпы делали из прокленных бумаг, потом положили на него французское кружево. Гофрированный шелк изнутри наклеен отдельно. Мы его загрунтовали, чтобы был жесткий, и только потом вшили кружево. По краям, чтобы шляпа не теряла форму, пришлось прошить проволокой. Здесь еще и сам крой ткани своеобразный. Разнообразных деталей очень много.

В работе «Полонез», изображающей ангела, тоже использованы шелка. Но не только. Есть еще и бархат на шелке. Все кусочки, а их много-много, мы прошиваем. Сверху сажаем микробисер. Ткани зачастую вручную состариваем, чтобы были переходы цвета. А здесь, смотрите, немножко продрано специально, чтобы была винтажность. Волосы, кстати, тоже красим оттенками, чтобы они не были однородными.

А эта работа была сделана к выставке, которая называлась «СССР». Она как раз выполнена из того пластика дарви, который продавался в Казани и из которого было сложно что-то сделать. Тем не менее вышло хорошо. Эта композиция называется «Мир, труд, май»: дед с внуком идут на демонстрацию. У дедушки где-то подкладочка из-под пиджака выглядывает.

— Намеренно выглядывает?

А здесь не может ничего быть случайно. Все должно быть продумано, работать на конкретный образ. А эта работа называется «Настена». Я делала ее по фотографии нашей бабушки, тоже на выставку. Ту работу купили. Так как она нам очень понравилась, мы решили сделать повтор.

IMG_1534.jpg
Папа решил почитать на ночь деткам книжку

«ДЕЛАТЬ КУКЛЫ КАК ДЫШАТЬ»

— Изготовление кукол приносит какие-то средства в семейную копилку или же остается занятием больше для души?

Куклы — очень важная часть моей жизни. Без них я себя просто не представляю. Для меня это как дышать. Поэтому делать их для нас прежде всего большое удовольствие. Но сейчас оно уже приносит и определенный доход. Мы много что перепробовали до того, как заняться исключительно куклами. И сейчас просто не нарадуемся: слава Богу, что нашли свое призвание и нам не нужно на кого-то работать. Нам мама с детства говорила: «Не важно, кем ты трудишься. Если это приносит тебе радость, если ты хороший специалист в своем деле, ты всегда будешь востребован». Наверное, это так и есть. Себе на хлеб мы всегда заработаем.

— Ваш бизнес можно назвать семейным.

Это все-таки больше творчество, чем бизнес. Если бы мы хотели заниматься чисто зарабатыванием денег, создали бы производство, наняли работников. Иначе говоря, тиражировали бы определенных кукол. А у нас этого нет. Мы каждый раз все по новой вылепливаем своими руками.

— Почему?

Нам неинтересно ставить это дело на поток. Мы даже не всегда повторы любим делать. Даже если это повтор, в процессе все-равно хочется привнести что-то новое. Поэтому повторы однозначно отличаются.

— Неужели вам никогда не требовалась чья-либо помощь?

— Мы привлекали помощников во время форс-мажорных ситуаций. В основном подружек. Но они все сбегали — не выдерживали.

— Настолько кропотливая работа?

Бывало такое, что перед выставками приходилось работать круглые сутки. Мы могли не спать по три ночи подряд. Порой и понервничаешь, и поплачешь.

— Когда что-то не получается?

— Да. Иногда вдруг остро ощущаешь, что суть теряется — нет эмоции. Начинаешь все пеерелепливать, благо, технология это позволяет. Она может быть долгой по времени, но зато на любом этапе можно что-то переделать.

Сейчас нам мама помогает. Помню, одно время нам даже на почту писали: «Не нужны ли вам помощники?» У меня муж на это говорил: «Они не знают, на что идут». Этим реально нужно болеть и днем, и ночью. И никому не доверишь.

— Так красиво, как вы, не сделают? Нужен опыт?

— Нет, голова. Научить можно чему угодно. Но чтобы сделали именно так, как ты хочешь, с такой складочкой, загогулькой, надо стоять над душой и показывать. Поэтому проще сделать самим. Тем более что мы с сестрой разные и в работе дополняем друг друга. У Ани, например, зачастую возникает «сумасшедшая» идея. Я ее подхватываю, и мы дальше ее вместе развиваем. У меня лучше получается работать с тканями. Но опять же я могу и лепить, и делать все остальное. Также и Аня может, включая работу с тканями. Мы «больные» куклами и в целом творчеством.

— А вы как-то обозначаете свои работы?

Вешаем на них так называемые сертификаты или бирочки, где написано, что это за кукла и бренд «АняМаня».

— «АняМаня» — ваш бренд? Звучит нетривиально. Кто придумал?

Долго мучиться, чтобы придумать бренд, не пришлось. Нас с детства так звали мамины подруги. Чтобы не запоминать, кто есть кто, обращались сразу к обеим АняМаня.

— Авторская кукла не рассчитана на массового покупателя?

— Мы используем профессиональные дорогие материалы. Соответственно, себестоимость кукол немаленькая. Сувенирные ангелы у нас стоят от 2 тысяч рублей, а авторские коллекционные куклы — от 15 до 60 тысяч. Я знаю авторов, у которых куклы стоят и по 700 тысяч.

— В Казани?

— Нет, в Казани такого уровня нет. Цена, вообще, вещь субъективная (смеется). Кстати, когда мы выставляемся в Москве, нам говорят, что цены у нас очень недорогие.

«Нам повезло – мы сестры. И поэтому полностью доверяем друг другу в работе»

— Спрос на куклы тоже подвержен спадам?

— Стабильности нет. Бывает, что продажи идут очень-очень хорошо. А бывает, что не очень. Творчество есть творчество. Зато в этом один безусловный плюс: у нас нет начальства над головой.

После артгалереи в феврале у нас плавно на лето перетекают мастер-классы. На мастер-классах мы все рассказываем и показываем. Человек сам трудится полчаса. Оставшиеся 10 минут мы помогаем, вносим какие-то коррективы. Но при этом у людей складывается впечатление, что они сами полностью сделали эту работу.

— На кого рассчитаны такие мастер-классы — детей или взрослых?

— Это и взрослым довольно сложно. Даже не все художники могут изготавливать кукол. Для этого требуются несколько иные навыки. Что уж говорить о детях. Хотя в художественной школе мы проводили занятия и для учащихся 12 - 13 лет.

— Мастер-классы для вас — дополнительный заработок или желание приобщить к своему увлечению других?

Изначально мастер-классы были для нас одним из источников заработка. Сейчас мы их проводим уже больше для общения. Мы свое рабочее время проводим в одиночестве, творчеством вообще публично невозможно заниматься. Между тем общение тоже важно.

— Последователи еще не появились?

Занимаются. И даже делают наших ангелов и продают...

— Выходит, вы плодите себе конкурентов?

Нет, это уже называется воровство. Конкуренция — это когда ты свое придумал. На мастер-классах мы объясняем, что на примере нашей конкретной куклы преподаем технологию, по которой можно сделать что угодно. Мы даже подсказываем, как можно развить тему. Но ученики иногда идут по пути наименьшего сопротивления — просто-напросто копируют наши работы.

— Как думаете, вашим детям будет интересно этим заниматься?

Мой сынок еще мал. А Аниному 14 лет, он ходит в художественную школу. Сейчас они там как раз делают кукол — карабасов-барабасов. Опыт у него есть. Когда он был маленький, сделал одну очень удачную куклу. Причем не спрашивал у нас, как и чем наполнять, сам брал и шил. На мой взгляд, это большой плюс. Но он спокойно к этому относится. А вот нашей племяннице — Наташиной дочке — куклы очень нравятся. Она девочка, и это все объясняет. Она даже своей маме говорит: «Ну почему ты куклы не делаешь?!»